Судья Алтайского краевого суда Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу "данные изъяты" на решение судьи Михайловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по жалобе Юлдашева Иброхимжона на постановление *** от ДД.ММ.ГГ врио начальника ТП УФМС России по Алтайскому краю в с.Михайловское старшего лейтенанта внутренней службы К., которым
Юлдашев Иброхимжон, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец "данные изъяты", гражданин Республики Узбекистан, временно зарегистрированный по адресу: "адрес"
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ, составленному врио начальника ТП УФМС России по Алтайскому краю в с. Михайловское К., ДД.ММ.ГГ в 16 часов 22 минут в ходе проверочного мероприятия КФХ "Исаев А.К." выявлен гражданин Республики Узбекистан Ю., который ДД.ММ.ГГ въехал в Российскую Федерацию через пункт пропуска КПП "Кулунда 54", при пересечении границы Российской Федерации в нарушение п."з" ч.1 ст.4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 05.10.2004г. "Об использовании миграционной карты единого образца" и ст. 25.9 Федерального закона от 15.08.1996г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не заполнил основную графу миграционной карты - подпись въезжающего в Российскую Федерацию и/или Республику Беларусь, тем самым допустил нарушение правил въезда в Российскую Федерацию, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию. Действия Ю. квалифицированы по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
По делу вынесено вышеуказанное постановление, которое решением судьи Михайловского районного суда Алтайского края от 24 сентября 2015 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в краевой суд, Ю. просит постановление и решение отменить, в обоснование указывает, что подпись в миграционной карте является подтверждением сведений, изложенных в ней, и не влияет на действительность самой миграционной карты; исходя и положений действующего законодательства отсутствие подписи в миграционной карте не может являться нарушением правил въезда в Российскую Федерацию, поскольку в противном случае иностранный гражданин становится незаконно находящимся, но имеющим при этом действительную миграционную карту, содержащую сведения, предусмотренные ст.5 Протокола между МВД России и МВД Республики Беларусь о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года. Миграционная карта на имя Ю. заполнена сотрудником пограничного пункта пропуска, на руки талон "А" Ю. не выдавался, о необходимости проставить подпись он не уведомлялся, на талоне "Б" правила заполнения миграционной карты отсутствуют; миграционная карта предъявлялась Ю. при постановке на миграционный учет, при оформлении патента, при продлении миграционного учета, при этом замечаний по поводу отсутствия подписи не поступало, таким образом, отсутствует его вина в правонарушении. Кроме того, должностное лицо обязано было составить протокол об административном правонарушении незамедлительно после выявления правонарушения. Срок давности привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ за нарушение правил въезда в РФ составляет два месяца и на момент вынесения постановления истек.
Ю. о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежаще, не явился, об отложении дела не просил, в связи с чем в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитников Ю. - К., Н., нахожу постановление должностного лица и решение судьи подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 15.08.1996г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
Согласно ст.25.9 названного Федерального закона иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту.
Форма миграционной карты, порядок ее использования и порядок финансирования мероприятий по обеспечению миграционными картами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2004г. N 413 "О миграционной карте" утверждены Правила использования миграционной карты, которые предусматривают, что бланк миграционной карты заполняется на русском языке. В случае, если иностранный гражданин не владеет русским языком, допускается заполнение им сведений о себе буквами латинского алфавита в соответствии с данными, указанными в документе, удостоверяющем личность (п. 5); допускается заполнение бланка миграционной карты за иностранного гражданина, не владеющего русским языком, грамотой или недееспособного, а также за малолетнего ребенка иным лицом (п. 6); иностранный гражданин предъявляет миграционную карту при въезде в Российскую Федерацию в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации должностному лицу органа пограничного контроля, которое при соответствии сведений, внесенных в миграционную карту, сведениям, содержащимся в его визе и документе, удостоверяющем личность, проставляет в миграционной карте отметку о въезде в Российскую Федерацию (п.7).
Помимо названных Правил отношения, связанные с использованием миграционной карты единого образца, регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 05 октября 2004 года "Об использовании миграционной карты единого образца", действие которого в силу статьи 1 распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств Сторон с территории третьего государства. Под третьим государством понимается государство, не являющееся участником настоящего Соглашения (ст.2 Соглашения).
При этом согласно ст. 2, п. 1 ст. 3 Соглашения компетентными органами государств Сторон иностранному гражданину при въезде на территории государств Сторон выдается для заполнения миграционная карта, то есть документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию и/или Республику Беларусь и служащий для учета и контроля за его временным пребыванием на территориях государств Сторон.
Статьей 4 Соглашения предусмотрены основные графы, которые содержит миграционная карта, в их число входит графа, которая должна содержать подпись въезжающего в Российскую Федерацию и/или Республику Беларусь (пп. "з" п. 1); форма миграционной карты, включая основные и дополнительные графы, порядок ее выдачи, заполнения и применения, а также порядок обработки и использования информации, содержащейся в миграционной карте, определяются в отдельном Протоколе, который центральные компетентные органы заключат в течение 90 дней после вступления в силу настоящего Соглашения (п.2 ст.4).
Протокол о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца от 05 октября 2004 года подписан Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Беларусь 06 июля 2006 года в г.Москве.
Пунктами 1-4 статьи 5 Протокола, регулирующими порядок заполнения миграционной карты, установлено, что заполнение иностранным гражданином миграционной карты осуществляется в русской или латинской транслитерации в соответствии с данными, указанными в паспорте или ином документе, его заменяющем, предназначенном для выезда за границу (далее - документ для выезда за границу); части "А" и "Б" миграционной карты заполняются иностранным гражданином чернилами на основании документа для выезда за границу разборчиво печатными буквами, без помарок и исправлений, в строго отведенных разделах и графах; в обе части миграционной карты вносятся следующие сведения: фамилия, имя (отчество); дата рождения (число, месяц, год) - заполняется в формате "ДД ММ ГГГГ", например, "02 04 1996"; пол - зачеркивается квадрат, который соответствует полу иностранного гражданина; гражданство; номер документа для выезда за границу, признаваемого государствами Сторон в этом качестве, цель визита; сведения о приглашающей стороне (наименование юридического лица, фамилия, имя (отчество) физического лица), населенный пункт и срок пребывания, номер визы; обе части миграционной карты подписываются иностранным гражданином с указанием даты заполнения и лично предъявляются должностному лицу соответствующего компетентного органа.
Между тем, пункт 5 указанной нормы допускает возможность заполнения миграционной карты за иностранного гражданина иным лицом, в том числе электронным способом с использованием автоматизированного оборудования установленного компетентными органами образца. При этом обе части миграционной карты подписываются иностранным гражданином, за которого заполняется миграционная карта. Если иностранный гражданин, за которого заполнена миграционная карта, не может ее подписать в силу малолетнего возраста, болезни, инвалидности или по причине, признанной обоснованной должностным лицом соответствующего компетентного органа, допускается подписание обеих частей миграционной карты лицом, ее заполнившим.
В вину Ю. вменяется нарушение правил въезда в Российскую Федерацию, выразившееся в незаполнении при пересечении границы Российской Федерации основной графы миграционной карты - подпись въезжающего в Российскую Федерацию.
При этом, как усматривается из материалов дела, выданная Ю. при въезде в Российскую Федерацию миграционная карта серии ***, в графе "Подпись/Signature" части "Б" которой отсутствует какая-либо подпись, заполнена машинописным способом сотрудником государственного органа, а не самим иностранным гражданином, что является очевидным (л.д. 4).
Вместе с тем, отсутствие подписи иностранного гражданина в части "Б" миграционной карты не свидетельствует о том, что такая подпись не была проставлена и в части "А" данной миграционной карты, при этом в материалах дела часть "А" миграционной карты отсутствует.
В соответствии с п. 8 ст. 5 Соглашения должностное лицо соответствующего компетентного органа при въезде иностранного гражданина на территорию государства одной из Сторон с территории третьего государства проверяет заполнение обеих частей миграционной карты, соответствие сведений, содержащихся в них, сведениям, содержащимся в его визе и документе для выезда за границу, проставляет в обе части отметки о въезде, изымает заполненную часть "А" миграционной карты с проставленными отметками о въезде, а часть "Б" - возвращает иностранному гражданину.
Таким образом, правильность заполнения и соответствие сведений, внесенных в миграционную карту, проверяется уполномоченным на то лицом при пересечении иностранным гражданином границы Российской Федерации.
При этом следует учесть, что вышеуказанная миграционная карта имеет отметку о въезде, датированную ДД.ММ.ГГ, следовательно, государство установило соответствие миграционной карты предъявляемым к ней требованиям и разрешило въезд гражданину, поэтому такой въезд не может считаться незаконным.
Более того, п.10 ст.5 Протокола предусмотрена обязанность должностного лица компетентного органа государства предложить иностранному гражданину заполнить новую миграционную карту в случае выявления не полностью заполненной миграционной карты. Однако в деле отсутствуют доказательства того, что по отношению к Ю. такая обязанность была исполнена, но, несмотря на это, он уклонился от проставления подписи.
Также материалы дела не содержат доказательств ознакомления иностранного гражданина с правилами заполнения миграционной карты, тогда как такая обязанность предусмотрена п.1 ст. 9 Протокола.
При таких обстоятельствах выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о наличии в действиях Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, нельзя признать правильными, а постановление и решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление врио начальника ТП УФМС России по Алтайскому краю в с. Михайловское К. от ДД.ММ.ГГ ***, решение судьи Михайловского районного суда Алтайского края от 24 сентября 2015 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ю. прекратить.
Судья Л.Ю.Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.