Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.
судей Зацепина Е.М., Новиковой Н.В.
при секретаре Усачевой К.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю на решение Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по делу по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости:
земельного участка с кадастровым номером "номер", расположенного по адресу: "адрес", - в размере "данные изъяты" рублей;
земельного участка с кадастровым номером "номер", расположенного по адресу: "адрес", - в размере "данные изъяты" рублей;
земельного участка с кадастровым номером "номер", расположенного по адресу: "адрес", - в размере "данные изъяты" рублей;
земельного участка с кадастровым номером "номер", расположенного по адресу: "адрес", - в размере "данные изъяты" рублей;
земельного участка с кадастровым номером "номер", расположенного по адресу: "адрес", - в размере "данные изъяты" рублей;
земельного участка с кадастровым номером "номер", расположенного по адресу: "адрес", - в размере "данные изъяты" рублей;
земельного участка с кадастровым номером "номер", расположенного по адресу: "адрес", - в размере "данные изъяты" рублей.
Требования мотивированы тем, что указанные земельные участки принадлежат Обществу на праве собственности, их кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость, определенную на основании отчетов об оценке "адрес", "адрес" от ДД.ММ.ГГ. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права Общества, поскольку согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения. Установление кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости возможно на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ восстановлен ОАО "РЖД" срок обращения в суд.
Заявление ОАО "РЖД" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, поданное ДД.ММ.ГГ, удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость представитель
- земельного участка с кадастровым номером "номер", расположенного по адресу: "адрес", - в размере "данные изъяты" рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "номер", расположенного по адресу: "адрес", - в размере "данные изъяты" рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "номер", расположенного по адресу: "адрес", - в размере "данные изъяты" рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "номер", расположенного по адресу: "адрес", - в размере "данные изъяты" рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "номер", расположенного по адресу: "адрес", - в размере "данные изъяты" рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "номер", расположенного по адресу: "адрес", - в размере "данные изъяты" рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "номер", расположенного по адресу: "адрес", - в размере "данные изъяты" рублей.
ОАО "РЖД" возвращена излишне уплаченная государственная пошлина по платежным поручениям "номер" от ДД.ММ.ГГ на сумму "данные изъяты" рублей, "номер" от ДД.ММ.ГГ на сумму "данные изъяты" рублей, "номер" от ДД.ММ.ГГ на сумму "данные изъяты" рублей, "номер" от ДД.ММ.ГГ на сумму "данные изъяты" рублей, "номер" от ДД.ММ.ГГ на сумму "данные изъяты" рублей, "номер" от ДД.ММ.ГГ на сумму "данные изъяты" рублей, "номер" от ДД.ММ.ГГ на сумму "данные изъяты" рублей, всего "данные изъяты" тысяч рублей.
В апелляционной жалобе Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю, учреждение) просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, заявленных к учреждению. Жалоба мотивирована тем, что учреждение является ненадлежащим заинтересованным лицом по делу, так как оспаривание результатов определения кадастровой стоимости не связано с наличием недостоверных сведений государственного кадастра недвижимости об объекте оценки. Разрешение вопроса об установлении рыночной стоимости сформированного и состоявшего на учете объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости не затрагивает права и законные интересы учреждения, обязанного в силу закона принять к исполнению вступившее в силу судебное постановление. Не являясь субъектом оценки, орган кадастрового учета не уполномочен оспаривать определение рыночной стоимости объектов недвижимости, в связи с отсутствием собственного экономического интереса. В резолютивной части решения судом не высказаны суждения относительно того, в какой части на каждого из ответчиков возлагается ответственность или же они должны отвечать солидарно. Допущенные судом первой инстанции процессуальные нарушения привели к принятию неправильного решения в отношении учреждения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление Росреестра по Алтайскому краю) в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, полагая, что Управление по данному делу является ненадлежащим заинтересованным лицом, так как в заявлении, поданном в суд, не указано какие действия Управления подлежат признанию незаконными, какие права заявителя при этом нарушены. Также выражает несогласие с тем, что дело было рассмотрено судом по правилам главы 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" Савинкова Е.Р. настаивала на удовлетворении жалобы, представитель ОАО "РЖД" Ведерников С.В. возражал против удовлетворения жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционную жалобу возможно рассмотреть в их отсутствие.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав Савинкову Е.Р. и Ведерникова С.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. При этом в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости закон предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "РЖД" на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером "номер" расположенный по адресу: "адрес",
- земельный участок с кадастровым номером "номер" расположенный по адресу: "адрес",
- земельный участок с кадастровым номером "номер", расположенный по адресу: "адрес",
- земельный участок с кадастровым номером "номер", расположенный по адресу: "адрес",
- земельный участок с кадастровым номером "номер", расположенный по адресу: "адрес",
- земельный участок с кадастровым номером "номер", расположенный по адресу: "адрес",
- земельный участок с кадастровым номером "номер", расположенный по адресу: "адрес",
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края утверждены Постановлением Администрации Алтайского края от 28 декабря 2009 года N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГ. Кадастровая стоимость земельных участков, являющихся объектами оценки в рамках проведения государственной кадастровой оценки, определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости земельных участков:
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "номер" составляет "данные изъяты" руб.;
- земельного участка с кадастровым номером "номер" - "данные изъяты" руб.;
- земельного участка с кадастровым номером "номер" - "данные изъяты" руб.;
- земельного участка с кадастровым номером "номер" - "данные изъяты" руб.;
- земельного участка с кадастровым номером "номер" - "данные изъяты" руб.;
- земельного участка с кадастровым номером "номер" - "данные изъяты" руб.;
- земельного участка с кадастровым номером "номер" - "данные изъяты" руб.
Данная кадастровая стоимость определена в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Для подтверждения рыночной стоимости земельных участков заявителем представлены отчет об оценке "номер" от ДД.ММ.ГГ, отчет об оценке "номер" от ДД.ММ.ГГ, составленные оценщиком Новоселовой Т.А., работающей по трудовому договору в ООО "Сибирский оценщик". Согласно отчетам рыночная стоимость земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет:
- земельного участка с кадастровым номером "номер" - "данные изъяты" рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "номер" - "данные изъяты" рублей;
земельного участка с кадастровым номером "номер" - "данные изъяты" рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "номер" - "данные изъяты" рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "номер" - "данные изъяты" рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "номер" - "данные изъяты" рублей;
- земельного участка с кадастровым номером "номер" - "данные изъяты" рублей.
На отчеты об оценке заявителем представлены положительные экспертные заключения "номер"/Новосибирск от ДД.ММ.ГГ, "номер"/Новосибирск от ДД.ММ.ГГ, подготовленные экспертом саморегулируемой Общероссийской общественной организации "Российской общество оценщиков", членом которой является оценщик Новоселова Т.А.
Судом в качестве свидетеля допрошен оценщик Новоселова Т.А., давшая пояснения относительно суждений и выводов, изложенных в отчете об оценке, подтвердив их.
Исследовав отчеты об оценке и экспертные заключения, а также заслушав пояснения оценщика, суд пришел к верному выводу о том, что отчеты об оценке соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки, стандартам и правилам оценочной деятельности саморегулируемой организации, выводы о стоимости объектов оценки подтверждены, в связи с чем отчеты об оценке, положительные экспертные заключения могут быть приняты в качестве допустимых доказательств рыночной стоимости земельных участков и на их основании возможно установить рыночную стоимость земельных участков.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанных отчетах и заключениях выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами (административными ответчиками) в материалы дела не представлено, суд правомерно признал заявленные требования об определении кадастровой стоимости земельных участков равной его рыночной стоимости обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, и не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников этих отношений (ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, вопреки доводам жалобы, дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вне зависимости от формы обращения лица в суд до 15 сентября 2015 года (то есть даты, с которой был введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации) подлежали рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" о неправомерности привлечения учреждения в лице его филиала по Алтайскому краю к участию в деле в качестве заинтересованного лица в связи с отсутствием у него полномочий по государственной оценке земель, установлению и утверждению значений кадастровой стоимости земельных участков, что как орган кадастрового учета в силу своих полномочий оно лишь воспроизводит данные о кадастровой оценке с внесением необходимых сведений в государственный кадастр недвижимости и осуществляет только технические функции исполнителя, ответственности за сам результат такой оценки не несет, является несостоятельным в силу нижеследующего.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются, как было указано выше, статьями 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 409-р, приказами Росреестра от 11 марта 2010 года N П/93, от 26 декабря 2011 года N П/531 и п.п. 1, 12 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного приказом Росреестра от 01 сентября 2011 года N П/331, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиалов переданы полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, по включению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесению в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
В соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При таких данных суд правомерно привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиала по Алтайскому краю.
Довод апелляционной жалобы Управления Росреестра по Алтайскому краю о необоснованности привлечения Управления к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица также не опровергает правомерность постановленного по делу решения.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, к полномочиям указанной службы отнесена организация проведения государственной кадастровой оценки земель, внесение в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Учитывая, что заявленные требования обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, участие в деле в качестве заинтересованного лица Управления Росреестра по Алтайскому краю является следствием реализации предоставленных ему полномочий.
Таким образом, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционных жалобах, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алтайского краевого суда от 08 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.