Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Тарасовой О.Н., Алешко О.Б.,
при секретаре Ретунской Н.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 17 августа 2015 года по иску Шулятьева М. В. к комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о признании незаконным приказа об отказе в признании нуждающимися молодой семьи в жилом помещении, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о признании семьи нуждающейся в жилом помещении.
заслушав доклад судьи Тарасовой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шулятьев М.В. обратился в суд с иском к комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, просит признать приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении молодой семье незаконным; обязать Комитет жилищно-коммунального хозяйства "адрес" повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГ о признании семьи Шулятьева М.В. нуждающейся в жилом помещении.
Требования обоснованы тем, что Шулятьев М.В. ДД.ММ.ГГ обратился в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края с заявлением о признании его семьи нуждающейся в жилом помещении, предоставив полный пакет документов, обязательных для принятия решения.
ДД.ММ.ГГ комитет вынес приказ *** об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении молодой семьи Шулятьева М.В., указав в качестве причины отказа отсутствие информации на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в котором была прописана супруга истца Шулятьева В.А.
Оспаривая названный приказ, Шулятьев М.В. указывает, что Шулятьева В.А. не является и не являлась собственником жилого помещения по адресу "адрес", что подтверждается справкой ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Алтайскому краю. В данной справке указано, что за последние пять лет Шулятьева В.А. не имела в собственности жилых помещений, следовательно и по указанному адресу.
В возражениях на иск ответчик возражал против удовлетворения требований, указав, что комитет, как орган, принимающий решения о принятии или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязан осуществить проверку прав заявителя и членов его семьи на имевшиеся у них объекты недвижимого имущества за последние пять лет в целях реализации положений ст.53 ЖК РФ. При рассмотрении заявления истца и приложенных документов было установлено, что его супруга была зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ по адресу "адрес". Учитывая, что истцом по своей инициативе не представлены выписки из ЕГРП о правах заявителя и членов его семьи на имевшиеся у них объекты недвижимого имущества за последние пять лет, то комитет на основании п.2.2 ст.4 Закона N115-ЗС запросил их самостоятельно. Ответ Управления Росреестра по Алтайскому краю свидетельствовал об отсутствии информации на жилое помещение, расположенное по указанному адресу, необходимой для принятия решения о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На основании п.1.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ комитет принял оспариваемый приказ, который соответствует действующему законодательству.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 17 августа 2015 года признан незаконным приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ об отказе в признании семьи Шулятьева М. В. нуждающейся в жилом помещении.
На комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула возложена обязанность повторно рассмотреть в установленном законом порядке заявление от ДД.ММ.ГГ о признании семьи Шулятьевых нуждающейся в жилом помещении.
С комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в пользу Шулятьева М.В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере *** руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что комитет обязан осуществить проверку прав заявителя и членов его семьи на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимого имущества за последние пять лет в целях реализации положений ст.53 ЖК РФ.
Ответ Управления Росреестра по Алтайскому краю на межведомственный запрос свидетельствовал об отсутствии информации на жилое помещение по "адрес", необходимой для принятия решения о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поэтому законных оснований для признания семьи истца нуждающейся в жилом помещении при данных обстоятельствах у комитета не имелось. Суд, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что комитет не был лишен направить межведомственный запрос в филиал ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ" о предоставлении информации на указанное жилое помещение, также комитет мог запросить дополнительную информацию у истца. Указанные выводы суда не основаны на нормах материального права, так как Закон N115-ЗС не возлагает обязанность запрашивать дополнительную информацию у заявителей, а также не возлагает обязанность делать межведомственный запрос в организацию, уполномоченную осуществлять технический учет объектов недвижимости. Заявитель жалобы полагает, что истец обратился в суд с пропуском предусмотренного законом срока на обращение, не выяснил указанные обстоятельства у истца.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Балахнина Т.И. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, руководствуясь положениями ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ) судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с положениями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище", федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1 - 6), одновременно установилправила предоставления, а также использования таких выплат (приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы).
В соответствии с подпрограммой 2 "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2015-2020 годы Государственной программы Алтайского края "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края" на 2014-2020 годы, утвержденной Постановлением Администрации Алтайского края от 31.10.2014 N503, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, участником программы может стать молодая семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 35 лет, где один из супругов является гражданином Российской Федерации, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя (возраст которого не превышает 35 лет), являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее - "молодая семья"). Возраст, не превышающий 35 лет, определяется на день принятия Администрацией Алтайского края решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве таковых до ДД.ММ.ГГ, а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В силу ст.3 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, а также граждане, ставшие полностью дееспособными в результате вступления в брак или эмансипации, вправе подать заявление в орган местного самоуправления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью гражданина и (или) членов его семьи осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ч.1 ст.4 Закона, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - принятие на учет) осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных ими по месту своего жительства.
Для признания нуждающимся в жилом помещении гражданин предоставляет следующие документы:
1) заявление;
2) копию паспорта (копия документа, заменяющего паспорт) гражданина Российской Федерации, а также копии паспортов всех членов семьи;
3) копия кадастрового и (или) технического паспорта на занимаемое жилое помещение, в случае, если жилое помещение принадлежит гражданину на праве собственности либо предоставлено ему на основании договора социального найма;
4) копию домовой книги (поквартирной карточки) по месту жительства заявителя и членов его семьи либо выписку из домовой книги (поквартирной карточки);
5) копии документов, подтверждающих состав семьи;
6) справку из организации, уполномоченной осуществлять технический учет объектов недвижимости, о наличии или отсутствии у заявителя и членов его семьи жилых помещений на праве собственности;
7) копии документов, предоставляющих право на льготное обеспечение жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством (ч.2. ст.4 Закона).
В зависимости от основания признания нуждающимися в жилых помещениях дополнительно представляются следующие документы: 1) при признании нуждающимися в жилых помещениях граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, - правоустанавливающий документ на жилое помещение (договор социального найма или ордер; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или иные документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение) (ч.2.1. ст.4 Закона)
Гражданин вправе представить выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя и членов его семьи на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимого имущества за последние пять лет, решение уполномоченного органа о признании жилого помещения непригодным для проживания и заключение территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о невозможности выделить отдельную комнату в квартире больному заразной формой туберкулеза. В случае непредставления указанных документов орган местного самоуправления запрашивает их самостоятельно (ч.2.2. ст.4 Закона).Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом местного самоуправления (ч.6. ст.4 Закона).
Как установлено в ч.3 ст.5 Закона, орган местного самоуправления решение о принятии или об отказе в принятии на учет принимает по результатам рассмотрения документов, представленных гражданами согласно частям 2 и 3 статьи 4 настоящего Закона, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления всех документов. При рассмотрении заявлений, поданных несколькими гражданами в один день, их очередность определяется по времени подачи заявления с полным комплектом документов.
Решение о принятии или об отказе в принятии на учет орган местного самоуправления не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия выдает или направляет заявителю. Отказ в принятии на учет может быть обжалован гражданином в судебном порядке (ч.4. ст.5 Закона).
Отказ в принятии граждан на учет допускается по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации (ч.5. ст.5 Закона).
В соответствии со ст.6 Закона, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Не считается намеренным ухудшением жилищных условий вселение в занимаемое жилое помещение членов семьи, не имеющих жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма.
Согласно ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2 ст.51 ЖК РФ).
В силу ч.1 ст.52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч.2. ст.52 ЖК РФ).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (ч.3. ст.52 ЖК РФ).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (ч.4 ст.52 ЖК РФ).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет (ч.5 ст.52 ЖК РФ).
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст.53 ЖК РФ).
Как установлено ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ч.2. ст.54 ЖК РФ).
Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке (ч.3. ст.54 ЖК РФ).
Судом первой инстанции по данному делу правильно применены указанные нормы материального права, верно определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют имеющимся доказательствам.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ истец обратился в комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула через КАУ МФЦ Алтайского края с целью постановки на учет его семьи составом три человека (он, супруга Шулятьева В.А., сын Шулятьев Я.М.) в качестве нуждающегося в жилом помещении. К заявлению были представлены все необходимые документы, в том числе выписки из домовой книги, справки БТИ в отношении всех членов семьи.
Приказом *** от ДД.ММ.ГГ комитетом жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула со ссылкой на п.1.ч.1 ст.54, ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации отказано в признании нуждающейся в жилом помещении семьи Шулятьева М.В. в связи с тем, что по данным Управления Росреестра по Алтайскому краю отсутствует информация на жилое помещение, расположенное по адресу "адрес", в котором была прописана супруга заявителя Шулятьева В.А. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Как следует из материалов дела, заявителем в комитет к заявлению были приложены адресные справки, согласно которым Шулятьева В.А. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ была зарегистрирована по адресу "адрес".
По сведениям Управления Росреестра по Алтайскому краю в ЕГРП отсутствует информация на жилое помещение, расположенное по "адрес"
С учетом приведенных выше положений закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что уполномоченный орган на момент рассмотрения заявления Шулятьева М.В. располагал достоверными сведениями о том, что в собственности Шулятьевой В.А. не имелось жилых помещений за последние 5 лет, предшествующих обращению. При таких обстоятельствах, учитывая, что заявителем представлены все предусмотренные законом документы при обращении в комитет, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что оснований для отказа семье Шулятьева М.В. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не имелось.
Отсутствие запрашиваемых ответчиком документов и информации в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных органам государственной власти или органам местного самоуправления организаций в отношении права собственности Шулятьевой В.А. на жилой дом по "адрес" подтверждает право семьи истца состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, таким образом, отсутствует и основание к отказу в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное п.1-1 ч.1 ст.54 ЖК РФ.
Ссылка в решении суда на то, что комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула не был лишен возможности направить межведомственный запрос в филиал ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" о предоставлении соответствующей информации на законность выводов суда не влияет.
Указание в апелляционной жалобе на пропуск срока для обращения в суд с требованиями об оспаривании приказа комитета является необоснованной, поскольку Шулятьев М.В. обратился в суд с исковым заявлением, а не в порядке главы 25 ГПК РФ.
С учетом изложенного, доводы жалобы основаны на неверном толковании материального закона, а потому каких-либо оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.