Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Решетниковой И.Ф., Тертишниковой Л.А.,
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Красильникова Е. А. на решение Угловского районного суда Алтайского края от 08 октября 2015 года по делу
по иску администрации Угловского района Алтайского края к Красильникову Е. А., Красильниковой Т. П., администрации Угловского сельсовета Угловского района Алтайского края о признании незаконным постановления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, взыскании неосновательного обогащения в виде полученной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Угловского района Алтайского края обратилась в суд с иском к Красильникову Е. А., Красильниковой Т. П., администрации Угловского сельсовета Угловского района Алтайского края о признании незаконным постановления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, взыскании неосновательного обогащения в виде полученной социальной выплаты.
В обоснование указала, что постановлением Администрации Угловского сельсовета от 26.09.2011 N 99 "О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", семья Красильниковой Т.П. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Между Администрацией Угловского района и Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края 10.06.2014 заключено соглашение N 36/53, предметом которого является взаимодействие сторон по выполнению мероприятий Программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе. 27.08.2014 между Администрацией района и Главным управлением хозяйства Алтайского края заключено дополнительное соглашение N 1 к соглашению от 10.06.2014 N 36/53, предметом которого является утверждение дополнительных списков граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья на 2014 год. Согласно Приложению 3 к указанному соглашению ответчик включен в список получателей социальной выплаты на 2014 год. Расчетная стоимость жилья определена в размере "данные изъяты"., размер предоставляемой социальной выплаты за счет средств федерального бюджета составил "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГ Красильникову Е.А. выдано свидетельство *** о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в сумме "данные изъяты" Платежным поручением от ДД.ММ.ГГ ответчику перечислены денежные средства в указанной сумме.
ДД.ММ.ГГ Администрацией района выдано разрешение на расходование денежных средств с именного блокированного целевого счета, открытого на имя ответчика, в сумме "данные изъяты". Денежные средства в сумме "данные изъяты". в настоящее время находятся на блокированном целевом счете, открытом на имя Красильникова Е.А.
В ходе осуществления контроля за порядком использования средств социальной выплаты Администрацией Угловского района установлено, что на момент постановки Красильникова Е.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и на момент получения социальной выплаты, он и члены его семьи были обеспечены общей площадью жилого помещения в размере, превышающем учетную норму площади жилого помещения, то есть не имели права на получение социальной выплаты в рамках реализации ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил признать незаконным п. 5 постановления администрации Угловского сельсовета Угловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", взыскать с Красильникова Е.А. в пользу администрации Угловского района Алтайского края неосновательное обогащение в виде полученной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере "данные изъяты".
Определения суда от 09.09.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Красильникова Т.П.
Решением Угловского районного суда Алтайского края от 08 октября 2015 года иск администрации Угловского района Алтайского края к Красильникову Е. А., администрации Угловского сельсовета Угловского района Алтайского края удовлетворен.
Признан незаконным п. 5 постановления администрации Угловского сельсовета Угловского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ"О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
С Красильникова Е.А. в пользу администрации Угловского района Алтайского края взыскано неосновательное обогащение в виде полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в размере "данные изъяты"., в доход местного бюджета - государственная пошлина в сумме "данные изъяты".
Иск администрации Угловского района Алтайского края к Красильниковой Т.П. оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ответчик Красильников Е.А. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно применен срок исковой давности по требованиям о признании незаконным п.5 постановления администрации Угловского сельсовета Угловского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ "О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", о применении которого было заявлено стороной ответчика.
Кроме того, при постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2011 году администрации Угловского сельсовета было известно о наличии у них жилых помещений, однако, они были поставлены на учет. При включении их в программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы" администрации Угловского района также было известно о наличии у них жилых помещений, однако их включили в программу и выделили денежные средства на строительство жилья. Соответственно, никаких виновных действий по сокрытию информации о наличии у них жилых помещений, ими предпринято не было. Полученные денежные средства были потрачены на строительство дома.
Указывает также, что он фактически утратил право пользования принадлежащей ему на праве общей совместной собственности квартирой, поскольку по соглашению в бывшей супругой стоимость его доли в квартире была зачтена в уплату долга по алиментам.
Социальная выплата на строительство ему предоставлена их федерального бюджета на основании свидетельства ***, которое не аннулировано и не признано недействительным, следовательно, денежные средства получены им законно.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 утверждена Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", реализация которой направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, в том числе посредством содействия созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.
Исходя из положений раздела III указанной целевой программы, последняя, среди прочих, включает в себя мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. В свою очередь целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов. Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение).
Указанное Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (п. 1 раздела I Типового положения).
В соответствии с п.4 раздела II Типового положения право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности (основное место работы) в сельской местности;
б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), определяется субъектом Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Красильникова Т.П. ДД.ММ.ГГ обратилась в жилищную комиссию сельского поселения с заявлением о признании малоимущей в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.
На основании постановления администрации Угловского сельсовета Угловского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ семья Красильниковой Т.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (п.5 постановления).
Красильников Е.А. обратился в администрацию Угловского района с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", указав при этом, что жилищные условия планирует улучшить путем строительства индивидуального жилого дома в "адрес" (л.д.27).
Согласно п.п. 34, 35 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", право на получение социальной выплаты имеют молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. Под молодыми семьями и молодыми специалистами, указанными в пункте 34 Типового положения, понимаются молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям: проживают на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; зарегистрированы по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации; не имеют в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере.
В соответстии с п. 42, 43 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", в случае предоставления индивидуальному предпринимателю социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), заключается либо трехсторонний договор (с участием органа местного самоуправления) либо двухсторонний договор (в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования) об обеспечении жильем с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенным условием договора, является, в том числе, обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты.
Красильников Е.В. осуществляет предпринимательскую деятельность по разведению кроликов и пушных зверей в условиях фермы, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, и был включен в список граждан, проживающих в сельской местности - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". Расчетная стоимость жилья определена в размере 1 505 466 рублей.
В соответствии со свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности *** от ДД.ММ.ГГ, размер предоставляемой социальной выплаты Красильникову Е.А. равен "данные изъяты". Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГ *** на счет Красильникова Е.А. перечислены денежные средства в указанной сумме (социальная выплата на приобретение жилья в сельской местности).
ДД.ММ.ГГ администрацией Угловского района выдано разрешение на расходование денежных средств с именного блокированного счета, открытого на имя ответчика, в сумме "данные изъяты". Денежные средства в сумме "данные изъяты" находятся на указанном счете.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что со стороны ответчика имеет место неосновательное обогащение, поскольку семья Красильниковой Т.П. незаконно поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, срок по требованию о признании незаконным п.5 постановления администрации Угловского сельсовета "адрес" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ не пропущен.
Судебная коллегия с выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.
Судом установлено, что на момент постановки семьи Красильниковой Т.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Красильниковой (до брака - Чупеевой) Т.П. принадлежала "данные изъяты" доля в праве общей долевой собственности на квартиру N *** в доме N *** по "адрес" Алтайского края, площадью "данные изъяты". Красильникову Е.А. на праве общей совместной собственности принадлежала квартира N *** в доме N *** по "адрес" Алтайского края площадью "данные изъяты" Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах учетного дела выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГ.
Таким образом, на момент постановки на учет и в настоящее время обеспеченность площадью жилых помещений на каждого члена семьи ответчиков составляет "данные изъяты", что выше учетной нормы предоставления площади жилого помещения, составляющей в "адрес" 12 кв.м общей площади на одного человека.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленный в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Вместе с тем, судом не учтено, что семья Красильниковой Т.П. с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в установленном законом порядке не снята.
Кроме того, совокупность представленных по делу доказательств свидетельствует о добросовестности действий Красильникова Е.А. в получении денежных средств, доступности сведений о нем и членах его семьи, месте жительства и работе из тех документов, которые были предоставлены им для участия в целевой программе, что указывает на осведомленность о наличии всех обстоятельств, препятствующих, по мнению истца, предоставлению субсидии, как органа местного самоуправления, так и исполнителя программы, рассматривавших поступившие от Красильникова Е.А. документы на предмет соответствия условиям предоставления субсидии до принятия решения.
Виновных действий по сокрытию информации о наличии жилых помещений ответчиками не совершено, полученные денежные средства потрачены в целевом порядке на строительство дома.
Оснований для признания п.5 постановления Администрации Угловского сельсовета Угловского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ "О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", судебная коллегия также не усматривает, поскольку ответчиком заявлено о применении срока исковой давности по данному требованию.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что принятие оспариваемого постановления явилось одним из оснований для предоставления Красильникову Е.А. социальной выплаты, связи с чем, к требованию о признании п.5 постановления должен быть применен общий срок исковой давности.
Согласно ч. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего кодекса.
Истец обратился в суд с иском о признании незаконным п.5 постановления администрации Угловского сельсовета Угловского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ только ДД.ММ.ГГ, т.е. с пропуском установленного законом срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу том, что исковые требования истца о признании п.5 постановления администрации Угловского сельсовета "адрес" Алтайского края "О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку семья Красильковой Т.П. с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не снята, п.5 постановления администрации Угловского сельсовета Угловского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ незаконным не признан, у судебной коллегии отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований о взыскании с Красильникова Е.А.в качестве неосновательного обогащения полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в размере "данные изъяты".
На основании изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене на основании п.п.3,4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Красильникова Е. А. удовлетворить.
Решение Угловского районного суда Алтайского края от 08 октября 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований администрации Угловского района Алтайского края к Красильникову Е. А., Красильниковой Т. П., администрации Угловского сельсовета Угловского района Алтайского края отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.