Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Зацепина Е.М.,
при секретаре Горской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО к Администрации Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО обратилась в суд с заявлением, с учетом уточнения требований, просила об установлении кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый ***, расположенного по адресу: "адрес" в границах земель СПК " "данные изъяты"", площадью 21 474,9 га в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" руб., согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГ ***.
Требования мотивированы тем, что указанный земельный участок (земельная доля) принадлежит ей на праве общей долевой собственности. Согласно справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость названного земельного участка составляет "данные изъяты" руб., что значительно превышает его кадастровую стоимость. Данное обстоятельство нарушает права ФИО, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате земельного налога.
Дело рассмотрено в порядке административного судопроизводства в связи с вступлением в силу 15 сентября 2015 года Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, глава 25 которого регулирует рассмотрение административных дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Судом определено процессуальное положение лиц, участвующих в деле, в соответствии с положениями названного кодекса: ФИО - административный истец; Администрация Алтайского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление Росреестра по Алтайскому краю), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю) - административные ответчики; Главное управление имущественных отношений Алтайского края, администрация Шимолинского сельсовета Благовещенского района Алтайского края, СПК " "данные изъяты"" - заинтересованные лица.
Представитель административного истца ФИО и заинтересованного лица СПК " "данные изъяты"" ФИО в судебном заседании требование поддержал, с учетом заключения судебной оценочной экспертизы от ДД.ММ.ГГ просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей.
Представитель административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю ФИО в судебном заседании возражала против отнесения Учреждения к числу надлежащих административных ответчиков по делу.
Административный истец, представители других административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствовали, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Административный истец является плательщиком земельного налога, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, соответственно пересмотр результатов определения кадастровой стоимости имеет правовое значение для данного физического лица.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Судом установлено, что ФИО на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: "адрес" в границах земель СПК " "данные изъяты"", площадью 21 474,9 га, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Согласно протоколу общего собрания собственников и пользователей земельного участка кадастровый *** от ДД.ММ.ГГ (том 1 л.д. 212-241), собственники земельного участка единогласно проголосовали в поддержку заявленных ФИО требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Согласно кадастровой справке филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, составляет "данные изъяты" рублей (т.2 л.д.147).
В соответствии с абзацем 4 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.24.19 названного Закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Датой, в соответствии со ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, которая расценивается датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, является дата внесения сведений об изменении качественных и качественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости, является 13 июля 2012 г., что подтверждено решением Управления Росреестра по Алтайскому краю от 13 июля 2012 года (т.3 л.д.208) о внесении кадастровых сведений в ГКН.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно заключению судебной экспертизы N *** от ДД.ММ.ГГ, составленному экспертом ООО " "данные изъяты"" ФИО, отвечающему требованиям статьи 4 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", рыночная стоимость земельного участка, кадастровый ***, расположенного по адресу: "адрес" в границах земель СПК " "данные изъяты"", площадью 21 474,9 га, определенная на 13 июля 2012 года составляет "данные изъяты" руб.
Исследовав заключение судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу, что данное доказательство является относимым, допустимым, достоверным, полученным в предусмотренном законом порядке, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, проведено компетентным специалистом в области оценки, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, поэтому на основании этого заключения, а не отчета об оценке, представленного административными истцами, возможно установить рыночную стоимость земельного участка.
Суд принимает во внимание, что административным ответчикам и заинтересованным лицам была предоставлена возможность заблаговременно ознакомиться с экспертным заключением, однако они своим правом не воспользовались, доказательства иной рыночной стоимости земельного участка не представили суду, равно как не представили доказательств недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, определенной экспертом.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а размер такой стоимости следует указать в соответствии с экспертным заключением - "данные изъяты" руб.
Довод ФГБУ "ФКП Росреестра" о неправомерности привлечения учреждения в лице его филиала по Алтайскому краю к участию в деле в качестве административного ответчика в связи с отсутствием у него полномочий по государственной оценке земель, установлению и утверждению значений кадастровой стоимости земельных участков, что как орган кадастрового учета в силу своих полномочий оно лишь воспроизводит данные о кадастровой оценке с внесением необходимых сведений в государственный кадастр недвижимости и осуществляет только технические функции исполнителя, ответственности за сам результат такой оценки не несет, является несостоятельным в силу нижеследующего.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются, как было указано выше, статьями 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Закона об оценочной деятельности и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 409-р, приказами Росреестра от 11 марта 2010 г. N П/93, от 26 декабря 2011 г. N П/531 и п.п. 1, 12 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного приказом Росреестра от 01 сентября 2011 года N П/331, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиалов переданы полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, по включению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесению в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
В соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Довод Управления Росреестра по Алтайскому краю о необоснованности привлечения Управления к участию в настоящем деле в качестве административного ответчика также является несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, к полномочиям указанной службы отнесена организация проведения государственной кадастровой оценки земель, внесение в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Учитывая, что заявленные требования обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, участие в деле в качестве административного ответчика Управления Росреестра по Алтайскому краю является следствием реализации предоставленных ему полномочий.
Доводы Главного управления имущественных отношений по Алтайскому краю о том, что превышение рыночной стоимости объекта недвижимости его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов является основанием для отклонения заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является несостоятельным, поскольку в соответствии с требованиями ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности физическое лицо вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде о результатах определения кадастровой стоимости. В данном случае административный истец воспользовался своим правом на судебную защиту, представив в обоснование своих требований соответствующие доказательства, которые не были оспорены в ходе судебного разбирательства ни одним из участников процесса.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административный иск ФИО, поданный 31 октября 2014 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес" в границах земель СПК " "данные изъяты"", площадью 21 474 га, по состоянию на 13 июля 2012 года в размере рыночной стоимости, равной "данные изъяты" рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.М.Зацецин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.