Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.
судей Решетниковой И.Ф., Тертишниковой Л.А.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела апелляционную жалобу Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда Алтайского края от 25 августа 2015 года по делу по иску прокурора г. Новоалтайска Алтайского края в интересах Овсянникова А. С. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска в интересах Овсянникова А.С. обратился в суд с требованием к Главному управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о возложении обязанности предоставить Овсянникову А.С. благоустроенное жилое помещение в границах города Новоалтайск Алтайского края в размере не менее 33 квадратных метра по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование требований указано, что аа основании решения Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отец - Овсянников С.М. лишен родительских прав в отношении сына Овсянникова А.С., мать - Овсянникова С.В. умерла.
Согласно постановления Администрации г. Новоалтайска от ДД.ММ.ГГ *** Овсяников А.С. направлен в Детский дом и находился на полном государственном обеспечении. Постановлением администрации г. Новоалтайска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** за Овсянниковым А.С. закреплено жилое помещение по адресу: "адрес"2, принадлежащее на праве собственности его дедушке, Диблюк В.Н..
Между тем, вышеуказанное постановление отменено постановлением Администрации г. Новоалтайска от ДД.ММ.ГГ ***. В настоящее время Овсянникову А.С. на праве собственности (ином праве) какое-либо жильё не принадлежит.
Приказом Главного управления от ДД.ММ.ГГ *** Овсянникову А.С. было отказано во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей с целью получения жилого помещения по причине того, что на момент обращения его возраст превышает 23 года.
Отказ ответчика во включении Овсянникова А.С. в список на получение жилого помещения находит незаконным, поскольку в силу ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. При обращении в Комитет по образованию Администрации г. Новоалтайска ДД.ММ.ГГ Овсянникову А.С. было сообщено, что он не может встать на очередь на получение субсидии на жилье, так как имеет закрепленное жилое помещение. О том, что его право на обеспечение жильем осталось не защищенным и нарушенным, Овсянников А.С. узнал только после достижения 23-летнего возраста, а именно после получения ответа на обращение от ДД.ММ.ГГ в Комитет по образованию г. Новоалтайска.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 августа 2015 года признать незаконным отказ Главного управления строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края во включении Овсянникова А. С. в список на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Возложить обязанность на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края предоставить Овсянникову А. С. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м. в г.Новоалтайска Алтайского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить в связи с нарушением норм материального права, принять новое решение об отказе в иске. В обоснование указано, что Овсянников А.С. до достижения 23 лет не обращался с заявлением о включении в Список на предоставления жилья данной категории. Данные отношения носят заявительный характер. Истец на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не встал, каких-либо уважительных причин пропуска срока обращения для постановки на учет не представил. В связи с чем оснований для восстановления срока на подачу заявления о включении в Список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, на обеспечения жильем помещением не установлено. Судом не исследовался вопрос о незаконности закрепления за истцом жилого помещения, принадлежащего на праве собственности дедушке "адрес". Доказательств, что истец обращался в уполномоченный орган по вопросу отмене постановления о закреплении жилого помещения до 23 лет, не предоставлено.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, на заседание судебной коллегии не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, заслушав прокурора Мищенко Е.Ю., судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судом первой инстанции правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения по вопросам предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также дополнительных гарантий социальной поддержки детей-сирот статья 8 Закона N159-ФЗ, ст. ст. 8,9 Закона Алтайского края N 136-ЗС.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Овсянников А.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отец Овсянникова А.С. - Овсянников С.М. лишен родительских прав, мать Овсянникова С.В. умерла.
Согласно постановлению Администрации г. Новоалтайска от ДД.ММ.ГГ *** Овсянников А.С. направлен в Детский дом и находился на полном государственном обеспечении.
Постановлением администрации г.Новоалтайска от ДД.ММ.ГГ *** за Овсянниковым А.С. закреплена жилая площадь по адресу: "адрес", принадлежащее на праве собственности его дедушке, Диблюку В. Н..
По сведениям комитета по образованию администрации г.Новоалтайска Овсянников А.С. впервые обратился ДД.ММ.ГГ по вопросу предоставления жилья, ему сообщено, что он не может встать на очередь на получение субсидии на жилье, так как имеет закрепленное жилое помещение.
В последствии, по заявлению Овсянникова А.С. постановлением Администрации г.Новоалтайска от ДД.ММ.ГГ *** было отменено постановление администрации г.Новоалтайска от ДД.ММ.ГГ *** о закреплении за Овсянниковым А.С. жилой площади по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГ Овсянников А.С. обратился вновь в Комитет по образованию г. Новоалтайска по вопросу предоставления жилья.
Приказом Главного управления от ДД.ММ.ГГ *** Овсянникову А.С. было отказано во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей с целью получения жилого помещения по причине того, что на момент обращения его возраст превышает 23 года.
Согласно сведениям из Росреестра по Алтайскому краю за последние 5 лет в собственности жилых помещений у Овсянникова А.С. не имеется.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч.2 ст.4 закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" (в редакциях, действовавших до 01 января 2013 года) дети-сироты, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из преамбулы закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу действовавшего до 01 января 2013 года правового регулирования право на предоставление дополнительных гарантий имели лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст.1, 3 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с 01 января 2013 года утратил силу, а статья 8 Закона N159-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, ранее действовавшее законодательство предусматривало обязанность государства по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей только в случае отсутствия у них закрепленных жилых помещений. С 1 января 2013 года такое условие исключено.
Суд провел мотивированный анализ документов, имеющихся по делу, и обоснованно удовлетворил доводы истца, отметил, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения, поэтому необходимо выяснять причины, в силу которых гражданин своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что причины пропуска срока для обращения с заявлением о включении истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, являются уважительными, а в предоставлении жилого помещения Овсянников А.С. нуждается.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца уважительных причин для пропуска срока постановки на учет нуждающихся, судебная коллегия полагает несостоятельными.
С учетом, представленных по делу доказательств, суд обоснованно установилто, что у истца имелись объективные причины, препятствующие ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, он не по своей вине не имел возможности обратиться в уполномоченный орган до достижения 23 лет, так как с 25.05.1998г. за ним было закреплено жилое помещение, что препятствовало ему своевременно зарегистрироваться еще до достижения 18 лет, как лицо данной категории, нуждающееся в предоставлении жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что реализация права на предоставление жилого помещения ограничена достижением возраста 23 лет, после чего лицо утрачивает право на предусмотренные Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Как указывалось выше, отсутствие лица на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в его жилищном обеспечении. Истец проживал в Детском доме, за ним было закреплено жилое помещение, которое принадлежало дедушке. Данное закрепление лишало истца возможности реализовать свои права. Уважительность причин пропуска срока обращения истца в 29 лет с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подтверждается материалами дела.
Поэтому доводы апелляционной жалобы истца не могут быть приняты во внимание.
В ходе рассмотрения дела ответчиками не оспаривалось то, что до настоящего времени истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не предоставлялось.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно признал право Овсянникова А.С. как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 августа 2015 года оставить - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.