Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.
судей Сафроновой М.В., Медведева А.А.
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Советского района Алтайского края, третьего лица Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края
на решение Советского районного суда Алтайского края от 02 октября 2015 года
по иску Насевич А. В., Насевич Н. Ю. к Администрации Советского района Алтайского края о признании решения об отказе незаконным, признании права на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения,
Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Квартира *** по "адрес" Алтайского края на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ принадлежит на праве общей совместной собственности истцам Насевич А.В., Насевич Н.Ю.
Жилой дом по указанному адресу находился в зоне затопления в результате паводка, имевшего место в мае-июне 2014 года в Алтайском крае.
Насевич А.В. и Н.Ю. включены в список граждан Алтайского края, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и нуждающимися в капительном ремонте.
ДД.ММ.ГГ Насевич А.В. и Н.Ю. обратились в Администрацию Советского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка принадлежащего им жилого помещения.
Администрацией Советского района истцам отказано в предоставлении социальной выплаты ввиду несоответствия заявителей условиям, установленным п. 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ в связи с наличием в собственности истцов иного жилого помещения, пригодного для проживания, о чем Насевич уведомлены в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГ ***.
Насевич Н.Ю. и А.В. обратилась в суд с иском к Администрации Советского района Алтайского края ссылаясь на то, что данный отказ является незаконным, нарушающим их права, так как комната 104, площадью 17.2 кв.м. по "адрес" была приобретена ими в долевую собственность ДД.ММ.ГГ, при этом приобретено было по ? доли каждому, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты у них в собственности было только жилое помещение, поврежденное в результате паводка.
Просили признать незаконным решение Администрации Советского района Алтайского края об отказе предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения расположенного по адресу: "адрес"; признать за Насевич Н. Ю. и Насевич А. В. право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения поврежденного в результате паводка.
Решением Советского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным решение Администрации Советского района Алтайского края об отказе Насевич Н. Ю. и Насевич А. В. в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения расположенного по адресу: "адрес".
За Насевич Н. Ю. и Насевич А. В. признано право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка.
Взысканы с администрации Советского района Алтайского края в пользу Насевич Н. Ю. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционных жалобах ответчика администрация Советского района Алтайского края и третьего лица Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края содержится просьба об отмене судебного акта, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований к отмене решения Администрация Советского района ссылается на неправильное применение судом норм материального права, поскольку наличие у истцов на дату подачи заявления иного жилого помещения, пригодного для проживания является основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты. Вывод суда о непригодности жилого помещения по "адрес"104 для проживания в связи с несоблюдением нормы учетной жилой площади на одного человека не соответствует требованиям закона, поскольку Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 такого основания для признания помещения непригодным для проживания не содержит.
В апелляционной жалобе Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края указывает на то, что выводы суда не основаны на законе, поскольку Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07 мая 2015 N 447, равно как и Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края", утвержденный постановлением Администрации Алтайского края N234 от 17 июня 2015 года содержат исчерпывающий перечень условий, при которых граждане могут иметь право на получение социальной выплаты, и расширительному токованию не подлежит.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истцов возражала против отмены решения.
Остальные лица, участвующие по делу, не явились, извещены надлежаще. С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов, изложенных в жалобах в соответствии с п. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч.2 ст.18 Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2015 N 447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, которые устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее соответственно - мероприятия, трансферты).
Согласно подпункту "а" п.5 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
В целях реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда постановлением Администрации Алтайского края N234 от 17 июня 2015 года утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края".
В соответствии с п. 4 названного Порядка ( в редакции действующей на момент принятия оспариваемого решения) право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
- являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
- не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Таким образом, законодателем установлены обязательные условия, при соблюдении которых могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка.
По делу установлено, что истцы, являясь собственниками жилого помещения по "адрес", после наводнения, имевшего место в мае- июне 2014 года, и включении их на основании акта обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГ в список граждан Алтайского края, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и нуждающимися в капительном ремонте, по договору купли продажи от 06. 11.2014 года приобрели по ? доли в праве общей долевой собственности на комнату ***, площадью 17,2 кв.м., расположенную в жилом доме по "адрес".
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования Насевич, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что истцы имеют право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта принадлежащего им жилого помещения по "адрес", так как на дату обращения с заявлением о предоставлении социальной выплаты истцы Насевич иного жилого помещения не имели, в жилом помещении по пер. "адрес" на каждого из истцов приходится менее нормы площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Судебная коллегия, анализируя материалы дела и доводы заявителей, с такими выводами суда не соглашается, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Как следует из системного анализа положений постановления Правительства Российской Федерации от 07 мая 2015 N 447 и постановления Администрации Алтайского края N234 от 17 июня 2015 года, необходимым условием для предоставления гражданам мер социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения является отсутствие у заявителей иного жилого помещения, пригодного для проживания, за исключением жилого помещения, поврежденного в результате паводка и требующего капитального ремонта.
Граждане, приобретшие иное жилое помещение, в том числе и после подачи заявления на предоставление денежной выплаты для проведения капитального ремонта, право на получение социальной поддержки государства утрачивают, так как такая поддержка направлена, прежде всего, на восстановление права граждан на жилище.
Согласно ч.1 ст. 17 ЖК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан и в силу ч.2 ст. 15 ЖК РФ должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Поскольку Насевич приобрели в собственность жилое помещение, пригодное для проживания, вне зависимости от площади данного помещения и размера долей истцов в праве собственности на него, их право на жилище не может считаться нарушенным, что исключает предоставление социальной выплаты Насевич на проведение капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". В связи с чем, решение Администрации Советского района Алтайского края об отказе Насевич в предоставлении социальной выплаты является правомерным.
При установленных обстоятельствах доводы заявителей заслуживают внимания.
Решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика администрации Советского района Алтайского края, третьего лица Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края удовлетворить.
Решение Советского районного суда Алтайского края от 02 октября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Насевич А. В., Насевич Н. Ю. к Администрации Советского района Алтайского края оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.