Судья Алтайского краевого суда Бакланов Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кенжаева Илясбека на решение судьи Михайловского районного суда Алтайского края от 24 сентября 2015 года и постановление врио начальника ТП УФМС России по Алтайскому краю в с. Михайловское от 14 августа 2015 года, которым Кенжаев Илясбек, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец Республики Узбекистан, гражданин республики Узбекистан, состоящий на миграционном учете в Российской Федерации по месту временного пребывания по адресу: "адрес",признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ ***, составленному врио начальника ТП УФМС России по Алтайскому краю в с. Михайловское Кирилловым Д.С., ДД.ММ.ГГ в ДД.ММ.ГГ в ходе проверочного мероприятия КФХ " Исаев А.К." выявлен гражданин Республики Узбекистан Кенжаев И., который ДД.ММ.ГГ въехал в Российскую Федерацию через пункт пропуска КПП "Кулунда 54", при пересечении границы Российской Федерации в нарушение п. "з" ч. 1 ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 05 октября 2004 года "Об использовании миграционной карты единого образца" и ст. 25.9 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не заполнил основную графу миграционной карты - подпись въезжающего в Российскую Федерацию и/или Республику Беларусь, тем самым допустил нарушение правил въезда в Российскую Федерацию, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеназванное постановление.
Не согласившись с данным постановлением, Кенжаев И. обратился с жалобой в районный суд, требуя отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы ссылался на то, что отсутствие подписи в миграционной карте не является существенным нарушением, не влечет предоставление недостоверной информации об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, не нанесло ущерб государству, поэтому допущенное нарушение является малозначительным. Кроме того, Кенжаев И. обращает внимание на то, что отсутствие подписи в миграционной карте не было расценено государственными органами в качестве препятствия для оформления патента.
Решением судьи Михайловского районного суда Алтайского края от 24 сентября 2015 года постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения, жалоба Кенжаева И. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, Кенжаев И. требует отменить постановление должностного лица, решение судьи и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на изложенные ранее обстоятельства, дополнительно указывая на то, что подпись в миграционной карте является подтверждением сведений, изложенных в ней, и не влияет на действительность самой миграционной карты; отсутствует вина в не проставлении подписи, учитывая, что миграционная карта заполнена сотрудником компетентного органа государства, проверена им, после чего Кенжаеву И. не предлагалось заполнить какие-либо графы, а въезд по данной карте разрешен, впоследствии миграционная карта предъявлялась при постановке на миграционный учет, оформлении патента и замечаний относительно ее содержания не поступало.
В судебное заседание Кенжаев И. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствовал, в связи с чем в соответствии с ч.2 ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника Коломоец А.Ф., поддержавшего доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления должностного лица миграционного органа и решение судьи районного суда по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Как следует из материалов дела, в вину Кенжаеву И. вменяется нарушение установленных правил въезда в Российскую Федерацию, выразившееся в незаполнении при пересечении границы Российской Федерации основной графы миграционной карты - подпись въезжающего в Российскую Федерацию.
При вынесении решения судья районного суда согласился с выводом начальника территориального пункта УФМС России по Алтайскому краю в с. Михайловское о доказанности наличия вины иностранного гражданина в совершении названного административного правонарушения.
Вместе с тем, данные выводы являются неверными, поскольку не учитывают положения действующего законодательства, регулирующего заполнение миграционных карт при въезде в Российскую Федерацию, а также не соответствуют обстоятельствам дела.
Указанная в постановлении должностного лица ст.25.9 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" действительно возлагает на иностранного гражданина обязанность получить и заполнить при въезде в Российскую Федерацию миграционную карту, форма и порядок использования которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 413 "О миграционной карте" утверждены Правила использования миграционной карты, которые предусматривают, что миграционная карта является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации (п. 2 Правил). Бланк миграционной карты заполняется на русском языке. В случае если иностранный гражданин не владеет русским языком, допускается заполнение им сведений о себе буквами латинского алфавита в соответствии с данными, указанными в документе, удостоверяющем личность (п. 5 Правил). Допускается заполнение бланка миграционной карты за иностранного гражданина, не владеющего русским языком, грамотой или недееспособного, а также за малолетнего ребенка иным лицом (п. 6 Правил); иностранный гражданин предъявляет миграционную карту при въезде в Российскую Федерацию в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации должностному лицу органа пограничного контроля, которое при соответствии сведений, внесенных в миграционную карту, сведениям, содержащимся в его визе и документе, удостоверяющем личность, проставляет в миграционной карте отметку о въезде в Российскую Федерацию (п. 7 Правил).
Помимо названных Правил отношения, связанные с использованием миграционной карты единого образца, регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 05 октября 2004 года "Об использовании миграционной карты единого образца" (далее по тексту - Соглашение), действие которого в силу ст. 1 Соглашения распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств Сторон с территории третьего государства.
Под третьим государством понимается государство, не являющееся участником настоящего Соглашения (ст. 2 Соглашения).
При этом согласно ст. 2, п. 1 ст. 3 Соглашения компетентными органами государств Сторон иностранному гражданину при въезде на территории государств Сторон выдается для заполнения миграционная карта, то есть документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию и/или Республику Беларусь, и служащий для учета и контроля за его временным пребыванием на территориях государств Сторон.
Статьей 4 Соглашения предусмотрены основные графы, которые содержит миграционная карта, в их число входит графа, которая должна содержать подпись въезжающего в Российскую Федерацию и/или Республику Беларусь (пп. "з" п. 1); форма миграционной карты, включая основные и дополнительные графы, порядок ее выдачи, заполнения и применения, а также порядок обработки и использования информации, содержащейся в миграционной карте, определяются в отдельном Протоколе, который центральные компетентные органы заключат в течение 90 дней после вступления в силу настоящего Соглашения (п. 2).
Протокол о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца от 05 октября 2004 года (далее по тексту - Протокол) был подписан в г. Москве 06 июля 2006 года между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Беларусь.
Пунктами 1-4 статьи 5 Протокола, регулирующей порядок заполнения миграционной карты, установлено, что заполнение иностранным гражданином миграционной карты осуществляется в русской или латинской транслитерации в соответствии с данными, указанными в паспорте или ином документе, его заменяющем, предназначенном для выезда за границу (далее - документ для выезда за границу); части "А" и "Б" миграционной карты заполняются иностранным гражданином чернилами на основании документа для выезда за границу разборчиво печатными буквами, без помарок и исправлений, в строго отведенных разделах и графах; в обе части миграционной карты вносятся следующие сведения: фамилия, имя (отчество); дата рождения (число, месяц, год) - заполняется в формате "ДД ММ ГГГГ", например, "02 04 1996"; пол - зачеркивается квадрат, который соответствует полу иностранного гражданина; гражданство; номер документа для выезда за границу, признаваемого государствами Сторон в этом качестве, цель визита; сведения о приглашающей стороне (наименование юридического лица, фамилия, имя (отчество) физического лица), населенный пункт и срок пребывания, номер визы; обе части миграционной карты подписываются иностранным гражданином с указанием даты заполнения и лично предъявляются должностному лицу соответствующего компетентного органа.
Между тем пункт 5 статьи 5 Протокола допускает возможность заполнения миграционной карты за иностранного гражданина иным лицом, не исключая заполнение электронным способом с использованием автоматизированного оборудования. При этом обе части миграционной карты подписываются иностранным гражданином, за которого заполняется миграционная карта. Если иностранный гражданин, за которого заполнена миграционная карта, не может ее подписать в силу малолетнего возраста, болезни, инвалидности или по причине, признанной обоснованной должностным лицом соответствующего компетентного органа, допускается подписание обеих частей миграционной карты лицом, ее заполнившим.
Пунктом 8 статьи 5 Протокола предусмотрены положения, аналогичные установленным Правительством Российской Федерации, согласно которым должностное лицо соответствующего компетентного органа при въезде иностранного гражданина на территорию государства одной из Сторон с территории третьего государства проверяет заполнение обеих частей миграционной карты, соответствие сведений, содержащихся в них, сведениям, содержащимся в его визе и документе для выезда за границу, проставляет в обе части отметки о въезде, изымает заполненную часть "А" миграционной карты с проставленными отметками о въезде, а часть "Б" - возвращает иностранному гражданину.
Более того, п.10 ст.5 Протокола предусмотрена обязанность должностного лица компетентного органа государства предложить иностранному гражданину заполнить новую миграционную карту в случае выявления не полностью заполненной миграционной карты.
Из приведенных положений действующего законодательства следует, что иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию обязан заполнить миграционную карту установленного образца, при этом допускается заполнение миграционной карты не лично иностранным гражданином, а за него иным лицом. На должностных лиц компетентных органов Российской Федерации возложена обязанность проверить полноту, правильность заполнения и соответствие сведений, внесенных в миграционную карту, при пересечении иностранным гражданином границы Российской Федерации, а также обязанность предложить устранить недостатки, имеющиеся в миграционной карте, в том числе связанные с неполным заполнением миграционной карты.
Как усматривается из материалов дела, при въезде в Российскую Федерацию 08 апреля 2015 года Кенжаеву И. была выдана миграционная карта серии *** N ***, при проверке части "Б" которой установлено отсутствие в графе "Подпись/Signature" какой-либо подписи. Карта заполнена машинописным способом, что свидетельствует о заполнении ее сотрудником государственного органа при пересечении государственной границы, а не самим иностранным гражданином.
При этом УФМС России по Алтайскому краю по запросу судьи краевого суда не представило информацию относительно обстоятельств заполнения миграционной карты, включая сведения об исполнении обязанности компетентными должностными лицами указать Кенжаеву И. на необходимость проставления подписи в миграционной карте.
В то же время в ответе на запрос от 24 ноября 2015 года руководитель указанного органа, ссылаясь на требования Протокола, указал, что пр выявлении не полностью заполненной миграционной карты, несоответствия сведений, внесенных в нее, сведениям, содержащимся в визе и документе для выезда за границу, а также если она заполнена неразборчиво с помарками и исправлениями или при ее отсутствии иностранному гражданину предлагается заполнить новую миграционную карту.
Однако в протоколе об административном правонарушении и собранных по делу доказательствах отсутствуют сведения о том, что иностранный гражданин уклонился от проставления подписи после указания на необходимость совершения такого действия.
Кроме того, необходимо принять во внимание, что судья лишен возможности проверить факт проставления подписи Кенжаевым И. в части "А" миграционной карты, поскольку она отсутствует в материалах дела и не представлена по запросу по причине уничтожения.
Из материалов дела также следует, что после проверки миграционной карты представителями компетентного органа государства был разрешен въезд Кенжаева И. в Российскую Федерацию, в миграционной карте заполнена графа о сроке пребывания иностранного гражданина в России: с 08 апреля по 06 июля 2015 года.
Таким образом, государство в лице ее должностных лиц не исполнило предусмотренные законодательством обязанности, подтвердило факт надлежащего заполнения миграционной карты выдачей иностранному гражданину части "Б" с отметкой о разрешении въезда.
Кроме того, впоследствии миграционная карта предъявлялась иностранным гражданином и не признавалась недействительной по мотиву отсутствия в ней подписи, о чем свидетельствует постановка Кенжаева И. на миграционный учет, осуществляемая на основании миграционной карты в силу п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", а также выдача ему 12 мая 2015 года патента серии ***N ***.
При таких обстоятельствах, доводы Кенжаева И. об отсутствии вины в совершении административного правонарушения заслуживают внимания.
В силу требований п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
На основании изложенного, постановление о назначении административного наказания и решение судьи районного суда не соответствуют требованиям законности и обоснованности, следовательно, они подлежат отмене, а производство по делу в отношении Кенжаева И. - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление врио начальника ТП УФМС России по Алтайскому краю в с. Михайловское от 14 августа 2015 года и решение судьи Михайловского районного суда Алтайского края от 24 сентября 2015 года, вынесенные в отношении Кенжаева Илясбека по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.А. Бакланов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.