Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Рудь Е.П., Сачкова А.Н.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управление социальной защиты населения по г. Бийску и Бийскому району и третьего лица Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите на решение Бийского городского суда Алтайского края от 23 июня 2015 края
по делу по иску по иску Н.А.А. к Управлению социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району, МУП г. Бийска "ЕИРКЦ" о признании незаконными действий по применению норматива площади жилого помещения, возложении обязанности назначить стандарт нормативной площади жилого помещения при предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за жилое помещение, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.А.А. обратился с иском в суд к Управлению социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району, МУП г. Бийска "ЕИРКЦ" в котором просил признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району, связанные с установлением для истца, ветерана труда норматива площади жилого помещения для начисления компенсации за жилищные услуги делением общей площади квартиры на число зарегистрированных лиц, то есть в размере *** кв.м. общей площади жилья; обязать Управление социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району назначить для истца, ветерана труда стандарт нормативной площади жилого помещения при предоставлении мер социальной поддержки в размере *** кв.м. общей площади с ДД.ММ.ГГ; обязать МУП г.Бийска "ЕИРКЦ" произвести с ДД.ММ.ГГ по настоящее время перерасчет компенсаций, исходя из стандарта нормативной площади жилья в размере *** кв.м. общей площади; обязать Управление социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району назначить истцу с ДД.ММ.ГГ по настоящее время, компенсацию расходов на оплату жилого помещения, на основании перерасчетов, исходя из нормативной площади *** кв.м., произведенных МУП г.Бийска "ЕИРКЦ", и произвести выплаты за счет средств краевого бюджета; обязать Управление социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району выплатить истцу нанесенный моральный вред в размере *** рублей.
В обоснование иска указал, что проживает по адресу: "адрес", является ветераном труда Алтайского края и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Общая площадь жилого помещения истца составляет *** кв.м., льготная площадь, на которую предоставляется компенсация, составляет *** кв. Указанная льготная площадь определена с учетом количества проживающих в квартире лиц - *** человека: 1 чел = *** кв.м.
Полагает, что льготная площадь, на которую ему предоставляется компенсация, определена не в соответствии с Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от ДД.ММ.ГГ *** "Об установлении краевого стандарта социальной нормы площади жилья", действовавшего с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, которым установлен краевой стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый при предоставлении мер социальной поддержки в размере *** кв.м. общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, проживающей в городском округе.
Следовательно, Управление социальной защиты населения по городу Бийску обязано было установить для истца, как ветерана труда, стандарт нормативной площади жилого помещения при предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения в размере *** кв.м. с момента возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГ.
Данный стандарт нормативной площади жилого помещения при предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения оставлен в силе с ДД.ММ.ГГ Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от ДД.ММ.ГГ *** и должен был применяться для начисления компенсаций за жилищные услуги с ДД.ММ.ГГ по настоящее время.
На основании указаний Управления социальной защиты населения по городу Бийску, МУП г.Бийска "ЕИРКЦ" производит начисление компенсаций за жилищные услуги, исходя из нормы площади в размере *** кв.м., получаемой делением общей площади квартиры истца *** кв.м. на число зарегистрированных в квартире человек.
Такой способ установления нормы площади для начисления компенсаций за жилищные услуги не предусмотрен Законом Алтайского края N ***.
Таким образом, в результате неправомерных действий Управления социальной защиты населения по городу Бийску, истцу, как ветерану труда, МУП г.Бийска "ЕИРКЦ" ежемесячно производил начисление компенсации в меньшем объеме, в размере *** к.в.м., вместо *** кв.м. от общей площади жилья за оплачиваемые истцом жилищные услуги.
Соответственно Управление социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району не в полном объеме производило и производит начисление размеров компенсации за жилищные услуги с ДД.ММ.ГГ по настоящее время.
ДД.ММ.ГГ истец обратился в Управление социальной защиты населения по городу Бийску с заявлением по перерасчету компенсаций за жилищные услуги, исходя из краевого стандарта нормативной площади в размере *** кв.м. общей площади, однако, от ответчика был получен отказ.
В связи с отказом Управления социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району выполнять нормы законов Алтайского края по начислению компенсаций в соответствии с нормами законодательства Алтайского края, истцу нанесен моральный вред, который выразился в виде нравственных страданий, приведших истца к стрессовому состоянию от того, что Управление социальной защиты населения по городу Бийску и "адрес" осуществляет произвольное толкование законов и соответственно произвольное их применение.
В связи с чем, истец оценивает причиненный ему моральный вред в размере *** рублей, который просит взыскать с Управления социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району, со стороны которого нарушены права истца, как ветерана труда по получению ежемесячных компенсационных оплат за жилищные услуги, исходя из стандарта нормативной площади жилого помещения в размере *** кв.м.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 23 июня 2015 края исковые требования Н.А.А. к Управлению социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району, удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району по назначению Н.А.А., как ветерану труда, норматива площади жилого помещения при предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения в размере *** кв.м.
На Управление социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району возложена обязанность произвести Н.А.А., как ветерану труда, назначение стандарта нормативной площади жилого помещения при предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения в размере *** кв.м. с ДД.ММ.ГГ.
Также на Управление социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району возложена обязанность назначить Н.А.А., с ДД.ММ.ГГ компенсацию расходов на оплату жилого помещения, исходя из стандарта нормативной площади жилого помещения при предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения в размере *** кв.м. за счет средств краевого бюджета.
В удовлетворении остальной части исковых требований Н.А.А. к Управлению социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району, отказано.
В удовлетворении исковых требований Н.А.А. к МУП г.Бийска "ЕИРКЦ", отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по г. Бийску и Бийскому району просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указал, что действующим законодательством предусмотрена равная обязанность по оплате жилья и коммунальных услуг всех проживающих в жилом помещении, распространение мер социальной поддержки предусмотрено непосредственно на ветерана труда, при этом, стандарт нормативной площади жилого помещения является верхней границей площади, на которую может быть предоставлена компенсация. Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, возложена на организации - поставщиков услуг. Кроме того, полагает, что поскольку льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются непосредственно ветерану труда и не распространяются на совместно проживающих с ним членов семьи, то размер компенсации определяется из доли оплаты, приходящейся на ветерана труда, с учетом количества зарегистрированных в жилом помещении граждан, в противном случае меры социальной поддержки будут распространены на проживающих совместно с истцом членов его семьи, что противоречит нормам Закона N *** и приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств.
В апелляционной жалобе третьего лица Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе истцу в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам, изложенным в апелляционной жалобе ответчика Управления социальной защиты населения по г. Бийску и Бийскому району.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы ответчика Управление социальной защиты населения по г. Бийску и Бийскому району и третьего лица Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите истец Н.А.А. просит решение суда оставить без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите К.И.А. поддержал доводы апелляционных жалоб.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Н.А.А. является ветераном труда Алтайского края, проживает в квартире по адресу: "адрес", которая на основании договора о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГ была передана П/О "Сибприбормаш" в собственность Н.А.А. на состав семьи - *** человека.
На регистрационном учете в данном жилом помещении состоит истец Н.А.В. с ДД.ММ.ГГ, его супруга - Н.Т.А. с ДД.ММ.ГГ, дочь - К.Е.А. с ДД.ММ.ГГ и внучка К.Е.Д. с ДД.ММ.ГГ г.
Супруга, дочь и внучка истца льготополучателями не являются.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Также судом установлено, что МУП г. Бийска "ЕИРКЦ" является организацией, которая по соглашению с поставщиками коммунальных услуг осуществляет начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Управление социальной защиты населения по г.Бийску и Бийскому району, будучи уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения, обязано предоставлять в МУП г.Бийска "ЕИРКЦ" списки льготополучателей для расчета денежных эквивалентов мер социальной поддержки.
МУП г.Бийска "ЕИРКЦ" на основании соглашения об информационном обмене N ***, заключенном с Управлением социальной защиты населения по городу Бийску ДД.ММ.ГГ, производит расчет денежных эквивалентов (ЕДК) для каждого льготополучателя, указанного в списках, переданных для расчетов Управлением, в формате, предусмотренным Приложением *** к указанному соглашению (п. 2.2.1. Соглашения).
Согласно, материалов дела и, в частности, решения Управления социальной защиты населения по г. Бийску и Бийскому району о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу, а также информации о данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", истцу льгота по оплате жилого помещения с ДД.ММ.ГГ назначена исходя из льготной площади *** кв.м., с учетом того, что размер общей площади жилого помещения составляет *** кв.м. и количество проживающих - *** человека.
В силу ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГ), ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, компенсация 50 процентов расходов на оплату занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной нормативными правовыми актами Алтайского края. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГ), ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе компенсация 50 процентов расходов на оплату жилого помещения в пределах установленных краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения предоставляются независимо от вида жилищного фонда и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Пунктом 1 Постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от ДД.ММ.ГГ N *** "Об установлении краевого стандарта социальной нормы площади жилья", действовавшего с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, установлен краевой стандарт социальной нормы площади жилья в размере *** кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, проживающей в городах.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от ДД.ММ.ГГ N *** "О краевых стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки", действующим с ДД.ММ.ГГ, установлен стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый при предоставлении мер социальной поддержки в размере *** кв. метров общей площади жилого помещения для одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, проживающей в городском округе.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу, что расчет денежного эквивалента по оплате жилого помещения не зависит от количества зарегистрированных в квартире лиц, в связи с чем при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из общей площади жилого помещения *** кв.м., количества льготников, их доли в праве собственности на квартиру, а также стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного в размере *** кв.м. общей площади жилого помещения для одного члена семьи.
Указанный вывод суда основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы жалоб о том, что действующим законодательством распространение мер социальной поддержки предусмотрено непосредственно на ветерана труда, а в жилом помещении в спорный период проживало *** человека, судебной коллегией отклоняются, поскольку суд, принимая решение, исходил из права на получение компенсации 50 процентов расходов на оплату занимаемой общей площади жилого помещения самим ветераном труда, указанную меру социальной поддержки на членов его семьи не распространил.
Довод жалоб о том, что стандарт нормативной площади жилого помещения является верхней границей площади, на которую может быть предоставлена компенсация, не может служить основанием к отмене состоявшегося судебного постановления, поскольку суд, устанавливая право истца на компенсацию расходов по оплате жилого помещения в пределах нормативной площади *** кв. м., не вышел за пределы, установленные законом.
Довод жалоб о том, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, возложена на организации - поставщиков услуг, действия органов социальной защиты населения по выплате гражданам компенсации производны от расчетов компенсаций, предоставляемых организациями - поставщиками услуг, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с п.1 ст. 4 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N *** "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.
Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации (пункт 3 статьи 4).
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона (пункт 7 статьи 4).
Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг) (пункт 8 статьи 4).
Согласно п. 14 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных Постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг.
В силу п. 15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Согласно приведенным выше нормативно-правовым актам организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг) рассчитывают только денежные эквиваленты мер социальной поддержки, право определять объем льготы им не предоставлено.
Иные доводы жалоб являлись предметом судебного рассмотрения в районном суде, выводы по которым мотивированы в решении суда.
В целом доводы жалоб основаны на неверном толковании норм материального закона и сводятся к выражению не согласия с выводами суда первой инстанции.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционных жалобах.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Управление социальной защиты населения по г. Бийску и Бийскому району и третьего лица Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите на решение Бийского городского суда Алтайского края от 23 июня 2015 края оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.