Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.
судей Сафроновой М.В., Медведева А.А.
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истцов Небогина А. И. и Небогиной А. Н. - Небогиной И. А.
на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 09 октября 2015 года
по иску Небогина А. И. и Небогиной А. Н. к администрации Красногорского района Алтайского края о признании отказа незаконным и возложении обязанности включить в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилья,
Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В.,
УСТАНОВИЛА:
Небогин А.И. и Небогина А.Н., обратились в суд с иском к "адрес" Алтайского края, указав, что в порядке приобретательной давности являются собственниками жилого помещения, расположенного по "адрес"1 в "адрес" Алтайского края. Указанное домовладение было предоставлено им в 1969 году для проживания Сосновским лесничеством. Вступившим в законную силу решением Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ за ними признано право общей долевой собственности на спорный объект недвижимости по ? доли.
В период с 29 мая по ДД.ММ.ГГ на территории Усть-Кажинского сельского совета "адрес" произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение. Жилое помещение по "адрес"1 в "адрес" оказалось в зоне подтопления. На основании акта обследования жилого дома, проведенного межведомственной комиссией, созданной при администрации Усть-Кажинского сельсовета "адрес" Алтайского края, "адрес" в "адрес" признана нуждающейся в проведении капитального ремонта.
Обратившись в "адрес" с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, они получили отказ с указанием в качестве причины отказа - отсутствие права собственности на поврежденное жилое помещение в момент возникновения чрезвычайной ситуации.
С данным отказом не согласны, поскольку попавшее в зону паводка жилое помещение по "адрес"1 в "адрес" нуждается в проведении капитального ремонта, они с 1969 года проживают в указанной квартире, зарегистрированы в ней по месту жительства, никто их прав на указанное имущество не оспаривал.
Просили признать незаконным решение "адрес" Алтайского края по отказу во включении их в списки граждан - получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения и включить их в указанный список.
Решением Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истцов Небогина И.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований к отмене решения ссылается на то, что истцы являются собственниками спорного жилого помещения на основании судебного акта, проживают в нем с 1969 года, несут бремя его содержания, оплачивая налоги и коммунальные платежи. Право собственности истцов на спорное жилое помещение, которое требует капитального ремонта никем не оспорено. Полагает, что в соответствие со ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" истцы имеют право на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие по делу, не явились, извещены надлежаще.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы соответствии с ч.1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч.2 ст.18 Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2015 N 447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, которые устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее соответственно - мероприятия, трансферты).
Согласно подпункту "а" п.5 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
В целях реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда постановлением Администрации Алтайского края N234 от 17 июня 2015 года утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края", в соответствии с которым для получения социальной выплаты граждане подают в орган местного самоуправления по месту нахождения поврежденного жилого помещения заявление о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения по форме, установленной уполномоченным органом с приложением необходимых документов, предусмотренных указанным пунктом (подпункты "а" - "д" п.7 Порядка).
Органы местного самоуправления принимают от граждан в день обращения заявление и документы, указанные в пунктах 7, 7.1 настоящего Порядка, рассматривают их в течение 10 дней с даты получения и принимают решение о включении или об отказе во включении гражданина в список граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения (п.8 Порядка).
В соответствии с п. 4 названного Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
- являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
- не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Решение об отказе во включении собственника(ов) в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, принимается при отсутствии оснований, предусмотренных абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, а также в связи с пропуском срока, указанного в абзаце шестом настоящего пункта.
Таким образом, приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых гражданам могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Алтайского края N 254 от 29 мая 2014 года в связи с обильными осадками, выпавшими в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края, значительным повышением уровня воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй, превышением критических отметок уровня воды в реках в Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и г.Бийске с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В связи с подтоплением жилых домов на территории Красногорского района, постановлением Администрации Красногорского района Алтайского края от 30 мая 2014 года N 293а на территории Красногорского района Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Жилой дом по "адрес" в "адрес" в период дождевого паводка в мае-июне 2014 года находился в зоне подтопления, включен в список подтопленных улиц и домов на территории муниципального образования Усть-Кажинский сельсовет Красногорского района Алтайского края.
По делу установлено, что истцы Небогин А.И. и Небогина А.Н. с 1969 года и по настоящее время проживают в "адрес" указанного жилого дома, зарегистрированы в ней по месту жительства, иного жилого помещения для проживания не имеют.
Истцы Небогин А.И. и Небогина А.Н. включены в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края и требуют капитального ремонта, утвержденный губернатором Алтайского края ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ истцы обратились в администрацию Усть-Кажинского сельсовета "адрес" Алтайского края с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения - "адрес" в "адрес".
По заключению администрации Усть-Кажинского сельсовета Красногорского района Алтайского края истцы право на получение социальной выплаты не имеют в связи с несоответствием условиям, предусмотренным п. 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края.
Уведомлением Администрации Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ Небогиным А.И. и А.Н. отказано во включении в районный список граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности на "адрес" жилом доме по "адрес".
Обратившись в суд, истцы просили признать данный отказ администрации Красногорского района Алтайского края незаконным и обязать администрацию Красногорского района включить их в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент паводка Небогин А.И. и Небогина А.Н. собственниками квартиры не являлись, что свидетельствует об отсутствии необходимой совокупности условий, установленных постановлением Администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ для оказания мер социальной поддержки гражданам и исключает предоставление социальной выплаты Небогиным на проведение капитального ремонта жилого дома.
Судебная коллегия, анализируя материалы дела и доводы апелляционной жалобы, с такими выводами суда соглашается, поскольку они основаны на верном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
По делу установлено, что на момент паводка Небогин А.И. и Небогина А.Н. собственниками квартиры не являлись.
Право общей долевой собственности Небогиных А.И. и А.Н. по ? доли за каждым признано решением Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в порядке приобретательной давности.
Доводы апелляционной жалобы о длительном проживании истцов в спорном жилом помещении, несении расходов по его содержанию в данном случае правового значения не имеют, так как указанные обстоятельства не влекут возникновение права собственности.
В силу абз.2 п.1 ст. 234 ГК РФ право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Как следует из представленных суду апелляционной инстанции документов право собственности Небогиных А.И. и А.Н. на спорное жилое помещение зарегистрировано ДД.ММ.ГГ.
Действия истцов, направленные на приобретение права собственности на занимаемое ими жилое помещение после наступления последствий, вызванных чрезвычайной ситуацией, не могут служить основанием для распространения на них мер социальной поддержки.
При этом судебная коллегия учитывает, что жилое помещение - "адрес" в "адрес" по решению профкома Фрунзенского лесхоза *** от ДД.ММ.ГГ была выделена Небогину А.И. как леснику Сосновского лесничества.
Из содержания решения Красногорского районного суда Алтайского края от 17.08.2015 года усматривается, что спорная квартира в порядке приватизации Небогиным в собственность не передавалась, на балансе ФГУ "Фрунзенский лесхоз" не состоит, в реестре муниципальной собственности не значится, сведений о зарегистрированных правах на указанное недвижимое имущество в ФГУП " Ростехинвентаризация" и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется.
Между тем, в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты жилищного фонда независимо от того, на чьем балансе они находились, подлежали передаче в муниципальную собственность.
В этой связи, на момент возникновения чрезвычайной ситуации спорная квартира в силу прямого указания закона относилась к муниципальной собственности и находилась в пользовании истцов на условиях социального найма.
Из акта обследования поврежденного жилого помещения - "адрес" в "адрес" от ДД.ММ.ГГ следует, что в результате паводка в мае-июне 2014 года произошел подмыв фундамента жилого дома, образование трещин на фундаменте, просадка половых тумб и половых лаг, деформация пола, промокание и гниение венцовых бревен, половых лаг, досчатого пола, просадка фундамента печи, просадка отмостки, разрушение штукатурного слоя по уровню подтопления. По заключению межведомственной комиссии необходимо провести капитальный ремонт жилого дома.
Согласно Правилам предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2015 N 447, к поврежденному жилищному фонду отнесены жилые помещения и (или) общее имущество собственников помещений в многоквартирных домах независимо от формы собственности, поврежденные в результате паводков и требующие проведения капитального ремонта.
Правилами предусмотрено предоставление трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, по предоставлению средств бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда. (пп. "в" п. 5 Правил)
Финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда осуществляется однократно в отношении одного жилого помещения и (или ) многоквартирного дома (п.6 Правил).
Аналогичные положения были закреплены и в постановлении Правительства РФ от 16.12.2014 N 1365 "О предоставлении и распределении в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации"
Таким образом, предоставление мер государственной поддержки обусловлено необходимостью проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, вне зависимости от формы собственности. Такая поддержка предоставляется собственникам жилищного фонда, на которых в силу ст. 210 ГК РФ возложено бремя содержания принадлежащего им имущества и направлена, прежде всего, на восстановление конституционного права граждан на жилище, проживающих в таких жилых помещениях и не имеющих иного жилого помещения, пригодного для проживания.
Отсутствие документов, подтверждающих передачу спорного жилого помещения в муниципальную собственность и регистрацию соответствующего права, не влияет на возможность осуществления истцом гарантированного законом права на жилище и его безопасность.
Поскольку квартира, в которой проживали истцы, была включена в перечень помещений, требующих капитального ремонта, входила в состав муниципального жилищного фонда, и до момента передачи квартиры в собственность истцам по решению суда от ДД.ММ.ГГ такой ремонт не был произведен, истцы не лишены возможности ставить вопрос о проведении капитального ремонта перед муниципальным образованием.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истцов Небогина А. И. и Небогиной А. Н. - Небогиной И. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.