Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Бредихиной С.Г., Храмцовой В.А.,
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации Бийского района Алтайского края на решение Бийского районного суда Алтайского края от 07 октября 2015 года по делу
по иску Горовой Т. В. к администрации Бийского района Алтайского края, Межведомственной комиссии администрации Бийского района Алтайского края по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в ДД.ММ.ГГ года о признании незаконным решения об отказе во включении в список граждан - получателей социальных выплат, включении в список граждан-получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Гореловой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
в связи со сложившейся в ряде районов Алтайского края неблагоприятной ситуацией ввиду выпадения в Республики Алтай и юго-восточных районах Алтайского края обильного количества осадков, что привело к повышению уровня воды в реках, с ДД.ММ.ГГ на основании Постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** на территории, в том числе Бийского района введен режим чрезвычайной ситуации.
В период дождевого паводка в ДД.ММ.ГГ года в зону подтопления попал жилой "адрес", включая "адрес" в "адрес" Алтайского края.
Собственником указанной квартиры является Горовая Т.В., которая на момент чрезвычайной ситуации была зарегистрирована и проживала в квартире, являющейся для нее единственным жилым помещением пригодным для проживания.
На основании обследования поврежденного указанного дома в результате паводка в ДД.ММ.ГГ года межведомственная комиссия администрации Малоугреневского сельского совета Бийского района Алтайского края и администрации Бийского района Алтайского края пришла к заключению о следующих повреждениях объекта недвижимости: замачивание цоколя наружных и внутренних стен, разрушение штукатурки, замачивание и отслоение внутренней отделки помещений (обои), замачивание и коробление дощатого пола, отслаивание краски на первом этаже, разбухание дверных коробок, дверных полотен и оконных блоков на первом этаже, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГ года (как указано в документе) ***.
Согласно справке администрации Малоугреневского сельского совета Бийского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ Горовая Т.В. включена в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате паводка и нуждающихся в капитальном ремонте.
Горовая Т.В. обратилась в администрацию Бийского района Алтайского края с заявлением о включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, в чем решением комиссии от ДД.ММ.ГГ *** ей было отказано, ввиду того, что принятое Администрацией Алтайского края 17.06.2015 Постановление N234 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края" не распространяется на жилые помещения и жилищный фонд, капитальный ремонт которых произведен на основании Постановления Администрации Алтайского края от 23.12.2014 N576 "Об утверждении Порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка".
Не согласившись с решением органа местного самоуправления, ссылаясь на указанные обстоятельства, Горовая Т.В. обратилась в суд с иском к администрации Бийского района Алтайского края и с учетом уточнения просила признать решение комиссии от ДД.ММ.ГГ *** незаконным, включить ее в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения *** по "адрес" в "адрес" Алтайского края.
В обоснование требований указала, что капитальный ремонт жилого помещения после паводка не проводился.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГ судом первой инстанции к участию в деле в качестве ответчика привлечена Межведомственная комиссия администрации Бийского района Алтайского края по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка в ДД.ММ.ГГ года.
Решением Бийского районного суда Алтайского края от 07.10.2015, с учетом определения об исправлении описки от 26.11.2015 исковые требования удовлетворены частично. Судом постановлено:
признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГ ***, принятое на заседании Межведомственной комиссии администрации Бийского района Алтайского края по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка в ДД.ММ.ГГ года об отказе Горовой Т. В. во включении в список граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого помещения по "адрес"6 в "адрес", поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в ДД.ММ.ГГ года.
Возложить на администрацию Бийского района обязанность провести повторное рассмотрение заявления Горовой Т. В. о включении в список граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого помещения по "адрес"6 в "адрес", поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории "адрес" Алтайского края в ДД.ММ.ГГ года и принять соответствующее решение в десятидневный срок.
Возложить на администрацию Бийского района обязанность сообщить об исполнении решения суду и Горовой Т. В. в течение десяти дней.
Горовой Т. В. в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Бийского района Алтайского края просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым иск оставить без удовлетворения. В качестве мотивов для отмены судебного постановления, ссылаясь на Постановления Администрации Алтайского края 17.06.2015 N234 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края" и от 23.12.2014 N576 "Об утверждении Порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка", указал, что в рамках реализации постановления краевой администрации о проведении капитального ремонта поврежденных в результате паводка жилых помещений между районной администрацией и АКГУП " "данные изъяты"" был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГ на выполнение функций технического заказчика по капитальному ремонту объектов, в состав которых вошел дом истца. Считает, что как администрация района, так и межведомственная комиссия, отказывая истцу во включении в список граждан на получение социальных выплат, действовали в рамках принятого Порядка, рассмотрев заявление Горовой Т.В. должным образом, в связи с чем выводы суда об отсутствии проверки соответствия заявителя устанолвенным требованиям полагает несостоятельными. По мнению ответчика, суду первой инстанции надлежало привлечь АКГУП " "данные изъяты" в качестве третьего лица по делу.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда в части признания незаконным решения Межведомственной комиссии администрации Бийского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** и возложения соответствующих обязанностей на администрацию Бийского района подлежащим отмене, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушения норм процессуального права (п.п.1,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив решение Межведомственной комиссии администрации Бийского района Алтайского края по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка в ДД.ММ.ГГ года ДД.ММ.ГГ *** об отказе истцу во включении в список граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого помещения по "адрес"6 в "адрес", поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в ДД.ММ.ГГ года, с учетом положений Постановления Администрации Алтайского края 17.06.2015 N234 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края", руководствуясь ч.2 ст.62, ч.1 ст.218, ч.ч.8,9 ст.226, ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая непредоставление ответчиками доказательств проведения капитального ремонта в "адрес" в "адрес" Алтайского края, а также доказательств бесспорно подтверждающих законность принятого комиссией решения, при том, что письменное сообщение об отказе во включении Горовой Т.В. в соответствующий список не является мотивированным, посчитал решение комиссии незаконным, с возложением на администрацию "адрес" Алтайского края обязанности провести повторное рассмотрение заявления истца, о чем сообщить суду и истцу в десятидневный срок. Полагая, что вопрос о включении граждан в вышеуказанный список отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления, тогда как проверка представленных истцом документов на соответствие установленным требованиям не проводилась, оснований для признании за Горовой Т.В. права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения суд не усмотрел.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не соглашается, а доводы жалобы находит заслуживающими внимания по следующим основаниям.
С ДД.ММ.ГГ введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (ст.1 Федерального закона от 08.03.2015 N22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Частями 1 и 2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно Информации по категориям гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в исковом порядке, от 05.11.2015 ***-ВС-7105/15 дела о признании недействительным (незаконным) отказа в предоставлении мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения, признании права на получение мер социальной поддержки, о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки; о признании недействительным (незаконным) отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты (субсидии) для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты (субсидии) для приобретения или строительства жилого помещения рассматриваются в исковом порядке.
Исходя из изложенного, принимая во внимание характер возникшего между сторонами спора, а также предмета искового заявления, настоящий спор подлежит разрешению в исковом порядке, в связи с чем ссылка суда первой инстанции при вынесении судебного постановления на нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является необоснованной. В соответствии с абз.2 ст.148 ГПК РФ задачами подготовки дела к судебному разбирательству относится, в том числе уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Как разъяснено в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 N11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению.
В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (ст.56 ГПК РФ).
В данном случае обстоятельствами, имеющими юридическое значение для правильного разрешения спора, являются установление факта повреждения жилого помещения истца в результате паводка в ДД.ММ.ГГ года и требующего капитального ремонта, а также принятие уполномоченным органом мер к реализации мероприятий, связанных с капитальным ремонтом жилищного фонда.
Названные обстоятельства позволят оценить наличие (отсутствие) у истца правовых оснований для включения в список граждан на получение социальных выплат на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения с учетом действующего законодательства.
В свою очередь, установление таких обстоятельств позволит суду прийти к выводу о законности (незаконности) принятого межведомственной комиссией оспариваемого решения.
Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Частью 1 ст.18 названного Федерального закона установлено, что граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2014 N1365 утверждены Правила предоставления в ДД.ММ.ГГ году из Федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации; распределение в ДД.ММ.ГГ году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.1 настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в ДД.ММ.ГГ году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края (далее - субъекты Российской Федерации) на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее соответственно - мероприятия, трансферты).
При этом под поврежденным жилищным фондом по смыслу названных Правил понимаются жилые помещения и (или) общее имущество собственников помещений в многоквартирных домах независимо от формы собственности, поврежденные в результате паводков и требующие проведения капитального ремонта (п.2 Правил).
Согласно подп. "а" п.7 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
Пунктом 8 Правил установлено, что финансовое обеспечение реализации мероприятий осуществляется однократно в отношении одного жилого помещения и (или) многоквартирного дома.
В целях реализации настоящих Правил Постановлением Администрацией Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** утвержден Порядок реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, который определяет процедуру выделения средств и условия проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края.
Пунктом 4 настоящего Порядка определено, что перечень работ по капитальному ремонту поврежденного жилищного фонда утверждается Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Средства на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта поврежденного жилищного фонда перечисляются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам за выполненные работы по капитальному ремонту поврежденного жилищного фонда (п.7 Порядка).
Основанием для перечисления средств индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам за выполненные работы по капитальному ремонту поврежденного жилищного фонда является выполнение ими условий заключенных с органами местного самоуправления городского округа, муниципального района договоров на проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, и (или) многоквартирных домов, поврежденных в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края (п.8 Порядка).
В целях определения правил выплаты денежных средств собственникам жилых помещений на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в ДД.ММ.ГГ года, Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края.
Согласно п.4 названного Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие совокупности следующим условиям:
являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в ДД.ММ.ГГ года, и требуют проведения капитального ремонта (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
При этом действие настоящего Порядка не распространяется на жилые помещения и жилищный фонд, поврежденные в результате паводка, капитальный ремонт которых произведен в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 23.12.2014 N576 "Об утверждении Порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка" (п.2 Порядка).
Обращаясь в суд с настоящим иском, и требуя признать незаконным решение комиссии от ДД.ММ.ГГ *** администрации Бийского района Алтайского края об отказе во включении в список граждан на получение социальных выплат и включить в список граждан на получение социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого помещения, Горовая Т.В. ссылалась на то, что капитальный ремонт ее жилого помещения в рамках Постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** не произведен, в связи с чем она имеет право на получение социальных выплат в рамках Постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, а, следовательно, на включение в соответствующий список граждан, в чем решением районной администрацией ей было отказано. При этом в иске истец указала, что работы в доме по укреплению фундамента дома и штукатурке стен коридора проводились.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГ между администрацией "адрес" Алтайского края (муниципальный заказчик) и АКГУП " "данные изъяты"" (технический заказчик) заключен муниципальный контракт на выполнение функций технического заказчика по неотложным аварийно-восстановительным работам и капитальному ремонту объектов, согласно приложению ***.
Срок выполнения работ определен до ДД.ММ.ГГ (п.2.1 контракта).
Согласно Приложению *** к указанному муниципальному контракту в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту включен, в том числе двухэтажный девятиквартирный дом по "адрес" в "адрес".
В соответствии с п.п.3.2.3,3.2.6 муниципального контракта в обязанности технического заказчика входит подготовка дефектных актов и разработка сметы на выполнение работ, утверждение графиков выполнения работ и контроль за их выполнением, приемка от подрядной организации законченные этапы работ.
Согласно заявке на финансирование подрядных работ по устранению последствий паводка от ДД.ММ.ГГ, подготовленной АКГУП " "данные изъяты"", общая стоимость работ составляет "данные изъяты" руб., из которых на жилой дом по "адрес" в "адрес" приходится "данные изъяты".
Кроме того, в материалах дела представлены акты о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, за отчетный период ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, подписанные, с одной стороны, АКГУП " "данные изъяты"" (генподрядчик), а с другой - ООО "данные изъяты"" (субподрядчик), где в качестве стройки указан комплекс неотложных аварийно-восстановительных работ, а в качестве объекта - аварийно-восстановительные работы поврежденного жилого дома по адресу: "адрес" (л.д.50-72).
В нарушение ч.1 ст.56 ГПК РФ истцом доказательств, свидетельствующих о не проведении в "адрес" в "адрес" работ в рамках реализации постановления Администрации Алтайского края о реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая имеющиеся в материалах дела документы, оснований полагать о наличии у истца права на включение в список граждан на получение социальных выплат на капитальный ремонт жилых помещений в рамках Постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** не имеется.
В данном случае, исходя из фактических обстоятельств по делу, следует, что у Горовой Т.В., как пострадавшей в результате паводка в мае-июне 2014 года, возникло право на получение социальной поддержи в форме проведения капитального ремонта жилищного фонда, который в данном случае состоит из общего имущества собственников названного жилого дома и жилого помещения истца, в рамках Постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***.
То обстоятельство, что работы в квартире Горовой Т.В. не проведены, основанием для включения последней в список граждан на получение социальных выплат не является, поскольку это свидетельствует о наличии спора о ненадлежащем выполнении работ, направленных на капитальный ремонт поврежденного в результате паводка в ДД.ММ.ГГ года жилищного фонда, в частности квартиры истца, в рамках реализации Постановления Администрации Алтайского края ДД.ММ.ГГ ***.
Названное оставлено судом первой инстанции без внимания.
При таких обстоятельствах, поскольку оснований для включения истца в список граждан на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта поврежденного в результате паводка в ДД.ММ.ГГ года жилищного фонда не имеется, требование о признании решения Межведомственной комиссии Бийского района от ДД.ММ.ГГ *** незаконным также подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика администрации Бийского района Алтайского края удовлетворить.
Решение Бийского районного суда Алтайского края от 07 октября 2015 года в части признания незаконным решения Межведомственной комиссии администрации Бийского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** и возложения обязанностей на администрацию Бийского района отменить и принять в этой части новое решение.
Исковые требования о признании решения Межведомственной комиссии администрации Бийского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.