Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Кулеш О.А.
судей Зацепина Е.М., Новиковой Н.В.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы заинтересованных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю, Главного управления имущественных отношений Алтайского края и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю на решение Алтайского краевого суда от 20 августа 2015 года по делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КРУК" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "КРУК" обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", - равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей.
В обоснование требования указано, что земельный участок предоставлен заявителю на основании договора аренды *** от ДД.ММ.ГГ, заключенного с Главным управлением имущественных отношений Алтайского края. Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере "данные изъяты" руб., является завышенной. Его действительная рыночная стоимость составляет "данные изъяты" руб., что подтверждено отчетом об оценке, выполненным ООО "Сибирский Институт Инноваций и Развития Бизнеса", и положительным экспертным заключением НП СОО "Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов". Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и интересы заявителя, поскольку он намерен выкупить земельный участок в собственность. Ссылаясь на ст.66 Земельного кодекса РФ, заявитель просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости.
Решением Алтайского краевого суда от 20 августа 2015 года обществу с ограниченной ответственностью "КРУК" восстановлен срок обращения с заявлением в суд.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "КРУК" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, поданное в суд ДД.ММ.ГГ, удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", - равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица Главного управления имущественных отношений Алтайского края просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на отсутствие у заявителя как арендатора, права на совершение сделок непосредственно с объектом оценки, право на определение кадастровой стоимости принадлежит его собственнику. Рыночная стоимость земельного участка должна быть определена на дату, по состоянию на которую должна быть установлена кадастровая стоимость, то есть по состоянию на 1 января 2009 года. Поскольку заявителем представлен отчет независимого оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно (более чем на 30 процентов превышает рыночную стоимость участка, то суд должен был дать оценку этому отчету, а также заключению специалиста на этот отчет с точки зрения его соответствия требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе проведения судебной экспертизы отчета оценщика.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что Учреждение по данному делу является ненадлежащим заинтересованным лицом и не имеет интереса оспаривать определение рыночной стоимости объектов недвижимости.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" филиал по Алтайскому краю и Управление Росреестра по Алтайскому краю просит отменить решение суда, ссылаясь на необоснованность его привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица, а также выражая несогласие с тем, что дело было рассмотрено судом по правилам главы 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения.
Изучив доводы апелляционных жалоб, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В соответствии с абзацем 4 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.24.19 названного Закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "КРУК" соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Согласно уведомлению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю в рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной отказано, поскольку данный вопрос подлежит рассмотрению в судебном порядке.
10.10.2014г. осуществлен государственный кадастр учет земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", - с присвоением кадастрового номера ***, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
Согласно кадастровой справке его кадастровая стоимость составляет "данные изъяты" руб., дата определения кадастровой стоимости 10.10.2014г.
11.02.2015г. между Главным управлением имущественных отношений Алтайского края и ООО "КРУК" на основании протокола заседания комиссии о результатах торгов от ДД.ММ.ГГ *** заключен договор аренды указанного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, для строительства складов V класса опасности по классификации СанПиН. Срок аренды установлен на пять лет с даты подписания договора. Договор зарегистрирован в ЕГРП 05.03.2015г.
15.06.2015г. произведена государственная регистрация права собственности ООО "КРУК" на объект недвижимости, расположенный на указанном земельном участке - строение вспомогательного использования, в подтверждение чего представлено свидетельство о государственной регистрации права.
В соответствии с п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Верным является вывод суда, что являясь собственником здания, расположенного на земельном участке с ***, ООО "КРУК" имеет исключительное право на его приобретение в собственность, в связи с чем установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для заявителя, он вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
При этом подлежит восстановлению срок обращения в суд, поскольку на день обращения в суд в государственный кадастр недвижимости результаты очередной государственной кадастровой оценки не внесены, договор аренды заключен 11.02.2015г., с заявлением в суд ООО "КРУК" обратилось 14.07.2015г., таким образом, злоупотреблением правом в его действиях отсутствует.
Для подтверждения размера рыночной стоимости земельного участка заявителем представлен отчет об оценке *** от ДД.ММ.ГГ, составленный оценщиком Л., работающим по трудовому договору в ООО "Сибирский Институт Инноваций и Развития Бизнеса". Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 10.10.2014г. составляет "данные изъяты" рублей. На отчет об оценке заявителем представлено положительное экспертное заключение N *** от ДД.ММ.ГГ, подготовленное экспертом саморегулируемой организации оценщиков "Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов", членом которой является оценщик Л.
Из представленного отчета следует, что итоговая стоимость объекта оценки определена путем расчета стоимости объекта оценки при использовании сравнительного подхода, а также имеется обоснование отказа от использования доходного и затратного подходов; использованные количественные и качественные характеристики принадлежат объекту оценки; отчет об оценке отвечает принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости, достаточности; отчет содержит анализ рынка, ссылки на источники информации; описание последовательности определения стоимости объекта оценки, позволяющее пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки; обоснование выбора примененных оценщиком методов оценки в рамках сравнительного подхода; описание расчетов, расчеты и пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки; в качестве объектов-аналогов использованы три земельных участка, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам; описан объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов; для выполнения расчетов использованы типичные для аналогичного объекта сложившиеся на рынке оцениваемого объекта удельные показатели стоимости (единицы сравнения), в частности, цена за единицу площади.
Положительное экспертное заключение N *** от ДД.ММ.ГГ содержит вывод о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, а также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Судом в качестве свидетелей допрошены оценщик Л., эксперт Ш., которые дали пояснения относительно суждений и выводов, изложенных в отчете об оценке и положительном экспертном заключении, подтвердив их.
Исследовав отчет об оценке и экспертное заключение, а также заслушав пояснения оценщика и эксперта, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отчет об оценке соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки, стандартам и правилам оценочной деятельности саморегулируемой организации, вывод о стоимости объекта оценки подтвержден, в связи с чем, отчет об оценке, положительное экспертное заключение могут быть приняты в качестве допустимых доказательств рыночной стоимости земельного участка.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007г. N 255 (ред. от 22.10.2010), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного земельного участка в отличие от методов массовой оценки объектов недвижимости, поэтому рыночная стоимость, установленная в отчете об оценке объекта оценки, может отличаться от кадастровой стоимости, установленной органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, с использованием удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009г. N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края".
Заинтересованные лица не представили суду доказательства иной рыночной стоимости земельного участка, либо доказательства, опровергающие доказательства рыночной стоимости земельного участка, представленные заявителями, таким образом, спор о достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, отсутствует.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, и не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников этих отношений (ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, вопреки доводам жалобы, дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вне зависимости от формы обращения лица в суд до 15 сентября 2015 года (то есть даты, с которой был введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации) подлежали рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" о неправомерности привлечения учреждения в лице его филиала по Алтайскому краю к участию в деле в качестве заинтересованного лица в связи с отсутствием у него полномочий по государственной оценке земель, установлению и утверждению значений кадастровой стоимости земельных участков, что как орган кадастрового учета в силу своих полномочий оно лишь воспроизводит данные о кадастровой оценке с внесением необходимых сведений в государственный кадастр недвижимости и осуществляет только технические функции исполнителя, ответственности за сам результат такой оценки не несет, является несостоятельным в силу нижеследующего.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются, как было указано выше, статьями 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Закона об оценочной деятельности и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 409-р, приказами Росреестра от 11 марта 2010 г. N П/93, от 26 декабря 2011 г. N П/531 и п.п. 1, 12 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного приказом Росреестра от 01 сентября 2011 года N П/331, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиалов переданы полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, по включению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесению в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
В соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При таких данных суд правомерно привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиала по Алтайскому краю.
Довод апелляционной жалобы Управления Росреестра по Алтайскому краю о необоснованности привлечения Управления к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица также не опровергает правомерность постановленного по делу решения.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, к полномочиям указанной службы отнесена организация проведения государственной кадастровой оценки земель, внесение в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Учитывая, что заявленные требования обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, участие в деле в качестве заинтересованного лица Управления Росреестра по Алтайскому краю является следствием реализации предоставленных ему полномочий.
Доводы жалобы Главного управления имущественных отношений по Алтайскому краю о том, что арендатору не принадлежит право на оспаривание результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости, основано на ошибочном толковании норм права. Действующее законодательство не содержит ограничений, препятствующих арендатору объекта недвижимости как лицу, имеющему самостоятельный правовой интерес, обратиться в установленном законом порядке в суд в целях установления кадастровой стоимости такого объекта в размере, равном его рыночной стоимости.
Более того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", прямо предусмотрено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Утверждение в жалобе о том, что превышение рыночной стоимости объекта недвижимости его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов является основанием для отклонения заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является несостоятельным, поскольку в соответствии с требованиями ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности юридическое лицо вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В данном случае заявитель воспользовался своим правом на судебную защиту, представив в обоснование своих требований соответствующие доказательства, которые не были оспорены в ходе судебного разбирательства ни одним из участников процесса. Суд первой инстанции, воспользовавшись дискреционным правом на оценку доказательств, предусмотренным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив отчет об оценке в совокупности с другими доказательствами, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости. Оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционных жалобах, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алтайского краевого суда от 20 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю, Главного управления имущественных отношений Алтайского края Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.