Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Рудь Е.П., Новоселовой Е.Г.,
при секретаре Горской О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика УФСИН России по Алтайскому краю на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 02 октября 2015 года
по делу по иску Левищева В. А. к УФСИН России по Алтайскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Левищев В.А. обратился в суд с иском к УФСИН России по Алтайскому краю о признании незаконным решения территориальной комиссии УФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности на комиссию УФСИН России поставить на учет Левищева В.А. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование своих требований указал, что до ДД.ММ.ГГ Левищев В.А. являлся сотрудником ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Алтайскому краю. Выслуга лет в календарном исчислении составила "данные изъяты", в льготном исчислении- "данные изъяты", уволен со ДД.ММ.ГГ по п. "в" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" (по выслуге срока службы дающего право на пенсию). ДД.ММ.ГГ Левищев В.А. обратился в территориальную комиссию УФСИН России по Алтайскому краю с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением территориальной комиссии УФСИН России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ Левищеву В.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ ***.
Полагает, что данный отказ незаконен, поскольку основания для отказа в принятии на учет, предусмотренные Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отсутствуют. Согласно выписке из протокола *** заседания территориальной комиссии УФСИН России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобрения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГ: с ДД.ММ.ГГ Левищев В.А. постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью "данные изъяты" кв.м по адресу: "адрес". Жилое помещение предоставлено по договору социального найма с ДД.ММ.ГГ администрацией "адрес". Основание к отказу в постановке на учет явился факт того, что Левищевым В.А. не предоставлены выписки из лицевых счетов обслуживающих организаций (Алтайэнерго, Водоконал, теплоснабжающие сети). При этом выдана справка территориальной комиссии УФСИН России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ о приеме комплекта документов - все необходимые документы при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья были предоставлены и приняты в полном объёме. Заявителем была предоставлена справка от "данные изъяты" ***" о том, что дом по адресу "адрес" на обслуживании не состоит. Данных по оплате нет. Жилой дом не имеет водопровода, тепловых сетей, является неблагоустроенным. Отопление в доме печное, водоснабжение - из близрасположенной колонки. В связи с чем, отсутствуют договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 02 октября 2015 года исковые требования Левищева В. А. удовлетворены.
Признано незаконным решение территориальной комиссии УФСИН России по Алтайскому краю от 07 мая 2015 года об отказе в постановке на учет Левищева В. А. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
За Левищевым В. А. признано право быть поставленным на учет в УФСИН России по Алтайскому для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В апелляционной жалобе ответчик УФСИН России по Алтайскому краю просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы указано, что истцом не представлено на рассмотрение комиссии документа, подтверждающего невозможность получения документов, предусмотренных п.п. 3п. 5 Правил, а также не представлено документов, подтверждающих отсутствие в доме, где проживает истец, центрального водоснабжения и отопления. Ответчик полагает, что суд неверно установил, что необходимость предоставления выписок из лицевых счетов не предусмотрена п.п. 3 п. 5 Правил, поскольку этим же подпунктом Правил предусмотрено предоставление документов, подтверждающих невозможность получения документов указанных в п.п. 3 п. 5 Правил. Не согласен с доводом истца относительно выдачи справки о приеме документов, поскольку секретарь комиссии ведет прием документов и не наделена полномочиями по их рассмотрению. Кроме того, как у секретаря комиссии, так и у членов комиссии отсутствуют полномочия по разъяснению законодательства в части предоставления социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, в том числе по перечню документов, необходимых для постановки на учет.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Левищева В.А. - ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика УФСИН России по Алтайскому краю ФИО2 поддержала доводы апелляционной жалобы, истец Левищев В.А. и его представители ФИО1, ФИО3 возражали против апелляционной жалобы ответчика.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, до ДД.ММ.ГГ Левищев В.А. являлся сотрудником "данные изъяты". Выслуга лет в календарном исчислении составила ДД.ММ.ГГ, в льготном исчислении- ДД.ММ.ГГ. Уволен истец со ДД.ММ.ГГ по п. "в" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" (по выслуге срока службы дающего право на пенсию).
С ДД.ММ.ГГ Левищев В.А. постоянно зарегистрирован и проживает в жилом помещении, общей площадью 15,0 кв.м., по адресу: "адрес".
Данное жилое помещение предоставлено администрацией "адрес" по договору социального найма от ДД.ММ.ГГ.
Согласно справки "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ истец с ДД.ММ.ГГ по настоящее время состоит в списке очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Иных жилых помещений на каком-либо праве истец не имеет.
ДД.ММ.ГГ Левищев В.А. обратился в территориальную комиссию УФСИН России по Алтайскому краю с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставив соответствующие документы, в том числе, справку от "данные изъяты" о том, что дом по адресу "адрес" на обслуживании не состоит.
Решением территориальной комиссии "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ Левищеву В.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, мотивируя отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.203 N 369 ( не предоставлены выписки из лицевых счетов обслуживающих организаций (Алтайэнерго, Водоконал, теплоснабжающие сети).
С 1 января 2013 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В силу п. 7 ст. 4 Закона, право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии с п. 6 ст. 4 Закона, порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 апреля 2013 г. N 369, которым были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
В силу п. 1 Правил, они устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил 5 в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь указанными выше нормами Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации и, исходя из того, что поскольку отопление в доме истца печное, центральное водоснабжение отсутствует, в связи с чем отсутствуют договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями, поэтому копии финансовых лицевых счетов с места жительства истца и совместно проживающих членов его семьи, за последние 5 лет до подачи заявления, Левищев В.А. предоставить при обращении с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты, не имел возможности по объективным причинам, пришел к выводу об удовлетворении требований истца.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он мотивирован в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречит требованиям действующего законодательства.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе не опровергают выводы суда, а сводятся к несогласию с ними и иной оценке установленных по делу обстоятельств и исследованных судом доказательств, с которой судебная коллегия не соглашается.
Ссылка стороны ответчика в жалобе на то, что как у секретаря комиссии, так и членов комиссии отсутствуют полномочия по разъяснению законодательства в части предоставления социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, в том числе, по перечню документов, необходимых для постановки на учет, несостоятельна, поскольку согласно п. 2.1 Положения о территориальной комиссии УФСИН России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, комиссия создается в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопроса предоставления лицам, указанным в п. 1.1 Положения и осуществляет не только принятие документов для получения единовременной выплаты (п. 2.1.1) и решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятие с него (п. 2.1.3), а также проводит проверку принятых документов на предмет соответствия перечню, определенному Правилами и их оформления в установленном порядке для получения единовременной выплаты (п. 2.1.2), в связи с чем не лишена была возможности предложить истцу предоставить необходимые дополнительные документы в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения заявления истца.
Доводов, влияющих на законность принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая, что судом полно и всесторонне были исследованы и оценены в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства, представленные сторонами, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалобы являются несостоятельными, то судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика УФСИН России по Алтайскому краю на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 02 октября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.