Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.
судей Сафроновой М.В., Медведева А.А.
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации Бийского района Алтайского края
на решение Бийского районного суда Алтайского края от 14 сентября 2015 года
по иску Быстровой И. В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Чучалиной С. А., Чучалина А. А. к "адрес" о признании незаконным решения об отказе во включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года, возложении обязанности по повторному рассмотрению заявления, включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года
Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Квартира *** по "адрес" в "адрес" на основании договора купли- продажи с рассрочкой платежа от ДД.ММ.ГГ принадлежит на праве общей долевой собственности Быстровой И.В. (1/4 доли) и ее несовершеннолетним детям Чучалиной С.А. (1/2 доли) и Чучалину А.А. (1/4 доли).
Постановлением Администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ в связи с обильными осадками, выпавшими в "адрес" и юго-восточных районах Алтайского края, значительным повышением уровня воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй, превышением критических отметок уровня воды в реках в Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и "адрес" с ДД.ММ.ГГ введен режим чрезвычайной ситуации.
Жилой дом по "адрес" в "адрес" в период весенне-летнего паводка 2014 года находился в зоне затопления.
Решением Бийского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ установлен факт постоянного проживания Быстровой И.В. (до заключения брака - Чучалиной И.В.) с детьми в принадлежащем им жилом помещении по состоянию на ДД.ММ.ГГ - на момент возникновения чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года.
Фактически Быстрова И.В. с детьми зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. "адрес"Хабаровский,39.
ДД.ММ.ГГ Быстрова И.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Чучалиной С.А. и Чучалина А.А., обратилась в "адрес" с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка принадлежащего им жилого помещения.
Согласно ответу администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ ***/П/5489 решением межведомственной комиссии *** от ДД.ММ.ГГ Быстровой И.В. и ее детям отказано во включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта принадлежащего им жилого помещения согласно п. 2 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** с указанием, что действие вышеуказанного Порядка не распространяется на жилые помещения и жилищный фонд, поврежденные в результате паводка, капитальный ремонт которых произведен в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 23.121.2014 года *** "Об утверждении Порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка".
Быстрова И.В., обратилась в суд в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Чучалиной С.А. и Чучалина А.А. с иском к "адрес", ссылаясь на то, что данный отказ является незаконным, нарушающим их права, поскольку в принадлежащем им жилом помещении ремонт в соответствии с Постановлением Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ не произведен. С учетом уточнения исковых требований, предъявления их также к Межведомственной комиссии "адрес" по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории "адрес" Алтайского края в мае-июне 2014 года, просила признать решение комиссии *** от ДД.ММ.ГГ незаконным, обязать межведомственную комиссию повторно рассмотреть заявление о включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года, обратить решение к немедленному исполнению.
Решением Бийского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ с учетом исправления описки определением этого же суда от ДД.ММ.ГГ исковые требования Быстровой И.В. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение *** от ДД.ММ.ГГ, принятое на заседании Межведомственной комиссии "адрес" по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории "адрес" Алтайского края в мае-июне 2014 года об отказе Быстровой И. В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Чучалиной С. А., Чучалина А. А. во включении в список граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого помещения по "адрес"7 "адрес", поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории "адрес" Алтайского края в мае-июне 2014 года.
На "адрес" возложены обязанность провести повторное рассмотрение заявления Быстровой И. В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Чучалиной С. А., Чучалина А. А. о включении в список граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого помещения по "адрес"7 "адрес", поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории "адрес" Алтайского края в мае-июне 2014 года и принять соответствующее решение в течение 10 дней.
Решение суда обращено к немедленному исполнению.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе "адрес" Алтайского края просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В качестве оснований к отмене решения ссылается на то, что оспариваемым решением межведомственной комиссии Быстровой И.В. отказано во включении в список на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта принадлежащего ей жилого помещения по причине включения многоквартирного дома по "адрес" в "адрес" в список на проведение капитального ремонта. Для проведения данного ремонта был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГ, который не был представлен в судебное заседание, однако информация о наличии указанного контракта была доведена до сведения суда и истца. Данные обстоятельства не были исследованы судом надлежащим образом, технический заказчик по муниципальному контракту АКГУП "Алтайстройзаказчик", который мог предоставить соответствующие сведения по факту осуществления аварийно- восстановительных работ в квартире истца, к участию в дело в качестве третьего лица не привлечен. Полагают, что решение принято с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции Быстрова И.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала. Остальные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является основанием для рассмотрения гражданского дела в их отсутствии.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент рассмотрения спора судом, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Частью 1 ст.18 названного Федерального закона установлено, что граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2014 N1365 утверждены Правила предоставления в 2014 году из Федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации; распределение в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.1 настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2014 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края (далее - субъекты Российской Федерации) на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее соответственно - мероприятия, трансферты).
При этом под поврежденным жилищным фондом по смыслу названных Правил понимаются жилые помещения и (или) общее имущество собственников помещений в многоквартирных домах независимо от формы собственности, поврежденные в результате паводков и требующие проведения капитального ремонта (п.2 Правил).
Согласно подп. "а" п.7 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
Пунктом 8 Правил установлено, что финансовое обеспечение реализации мероприятий осуществляется однократно в отношении одного жилого помещения и (или) многоквартирного дома.
В целях реализации настоящих Правил постановлением Администрацией Алтайского края от 23.12.2014 N576 утвержден Порядок реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, который определяет процедуру выделения средств и условия проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, в том числе и жилых помещений.
Пунктом 4 настоящего Порядка определено, что перечень работ по капитальному ремонту поврежденного жилищного фонда утверждается Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Средства на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта поврежденного жилищного фонда перечисляются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам за выполненные работы по капитальному ремонту поврежденного жилищного фонда (п.7 Порядка).
Основанием для перечисления средств индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам за выполненные работы по капитальному ремонту поврежденного жилищного фонда является выполнение ими условий заключенных с органами местного самоуправления городского округа, муниципального района договоров на проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, и (или) многоквартирных домов, поврежденных в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края (п.8 Порядка).
В целях определения правил выплаты денежных средств собственникам жилых помещений на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года, Постановлением Администрации Алтайского края от 17.06.2015 N234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края.
Согласно п.4 названного Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие совокупности следующим условиям:
являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
При этом действие настоящего Порядка не распространяется на жилые помещения и жилищный фонд, поврежденные в результате паводка, капитальный ремонт которых произведен в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 23.12.2014 N576 "Об утверждении Порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка" (п.2 Порядка).
Обращаясь в суд с настоящим иском и требуя признать незаконным решение межведомственной комиссии Администрации Бийского района Алтайского края N 3 от 23.07.2015 года об отказе во включении в список граждан-получателей социальных выплат, Быстрова И.В. ссылалась на то, что капитальный ремонт ее квартиры в рамках постановления Администрации Алтайского края от 23.12.2014 N576 не произведен, в связи с чем она и ее несовершеннолетние дети имеют право на получение социальных выплат в рамках постановления Администрации Алтайского края от 17.06.2015 N234.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения, в силу отсутствия доказательств проведения капитального ремонта в жилом помещении, принадлежащем истцу и ее детям в соответствии с постановлением администрации Алтайского края N576 от 23 декабря 2014 года "Об утверждении порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края".
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, а доводы жалобы об обратном находит несостоятельными.
Исходя из бремени доказывания, установленного ст. 56 ГПК РФ обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Как следует из материалов дела, судом первой инстанции в порядке подготовки дела к судебному разбирательству предлагалось Администрации Бийского района представить доказательства проведения капитального ремонта спорного жилого помещения в соответствии с постановлением администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ, что отражено в определении судьи от ДД.ММ.ГГ.
В обосновании возражений по заявленным требованиям ответчиком представлен отзыв со ссылкой на заключение ДД.ММ.ГГ Администрацией Бийского района муниципального контракта с АКГУП "Алтайстройзаказчик" на проведение аварийно- восстановительных работ и капитального ремонта объектов, перечень которых указан в приложении к контракту, а также акты о приемке выполненных работ за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в отношении поврежденного жилого дома (муниципальной квартиры), расположенного по адресу: "адрес".
Вместе с тем, из представленных актов следует, что в соответствии с договором подряда субподрядчиком ООО "Строй-Камень" был произведен комплекс неотложных аварийно-восстановительных работ по ремонту "адрес", а также работы по ремонту полов, потолков, стен и фасадов жилого дома, устройству отмостки.
Сведений о проведении работ по капитальному ремонту жилого помещения истицы акты выполненных работ не содержат.
Более того, как следует из сообщения администрации Бийского района АК на имя истца от ДД.ММ.ГГ, на основании п.9 статьи 93 ФЗ " О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N44-ФЗ, Администрацией Бийского района был заключен муниципальный контракт на выполнение функций технического заказчика от ДД.ММ.ГГ с АКГУП "Алтайстройзаказчик". Согласно п.1.1 контракта АКГУП "Алтайсройзаказчик" принял на себя обязательства по выполнению функций технического заказчика по неотложным аварийно-восстановительным работам и капитальному ремонту объектов, в том числе двухэтажного девятиквартирного дома по "адрес" в "адрес". ДД.ММ.ГГ АКГУП заключен контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд с ООО "Строй-Камень" на выполнение собственными или привлеченными силами и средствами комплекса неотложных аварийно-восстановительных работ по объектам. По информации АКГУП "Алтайстройзаказчик", ремонт в квартире Быстровой И.В. не производился, ООО "Строй-Камень" произведен ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии доказательств проведения капитального ремонта в спорном жилом помещении и наличии у Администрации обязанности провести повторное рассмотрение заявления Быстровой И.В. о включении в список граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка.
Ссылка апеллянта на непривлечение к участию в дело АКГУП "Алтайстройзаказчик" в целях получения сведений по факту осуществления аварийно-восстановительных работ в квартире истца, с учетом вышеприведенного ответа администрации Бийского района от 07.08.2015, подлежит отклонению.
Процессуальных оснований, предусмотренных ст.43 ГПК РФ для привлечения указанного лица к участию в деле в качестве третьего лица судебная коллегия не усматривает, так как оспариваемым решением вопрос о правах и обязанностях данного лица не разрешался.
Кроме того, администрация Бийского района не лишена была возможности провести обследование жилого помещения, принадлежащего истцу, в рамках рассмотрения данного гражданского дела в целях опровержения доводов истца о непроведении ремонта и подтверждения законности оспариваемого им решения.
При отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих проведение капитального ремонта в принадлежащем истцу и ее детям жилом помещении, оспариваемое решение межведомственной комиссии не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителей на получение социальных выплат для проведения капитального ремонта.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, верно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с оценкой доказательств, исследованных судом первой инстанции, оснований для переоценки которых у судебной коллегии не имеется, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бийского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Бийского района Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.