Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего: Кулеш О.А.
Судей: Зацепина Е.М., Новиковой Н.В.
при секретаре Усачевой К.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю на решение Алтайского краевого суда от 11 августа 2015 года по делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирь-ВК" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной.
Заслушав доклад судьи Кулеш О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирь-ВК" (далее - ООО "Сибирь-ВК", заявитель) обратилось в Алтайский краевой суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый "номер", площадью "данные изъяты" кв.метра, в размере его рыночной стоимости, ссылаясь на предусмотренный законом судебный порядок разрешения заявленного требования в связи со значительным расхождением кадастровой стоимости земельного участка с рыночной стоимостью.
В обоснование требований указано, что ООО "Сибирь-ВК" является арендатором вышеуказанного земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка утверждена в размере 70 859 465,19 рублей и является завышенной. Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности ООО "Сибирь-ВК", поскольку размер кадастровой стоимости влияет на размер арендной платы. Ссылаясь на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель заявителя Суртаева Е.В. требования поддержала, с учетом заключения судебной оценочной экспертизы просила установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Алтайскому краю просит отменить решение суда, ссылаясь на необоснованность их привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица, а также выражая несогласие с тем, что дело было рассмотрено судом по правилам главы 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя Третьякова М.А. возражала против отмены решения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела слушанием не заявили. В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Исходя из положений пунктов 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что ООО "Сибирь-ВК" является арендатором вышеуказанного земельного участка на основании договора аренды "номер" от ДД.ММ.ГГ, заключенного с муниципальным казенным учреждением "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска", и договора перенайма от ДД.ММ.ГГ. По условиям данного договора арендная плата за земельный участок устанавливается, в том числе с учетом кадастровой стоимости земельного участка, в зависимости от кадастрового квартала и вида функционального использования (пункт 2.4).
Таким образом, установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для заявителя.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок площадью "данные изъяты" кв.метра, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый "номер", поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГ, кадастровая стоимость земельного участка установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГ и составляет "данные изъяты" рублей (т.1, л.д. 106, 137, 160).
Данная кадастровая стоимость утверждена Постановлением Администрации Алтайского края от 28 декабря 2009 года N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края".
Досудебный порядок, установленный ст.24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", заявителем соблюден, срок обращения в суд судом первой инстанции восстановлен.
Для определения рыночной стоимости земельного участка судом была назначена экспертиза. Согласно заключению оценочной экспертизы от ДД.ММ.ГГ, составленному экспертом, отвечающим требованиям статьи 4 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты" рублей.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанном заключении выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами (административными ответчиками) в материалы дела не представлено, суд правомерно признал заявленные требования в части определения кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, и не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников этих отношений (ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, вопреки доводам жалобы, дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вне зависимости от формы обращения лица в суд до 15 сентября 2015 года (то есть даты, с которой был введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации) подлежали рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы Управления Росреестра по Алтайскому краю о необоснованности привлечения Управления к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица также не опровергает правомерность постановленного по делу решения.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, к полномочиям указанной службы отнесена организация проведения государственной кадастровой оценки земель, внесение в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Учитывая, что заявленные требования обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, участие в деле в качестве заинтересованного лица Управления Росреестра по Алтайскому краю является следствием реализации предоставленных ему полномочий.
Таким образом, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алтайского краевого суда от 11 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.