Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Вегель А.А.,
при секретаре Коробовой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", примерно в 47 м по направлению на север от ориентира (почтовый адрес ориентира: "адрес", "адрес"), кадастровый ***, площадью 1 100 кв.м., равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" руб.
Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка в размере "данные изъяты" руб. значительно превышает его рыночную стоимость, составляющую "данные изъяты" руб., что подтверждается отчетом об оценке рыночной стоимости. Данное обстоятельство нарушает права ФИО, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате земельного налога. Ссылаясь на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости.
В связи с вступлением в действие с 15 сентября 2015 года Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление рассмотрено по правилам производства настоящего Кодекса, с привлечением к участию в качестве административных ответчиков Администрации Алтайского края, Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее по тексту - Управление Росреестра по Алтайскому краю), в качестве заинтересованных лиц ФГБУ "ФКП Росреестра", Администрации города Яровое.
ФГБУ "ФКП Росреестра", Управление Росреестра по Алтайскому краю, Администрацией Алтайского края представлены письменные отзывы на заявление (л.д. 103-105, 114-117, 123-125, 193-194).
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю ФИО разрешение требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости оставила на усмотрение суда.
Представители Администрации Алтайского края, Управление Росреестра по Алтайскому краю, Администрации города Яровое в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали. ФИО обратилась с письменным заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю - ФИО, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлен порядок определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик. В соответствии с частью 2 статьи 24.19 Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
При рассмотрении дела на основании свидетельства о государственной регистрации права "адрес" от ДД.ММ.ГГ судом установлено, что ФИО принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 1 100 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", "адрес" ***, участок находится примерно в 47 м от ориентира по направлению на север, кадастровый *** (л.д. 11). Следовательно, в силу закона ФИО является плательщиком земельного налога, поэтому установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для заявителя.
Согласно сведениям ФГБУ "ФКП Росреестра", Управления Росреестра по Алтайскому краю, кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровому паспорту, акту определения кадастровой стоимости земельных участков, названный выше земельный участок является вновь образованным земельным участком, и не являлся объектом оценки при проведении массовой государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края в 2009 году на основании постановления Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края". С учетом требований ч. 2 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, датой определения кадастровой стоимости является 07.12.2013, кадастровая стоимость земельного участка на указанную дату составляет "данные изъяты" рублей (л.д. 12, 101-102, 103-105, 107).
Учитывая, что датой определения кадастровой стоимости является 07 декабря 2013 года, а заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано ФИО 22 июня 2015 года, пятилетний срок, установленный Законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", заявителем не пропущен.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельного участка заявителем с соблюдением требований части 16 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности представлен отчет об оценке, составленный 02 июня 2015 года "данные изъяты" (оценщик ФИО), согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 07 декабря 2013 года составляет "данные изъяты" рублей. Одновременно представлено положительное экспертное заключение от 02 июня 2015 года, подготовленное экспертами Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации " "данные изъяты"", членом которой является оценщик ФИО
Исследовав отчет об оценке и экспертное заключение, суд приходит к выводу, что отчет об оценке соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Из данного отчета следует, что оценщик исследовал и проанализировал влияние общей политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации и Алтайском крае на рынок оцениваемого объекта. Для определения рыночной стоимости объекта оценки был произведен анализ рынка деловой недвижимости г. Барнаула с учетом результатов Мониторинга об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2013 году, размещенного на интернет-сайте Минэкономразвития Российской Федерации, информации Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края о социально-экономической ситуации в Алтайском крае в январе-сентябре 2013 года, Мониторинга предложения на рынке аренды и продажи коммерческой недвижимости Алтайского края в 2013 году, а также с использованием данных периодического издания "Соседи" (г. Славгород), архив за 2013 год.
При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. Для проведения расчетов по определению рыночной стоимости объекта оценки по сравнительному подходу оценщиком выбран метод сравнения продаж, как наиболее репрезентативный, поскольку учитывает фактически сложившийся на дату оценки уровень цен на земельные участки в регионе и текущую рыночную ситуацию в рассматриваемом сегменте недвижимости. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал единицы сравнения, обосновал свой выбор и обосновал отказ от использования других единиц сравнения.
Для сравнения выбраны три объекта - аналога, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и наиболее сопоставимы с ним по основанным ценообразующим характеристикам. Участки из категории земель населенных пунктов, предназначены под индивидуальное жилищного строительство. Для учета разницы в характеристиках оцениваемого участка и участков-аналогов оценщиком внесены поправки: на уторгование, на время предложения (инфляция), на категорию земель (разрешенное использование).
Отчет об оценке подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование и являющимся членом Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации " "данные изъяты""; содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости участка; мотивированное обоснование отказа от использования доходного и затратного подходов; содержит анализ рынка, ссылки на источники информации с приложением копий материалов и распечаток; описание последовательности определения стоимости объекта оценки; обоснование выбора примененных оценщиком методов оценки в рамках сравнительного подхода; описание расчетов, расчеты и пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных оценщиком в рамках примененного подхода; отвечает принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости, достаточности.
Экспертом ФИО, допрошенным в судебном заседании, выводы, изложенные в дополнительно представленном положительном экспертном заключении (л.д. 147-177), подтверждены.
Положительное экспертное заключение соответствует требованиям статьи 17.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Экспертами установлено, что отчет *** от ДД.ММ.ГГ соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; расчет стоимости объекта оценки, проведенный экспертом на основании данных, имеющихся в отчете, примененных оценщиком подходов и методов, подтвердил величину стоимости объекта оценки, определенную оценщиком в отчете. Выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, являются обоснованными и достоверными.
В силу статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного земельного участка.
Лицами, участвующими в деле, результаты оценки, содержащиеся в представленном заявителем отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались, доказательств, опровергающих изложенные в отчете и экспертном заключении выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, не представлено, в связи с чем основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, у суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а размер такой стоимости следует указать в соответствии с приведенными выше доказательствами в размере "данные изъяты" рублей.
Что касается требования заявителя о возложении обязанности на ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости и указать кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, то суд полагает необходимым отказать в их удовлетворении, поскольку для этого отсутствуют предусмотренные законом основания.
В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежит нарушенное или оспариваемое право.
Часть 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Следовательно, обязанность по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости на основании решения по настоящему делу прямо предусмотрена законом и основания для понуждения к ее исполнению в судебном порядке отсутствуют, поскольку от ее исполнения уполномоченный на то орган не уклоняется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, поданное 22 июня 2015 года, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", примерно в 47 м от ориентира по направлению на север, кадастровый ***, площадью 1 100 кв.м., в размере его рыночной стоимости, равной "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Вегель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.