Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Медведева А.А., Сафроновой М.В.,
при секретаре Богдан Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Тахтиной Л. В. на решение Бийского районного суда Алтайского края от 14 октября 2015 года по делу
по иску Тахтиной Л. В. к Администрации Бийского района, Управлению социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите (Главтрудсоцзащита), Межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года о признании решения администрации незаконным, о признании права на получение социальной выплаты, о возложении обязанности включить в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года.
Заслушав доклад судьи Поповой Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тахтина Л.В. обратилась в суд с иском к Администрации Бийского района, Управлению социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите (Главтрудсоцзащита), Межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, в котором просила:
- признать решение межведомственной комиссии Администрации Бийского района *** от ДД.ММ.ГГ об отказе во включении в списки граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилья - незаконным;
- признать право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", находившегося в зоне затопления, в результате крупномасштабного паводка, имевшего место в Алтайском крае в мае-июне 2014 года, исходя из площади дома 22,6 кв.м;
- возложить обязанность на межведомственную комиссию Администрации Бийского района внести в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома.
- обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование исковых требований указала, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". В результате наводнения, имевшего место в мае-июне 2014 года, указанное жилое помещение попало в зону затопления.
Решением межведомственной комиссии "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ во включении ее в списки граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года, отказано в связи с наличием у нее в собственности иного жилого помещения.
По мнению истицы, данным решением нарушено ее право на возмещении ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций в соответствии с Законом Алтайского края "О защите населения и территорий Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в связи с чем, обратилась в суд с указанными выше требованиями.
Решением Бийского районного суда Алтайского края от 14 октября 2015 года с учетом определения об исправлении описки от 18 ноября 2015 года Тахтиной Л.В. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Тахтина Л.В. просит решение суда отменить принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов указала, что пункт 4 Постановления Администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ ущемляет права граждан на восстановление утраченного имущества, что противоречит федеральному законодательству. Полагает, что вне зависимости от наличия у нее иного имущества, она не может быть лишена права на такое возмещение. Кроме того, указала, что в спорном жилом помещении проживают ее пожилые родители, которые иного жилья не имеют. Полагает, что суд первой инстанции не применил, обязательный для применения Закон Алтайского края от 17.03.1998 N15-ЗС (ред. от 05.09.2014) "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в соответствии с которым граждане, проживающие на территории края, имеют право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
По мнению Тахтиной Л.В., факт ее проживания по спорному адресу, не имеет юридического значения, поскольку противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Администрация Бийского района Алтайского края, Главтрудсоцзащита просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы и возражений к ней, на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2015 N 447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, которые устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее соответственно - мероприятия, трансферты).
Согласно подпункту "а" п.5 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
В целях реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда постановлением Администрации Алтайского края N234 от 17 июня 2015 года утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края".
В соответствии с п. 4 названного Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
- являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
- не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Таким образом, приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения.
Для получения социальной выплаты граждане подают в орган местного самоуправления по месту нахождения поврежденного жилого помещения заявление о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения по форме, установленной уполномоченным органом с приложением необходимых документов, предусмотренных указанным пунктом (подпункты "а" - "д" п.7 Порядка).
Органы местного самоуправления принимают от граждан в день обращения заявление и документы, указанные в пунктах 7, 7.1 настоящего Порядка, рассматривают их в течение 10 дней с даты получения и принимают решение о включении или об отказе во включении гражданина в список граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения (п.8 Порядка).
Уполномоченный орган, которым является Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, формирует сводный список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, согласовывает его с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; готовит проект соглашения о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Алтайского края на финансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по реализации мероприятий на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (подпункты "а", "б" п. 13 Порядка).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, установив, что истице на праве собственности принадлежит иное жилое помещение, исходя из того, что совокупность необходимых условий, дающих право на получение мер социальной поддержки в виде выплата денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения отсутствует, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Тахтиной Л.В.
Судебная коллегия, анализируя материалы дела и доводы апелляционной жалобы, с такими выводами суда соглашается, поскольку они основаны на верном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции при разрешении настоящего спора по существу, жилой "адрес", находился в зоне подтопления в период весенне-летнего наводнения 2014 года.
Решением межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года *** от ДД.ММ.ГГ истцу отказано во включении в вышеуказанный список как несоответствующей условиям предоставления социальной выплаты, установленной пунктом 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта, а именно: имеется жилое помещение, пригодное для проживания (л.д.42).
По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Тахтина Л.В. имеет на праве собственности:
- жилой дом по адресу: "адрес";
- квартиру по адресу: "адрес" на основании справки ЖСК "Бия" о выкупе пая от ДД.ММ.ГГ (л.д.38).
Зарегистрирована истица по месту жительства по адресу: "адрес".
Судом первой инстанции также установлено, что факт проживания Тахтиной Л.В. в "адрес" на день объявления режима чрезвычайной ситуации не нашел своего подтверждения.
Таким образом, необходимая совокупность условий, установленная постановлением Администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ для оказания мер социальной поддержки гражданам, отсутствует, что исключает предоставление социальной выплаты Тахтиной Л.В. на проведение капитального ремонта жилого дома.
Вопреки доводам жалобы, оценив установленные обстоятельства, выводы суда первой инстанции о законности отказа во включении истицы в список граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта правомерны и обоснованы.
Довод апелляционной жалобы о том, что в спорном жилом доме проживают ее родители, у которых в собственности иного жилья нет, в данном случае правового значения не имеет.
Поскольку истица имеет в собственности второе жилое помещение, пригодное для проживания, ее право на жилище не может считаться нарушенным в результате паводка. Отказ межведомственной комиссии "адрес" во включении ее в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома, по адресу: "адрес" является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы Тахтиной Л.В. о том, что суд первой инстанции, при рассмотрении данного дела по существу, неправомерно руководствовался положениями Постановления Администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ, которые по ее мнению, противоречат действующему законодательству, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные по следующим основаниям.
Порядок защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера как уже было указано выше предусмотрен Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно ст. 2 указанного Закона, правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Алтайским краевым законодательным собранием принят Закон Алтайского края от 17.03.1998 N15-ЗС "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В пункте 2 данного закона указано, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в крае основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемых в соответствии с ними федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Алтайского края, настоящего Закона, а также законов и иных нормативных правовых актов края в этой области.
В целях реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, Постановлением Администрации Алтайского края от 17.06.2015 N234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края.
Настоящий Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края определяет правила выплаты денежных средств собственникам жилых помещений на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года (п.1 Порядка).
В силу частей 2 и 3 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Поскольку Постановление Администрации Алтайского края от 17.06.2015 N234, опубликованное на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.06.2015, в установленном законом порядке, недействующим полностью или в части не признавалось, суд первой инстанции правомерно, при разрешении данного спора по существу, руководствовался в том числе, и Порядком предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденным указанным нормативным актом.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется.
Процессуальных нарушений, которые в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Тахтиной Л. В. на решение Бийского районного суда Алтайского края от 14 октября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.