Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.
судей Решетниковой И.Ф., Тертишниковой Л.А.
при секретаре Рогожиной И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Кучерова С. П. на решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 12 октября 2015 года
по иску Кучерова С. П. к администрации Краснощековского района, администрации Краснощековского сельсовета Краснощековского района, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Краснощековскому району о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А.,
УСТАНОВИЛА:
Кучеров С.П. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ является собственниками жилого дома, расположенного в "адрес", с ДД.ММ.ГГ зарегистрирован по указанному адресу по месту жительства.
Жилой дом по адресу: "адрес", в период весенне-летнего паводка 2014 года находился в зоне затопления и был включен в список жилых домов, попавших в зону подтопления, в связи с чем имеется необходимость проведения капитального ремонта указанного жилого дома.
Кучеров С.П. после смерти матери Кучеровой Е.П., умершей ДД.ММ.ГГ в установленные законом сроки принял наследство, обратившись ДД.ММ.ГГ к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Наследство состоит из квартиры, расположенной по адресу: "адрес"; жилого "адрес", Алтайского края.
Жилой "адрес" в "адрес" признан непригодным для проживания.
Квартиру *** по "адрес" в "адрес" по договору дарения от ДД.ММ.ГГ истец Кучеров С.П. безвозмездно передал в собственность Егиоя Т.И ... Договор зарегистрирован в Росреестре ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ Кучеров С.П. обратился в Администрацию Краснощековского сельсовета Краснощековского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения.
В письменном сообщении от ДД.ММ.ГГ N *** Администрация Краснощековского района указала на отсутствие у Кучерова С.П. права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома *** по "адрес" в связи с наличием у заявителя в собственности иного помещения по адресу: "адрес".
Кучеров С.П. обратился в суд с иском к администрации Краснощековского района, администрации Краснощековского сельсовета Краснощековского района, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Краснощековскому району, ссылаясь на то, что данный отказ является незаконным, нарушающим его права, так как на момент паводка являлся собственником единственного жилого помещения в "адрес", где зарегистрирован и проживает. В "адрес" не проживал и не проживает, дом перешел в его собственность в порядке наследования после объявления чрезвычайной ситуации. Указанный дом признан непригодным для проживания, что подтверждено заключением и выпиской заседания районной жилищной комиссии Михайловского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ.
Просил признать решение Межведомственной рабочей комиссии Администрации Краснощёковского района Алтайского края по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения поврежденного в результате паводка об отказе в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" признать незаконным и отменить; признать за истцом право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка вышеуказанного жилого помещения.
Решением Краснощековского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Кучеров С.П. просит решение суда отменить.
В качестве оснований к отмене решения ссылается на то, что принадлежащий ему жилой дом в "адрес" существенно пострадал в результате паводка, реальной возможности отремонтировать дом за счет собственных средств не имеется. После смерти матери Кучеровой Е.П., умершей ДД.ММ.ГГ он унаследовал в том числе "адрес" в "адрес", на период восстановления дома он проживал в указанной квартире, однако распорядится не мог, поскольку свидетельство выдается по истечении 6 месяцев. Поэтому не имел возможности до ноября-декабря 2014 года решить вопрос о продаже указанной квартиры, чтобы использовать вырученные деньги на ремонт дома. Указанная квартира по воле матери подарена им Егиоя Т.И. в ДД.ММ.ГГ. Постановление *** от ДД.ММ.ГГ о предоставлении социальной выплаты стало действовать в тот момент, когда у него было единственное жилье, пострадавшее от паводка.
В возражениях на апелляционную жалобу Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец Кучеров С.П. в суде апелляционной инстанции настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежаще.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы соответствии с п. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч.2 ст.18 Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2015 N 447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, которые устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее соответственно - мероприятия, трансферты).
Согласно подпункту "а" п.5 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
В целях реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда постановлением Администрации Алтайского края N234 от 17 июня 2015 года утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края".
В соответствии с п. 4 названного Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
- являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
- не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Таким образом, приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения.
Для получения социальной выплаты граждане подают в орган местного самоуправления по месту нахождения поврежденного жилого помещения заявление о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения по форме, установленной уполномоченным органом с приложением необходимых документов, предусмотренных указанным пунктом (подпункты "а" - "д" п.7 Порядка).
Органы местного самоуправления принимают от граждан в день обращения заявление и документы, указанные в пунктах 7, 7.1 настоящего Порядка, рассматривают их в течение 10 дней с даты получения и принимают решение о включении или об отказе во включении гражданина в список граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения (п.8 Порядка).
Уполномоченный орган, которым является Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, формирует сводный список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, согласовывает его с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; готовит проект соглашения о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Алтайского края на финансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по реализации мероприятий на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (подпункты "а", "б" п. 13 Порядка).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, пришел к выводу о том, что Кучеров С.П. права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: "адрес" не имеет.
Судебная коллегия, анализируя материалы дела и доводы апелляционной жалобы, с таким выводом суда соглашается, поскольку он основан на верном применении норм материального права и соответствует фактическим обстоятельствам по делу.
Как следует из материалов дела на момент паводка Кучеров С.П. являлся собственником квартиры по адресу: "адрес", которая в результате паводка не была повреждена, непригодной для проживания в установленном порядке не признана.
Таким образом, необходимая совокупность условий, установленная постановлением Администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ для оказания мер социальной поддержки гражданам, отсутствует, что исключает предоставление социальной выплаты Кучерову С.П. на проведение капитального ремонта жилого дома.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанной квартирой на момент паводка он не имел возможности распорядиться с целью получения денежных средств на ремонт дома, пострадавшего в результате паводка, подлежат отклонению, так как законодатель связывает предоставление мер социальной поддержки с отсутствием у граждан иного жилого помещения пригодного для постоянного проживания. Такая поддержка, направлена на восстановление конституционного права граждан на жилище, установленного ст. 40 Конституции Российской Федерации.
Поскольку Кучеров С.П. имел в собственности второе жилое помещение, пригодное для проживания, его право на жилище не может считаться нарушенным в результате паводка. Отказ Администрации Краснощековского района во включении Кучерова С.П. в список на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: "адрес" является правомерным.
Отчуждение квартиры *** по "адрес" до обращения с заявлением о предоставлении выплаты не порождает право на получение такой выплаты, поскольку указанное право могло возникнуть в связи с повреждением жилого дома, принадлежащего истцу, в мае-июне 2014 года, именно юридический факт повреждения помещения в указанный период является основанием возникновения права, однако в тот период не возникло в связи с наличием в собственности двух жилых помещений. С момента отчуждения одного из жилых помещений, либо с момента принятия постановления Администрации Алтайского края N234 от 17.06.2015 такое право не могло возникнуть, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием возникновения соответствующего права.
Судебная коллегия полагает, что не имеют правового значения доводы истца о том, что на момент принятия нормативных актов, устанавливающих условия осуществления социальной выплаты, он являлся собственником единственного жилья, пострадавшего от паводка. Указанные обстоятельства не могут повлечь принятие иного решения по делу, поскольку не опровергают факт принадлежности истцу на момент повреждения в результате паводка жилого дома *** по "адрес", другого жилого помещения, которое не было повреждено.
Кроме того, и ранее существовали нормативные акты, определяющие принципы осуществления социальных выплат гражданам в связи с повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации. Так, согласно подп. "а" п. 7 Правил предоставления в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.12.2014 N 1365, также было предусмотрено, что соответствующие трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
Таким образом, в пределах доводов апелляционной жалобы основания для отмены, либо изменения оспариваемого решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Кучерова С. П. на решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 12 октября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.