Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Медведева А.А., Сафроновой М.В.
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Лукиных В. Н. на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 30 сентября 2015г. по делу
по иску Лукиных В. Н. к Администрации Красногорского района Алтайского края о признании отказа о включении в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений, возложении обязанности по включению в указанные списки.
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд с названными исковыми требованиями, в их обоснование Лукиных В.Н. указывала, что она проживает в "адрес", в "адрес" Алтайского края. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности дочери истца - Майдуровой С.В., вместе с тем указанное домовладение было приобретено для постоянного проживания Лукиных В.Н. и на ее денежные средства. Право собственности было оформлено на дочь истца - Майдурову С.В. в связи с тем, что истец 1941 года рождения. С момента приобретения данного жилого помещения бремя содержания несет истец Лукиных В.Н.
В период с 29 мая по ДД.ММ.ГГ на территории Соусканихинского сельского совета "адрес" произошло наводнение.
Жилое помещение, в котором проживает истец по "адрес", в "адрес", оказалось в зоне подтопления.
На основании акта обследования жилого помещения, проведенного межведомственной комиссией, созданной при администрации Соусканихинского сельсовета "адрес" Алтайского края жилое помещение, в котором проживает истец, имеет повреждения в виде наличия трещин в фундаменте, трещин по стенам, половые доски деформированы, дом просел. Жилое помещение признано требующим проведения капитального ремонта.
На свое обращение в администрацию "адрес" с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, истец получила отказ с указанием в качестве причины отказа - отсутствие у нее права собственности на поврежденное жилое помещение.
С данным отказом истица не согласна, поскольку жилой "адрес", расположенный по "адрес", в "адрес" был приобретен на средства истца, последняя несет бремя содержания недвижимости, постоянно в нем проживает, иного жилья в собственности не имеет.
В связи с изложенным просила признать незаконным решение "адрес" Алтайского края по отказу во включении истца в списки граждан- получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения и включить истца в указанный список.
Решением Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГг. в иске отказано.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы приводит те же доводы, что указывала в обоснование иска. Настаивает, что поскольку жилой дом, пострадавший в результате стихийного бедствия, является ее единственным жильем, приобретен на ее собственные денежные средства, она зарегистрирована в указанном жилом помещении по месту жительства, оплачивает коммунальные платежи, она имеет право на получение оспариваемой субсидии. При этом обращает внимание, что Майдуровой С.В. средства на капитальный ремонт указанного жилого дома так же не выделялись.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст.167 ГПК РФ их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствие частью 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом в силу части 2 указанной статьи, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В связи с тем, что из-за сильных осадков, выпавших в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края, значительно повысился уровень воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй, в Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и в г. Бийске уровень воды в реках превысил критические отметки, постановлением Администрации Алтайского края от 29 мая 2014 года N254 с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Администрации Красногорского района Алтайского края от 30 мая 2014 года N 293а на территории Красногорского района Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Судом установлено, что Лукиных В.Н. на момент чрезвычайной ситуации проживала и была зарегистрирована по месту жительства в жилом доме по "адрес", в "адрес".
Согласно акту обследования поврежденного индивидуального жилого дома в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, составленному межведомственной комиссией Администрации Соусканихинского сельсовета "адрес" Алтайского края от 24.09.2014г. в жилом доме, расположенном по "адрес", в "адрес", Алтайского края имеются трещины в фундаменте, трещины по стенам, половые доски деформированы, дом просел. Жилое помещение признано требующим проведения капитального ремонта.Губернатором Алтайского края 29.10.2014г. утвержден список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка в мае-июне 2014года на территории Алтайского края и требуют капитального ремонта.
Однако "адрес" Алтайского края приняла решение не включать истицу в списки граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, поскольку она не является собственником указанного жилого дома.
Вопреки доводам жалобы, оценив установленные обстоятельства, районный суд пришел к обоснованному выводу о законности отказа включения истца в список граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" на праве собственности принадлежит Майдуровой С. В..
Постановлением Администрации Алтайского края от 17 июня 2015 г. N 234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края ( далее Порядок).
В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
- являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
- не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
При отсутствии гражданина в вышеназванном списке и наличии оснований, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, гражданин вправе подать в администрацию городского округа или муниципального района Алтайского края (далее - "орган местного самоуправления") в срок не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Порядка заявление по форме, установленной уполномоченным органом, о включении его в список граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта. К заявлению прилагается акт обследования поврежденного жилого помещения в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края.
Орган местного самоуправления принимает от граждан указанные заявления, документы и в течение 10 дней с даты их получения принимает решение о включении или об отказе во включении собственника(ов) в список по форме, установленной уполномоченным органом.
Решение об отказе во включении собственника(ов) в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, принимается при отсутствии оснований, предусмотренных абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, а также в связи с пропуском срока, указанного в абзаце шестом настоящего пункта.
Размер социальной выплаты определяется как произведение площади поврежденного жилищного фонда в полных квадратных метрах и стоимости капитального ремонта одного квадратного метра поврежденного жилищного фонда.
Стоимость капитального ремонта одного квадратного метра поврежденного жилищного фонда составляет 4,9 тыс. рублей.
При этом в силу п. 9 Порядка основаниями для отказа в предоставлении социальной выплаты являются:
а) несоответствие условиям предоставления социальной выплаты, установленным пунктом 4 настоящего Порядка;
б) представление неполного пакета документов и (или) заведомо недостоверных сведений.
Таким образом, перечисленными нормативно-правовыми актами предусмотрена возможность предоставления оспариваемой субсидии собственникам поврежденного в результате паводка жилого помещения.
Поскольку таковым истица не является, ей обосновано отказано во включении в оспариваемые списки на получение субсидии.
Доводы истицы Лукиных В.Н. о том, что домовладение по "адрес", в "адрес" было приобретено фактически на ее денежные средства, и она фактически проживает в данном жилом помещении - приводились и в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении, с которой судебная коллегия соглашается.
Указанные доводы, продублированные в апелляционной жалобе, на законность решения суда не влияют, поскольку возможность получения оспариваемой социальной выплаты связано исключительно с наличием у лица права собственности на пострадавшее жилое помещение. Основания, по которым лицо фактически пользуется жилым помещения, не отнесены законом к числу обстоятельств, позволяющих предоставить такую выплату иному лицу (не собственнику жилого помещения).
Так же вопреки доводам жалобы, истица не является лицом, уполномоченным действовать от имени собственника спорного жилого дома Майдуровой С.В. Право последней на получение оспариваемой социальной выплаты предметом судебного разбирательства в рамках настоящего дела не являлось.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Процессуальных нарушений, которые в силу ст.330 ч 4 ГПК РФ являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Лукиных В. Н. на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 30 сентября 2015г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.