Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего
судей
при секретаре
Кузнецовой С.В.,
Дмитриевой О.С., Варнавского В.М.,
Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Чичкановой С. А. на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 24 сентября 2015 года по делу
по иску Чичкановой С. А. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чичканова С.А. обратилась в суд с требованиями к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края (далее - Главное управление) о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование требований указала на то, что относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением муниципального образования Стеклянского сельсовета Купинского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГ *** над ней утверждена опека, поскольку ее родители умерли. В декабре 2014 года обратилась в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края с заявлением о постановке в очередь на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот. ДД.ММ.ГГ Главным управлением в постановке на учет отказано в связи с тем, что она обратилась после 23 лет и ранее не обращалась с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления. Полагая решение Главного управления незаконным и не обоснованным, а также что ее право на социальные гарантии нарушено, просила возложить на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края обязанность предоставить жилое помещение по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Истец Чичканова С.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала. В ходе рассмотрения дела поясняла, что проживала с попечителем в "адрес" (где зарегистрирована по месту жительства), с 19 лет проживает в г. Барнауле, в настоящее время проживает в жилом помещении родственников сожителя (отца ребенка). Впервые о праве на жилое помещение узнала в 20 лет, обратилась в 2010 году в администрацию Индустриального района г. Барнаула в устном порядке, где ей разъяснили необходимость встать на учет по месту регистрации в Новосибирской области. В 2013 году родила ребенка, неоднократно обращалась в различные органы. Полагает, что бездействие органов опеки, не поставивших ее на учет, привело к нарушению ее права на жилое помещение.
Представитель ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в письменных возражениях просил в иске отказать в связи с тем, что у истца отсутствует постоянная регистрация на территории г.Барнаула, истец в Главное управление с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и имеющих право на социальную поддержку, предусмотренную Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N15-ФЗ, до 23 лет не обращалась.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 24 сентября 2015 года в удовлетворении иска отказано.
С решением суда не согласилась истец.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает, что суд при рассмотрении спора не учел, что права истца были нарушены вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей по защите прав уполномоченным органом и лицами в период времени, когда истец была несовершеннолетней. Органы местного самоуправления должны были обеспечить истца жильем по достижении возраста 18 лет, однако указанную обязанность не исполнили.
В суде апелляционной инстанции истец на доводах жалобы настаивала.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся лиц.
Проверив законность принятого решения в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что Чичканова С.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители умерли: мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГ, отец ФИО2 - умер ДД.ММ.ГГ.
Постановлением муниципального образования Стеклянского сельсовета Купинского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГ *** над Чичкановой С.А. учреждено попечительство, попечителем назначена ее бабушка Иваненко Н.А.
Чичканова С.А. зарегистрирована по месту жительства в Новосибирской области, "адрес". Фактически истец проживает по адресу: "адрес", вместе с ребенком ФИО3, ДД.ММ.ГГ, и сожителем ФИО4
Чичканова С.А. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходила обучение в ГБПОУ НСО "Купинский межрайонный аграрный лицей". Обучение было прекращено по инициативе Чичкановой С.А. На момент обучения к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не относилась, документов подтверждающих указанный статус, в учебное учреждение не предоставляла.
С даты смерти отца, ДД.ММ.ГГ, истец в 16 летнем возрасте приобрела статус ребенка сироты.
Примерно с 2007 года Чичканова С.А., с ее слов, проживает в г. Барнауле.
Согласно сведениям, представленным из Росреестра по Алтайскому краю, жилые помещения у Чичкановой С.А., а также "данные изъяты", "данные изъяты" на территории Алтайского края и Новосибирской области отсутствуют (в том числе за последние 5 лет).
Истец в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ведутся Главным управлением строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края (на территории Алтайского края) и Министерством социального развития Новосибирской области (по Новосибирский области, где зарегистрирована истица), не состоит.
Чичканова С.А. не признавалась нуждающейся в жилом помещении органом местного самоуправления по месту жительства в Новосибирской области.
Чичканова С.А. неоднократно обращалась в Главное управление строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, а именно в декабре 2014 года, в январе 2015 года, в феврале 2015 года по вопросу предоставления жилого помещения. На указанные обращения Чичкановой С.А. даны ответы в установленной форме, из содержания которых следует, что у Главного управления отсутствуют правовые основания для включения ее в список детей-сирот, в связи с отсутствием сведений о включении Чичкановой С.А.в краевой список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утратой статуса в связи с достижением 23-летнего возраста.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей в 2005 году) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Действовавшая на момент достижения Чичкановой С.А. возраста 18 лет редакция статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ также предусматривала обеспечение лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, а также регистрационный учет такой категории лиц.
Пункт 2 части 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01 января 2013 года) предусматривал внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дополнительные гарантии устанавливались законодательством субъектов Российской Федерации. Законом Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" в качестве формы обеспечения жильем данной категории граждан предусматривалось выделении субсидии на приобретение или строительство жилья.
Действующая с 01 января 2013 года редакция статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ предусматривает предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также относящимся к ним лицам по договору найма специализированного жилого помещения, и возлагает на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
При этом как действовавшее до 01 января 2013 года законодательство, так и действующее с 01 января 2013 года правовое регулирование отношений по предоставлению жилых помещений данной категории граждан связывают право на обеспечение жильем с учетом гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении и включением в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что Чичканова С.А. до достижения возраста 23 лет ( ДД.ММ.ГГ) с заявлением о постановке на учет в качеств нуждающегося не обращалась, в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не включалась в связи с отсутствием обращения. Судом указано, что уважительных причин, которые бы объективно препятствовали истице, которой, как она указывает, с 2010 года было известно о ее праве на обеспечение жильем, обратиться за постановкой на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не установлено.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и правильному применению норм материального права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции до 01 января 2013 года), в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Судом первой инстанции проанализированы все приведенные истцом доводы о ее обращении в уполномоченный орган только после достижения 23 лет.
Судом не был установлен как факт обращения с заявлением о поставке на учет в качестве нуждающейся до достижения 23 лет, так и уважительные причины, которые не позволили истице своевременно обратиться с таким заявлением.
Суд указал, что факт устного обращения Чичкановой С.А. в 2010 году в администрацию по вопросу обеспечения жилым помещением не подтверждается ни доказательствами со стороны истицы (которая пояснила об отсутствии каких - либо свидетелей, допрошенный судом сожитель истицы также не подтвердил осведомленность о данном обстоятельстве), ни ответами администрации Индустриального района г. Барнаула, КЖКХ г. Барнаула на запросы суда.
Правильно суд указал, что рождение истицей ДД.ММ.ГГ ребенка, время ухода за ребенком не могут быть расценены в качестве уважительной причины, препятствующей своевременно до ДД.ММ.ГГ (дата достижения 23 лет), обратиться с заявлением о признании нуждающейся и включении в список на обеспечение жилым помещением. Иные причины истицей ни суду первой, ни апелляционной инстанции не приведены.
Таким образом, судебная коллегия считает, что суд правильно установилимеющие значение для обстоятельства и правильно применил закон, подлежащий применению.
Не может судебная коллегия согласиться с доводом жалобы истицы о том, что причиной ее несвоевременного обращения является вина органов опеки и попечительства, местной администрации, которые не обеспечили ее по достижении возраста 18 лет жилым помещением.
Действующее до 1 января 2013 года правовое регулирование (старая редакция Федерального Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ) не предусматривало обязанности органов опеки и попечительства и органов местного самоуправления без заявления лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, осуществлять постановку такого лица на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия.
Нормы гражданского законодательства предусматривают общие для всех граждан Российской Федерации правила приобретения дееспособности, согласно которым способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ).
Обязательства органов опеки и попечительства прекращены с достижением истицей совершеннолетия. На протяжении оставшихся пяти лет до достижения 23-летнего возраста истица не была лишена возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в орган местного самоуправления по вопросу постановки ее на учет для получения жилья, однако данного права она не реализовала.
Поскольку истица не реализовала предоставленное ей законом право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста, установленного Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постольку суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Чичкановой С. А. на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 24 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.