Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Жерненко Е.В.,
Троценко Ю.Ю.,
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Аминеве И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан на решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
Обязать Администрацию муниципального района адрес РБ предоставить Ш.С.В., дата рождения, по месту жительства благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее стандартам и техническим требованиям, общей площадью по норме предоставления не менее ... кв.м. с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
Белебеевский межрайонный прокурор Республики Башкортостан в интересах Ш.С.В. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма, просил суд обязать Администрацию муниципального района Белебеевский район РБ предоставить Ш.С.В., дата рождения по месту жительства благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее стандартам и техническим требованиям, общей площадью по норме предоставления не менее ... кв.м. с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению Ш.Р.Г. о нарушении жилищных прав её несовершеннолетней дочери. По результатам проверки установлено, что Ш.Р.Г. в соответствии с решением Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан с дата принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения, с составом семьи в количестве пяти человек, а именно: Ш.Б.Б. (мать, дата.р.), Ш.С.В. (дочь, дата.р.), Ш. P.P. (дочь, дата.р.), Ш.А.Р. (дочь, дата.р.). Считает, что поскольку Ш.Р.Г. вместе с членами своей семьи была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма дата, следовательно, для предоставления ей Администрацией муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан в настоящее время жилого помещения не требуется признания Ш.С.В. малоимущей. До настоящего времени семья Ш.Р.Г. не обеспечена жилым помещением, что является нарушением прав Ш.С.В., так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года она имеет право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья и согласно п. 2 Постановления Правительства N 817 от 21.12.2004 года право на дополнительную жилую площадь. Каких-либо иных жилых помещений ни Ш.С.В., ни члены её семьи, совместно с которыми она поставлена на учет в Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан в собственности либо на ином вещном праве не имеют.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановилприведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, Администрация муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан обратилась в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, указав, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до дата, осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 Федерального закона.
дата судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан принято уточненное исковое заявление Белебеевского межрайонного прокурора в интересах Ш.С.В. к Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Законным решение является, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Согласно ч. 5 ст. 330 ГПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле является основанием, предусмотренным пунктом 4 части 4 настоящей статьи, для перехода суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Судебная коллегия при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции установила, что решением суда затрагиваются права и интересы Правительства Республики Башкортостан, не привлеченного судом первой инстанции к участию в деле в качестве соответчика, что противоречит нормам гражданско-процессуального законодательства РФ.
Допущенное судом нарушение норм процессуального права в силу п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов жалобы.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое судебное постановление и в соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции прокурор, Ш.Р.Г. уточненные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации муниципального района Белбеевский район Республики Башкортостан - А.С.А. исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы уточненного искового заявления, исследовав представленные доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.
Согласно п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения, являются заболеваниями, дающими инвалидам, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты, страдающими ими.
Согласно ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.
После 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Также согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данный перечень установлен постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 г. N 130-з "О социальной поддержке инвалидов в Республике Башкортостан"" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
На основании пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предоставляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Ш.Р.Г. в соответствии с решением Администрации MP Белебеевский район Республики Башкортостан с дата принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения, с составом семьи в количестве пяти человек, а именно: Ш.Б.Б. (мать, датар.), Ш.С.В. (дочь, дата.р.), Ш. P.P. (дочь, дата.р.), Ш.А.Р. (дочь, датар.).
В соответствии с медицинской справкой ГБУЗ РБ Белебеевская центральная районная больница от дата N ... " ... заболевание Ш.С.В., дата.р., ... входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на внеочередное предоставление жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378, согласно п. 3 код заболевания (F71.08). Данное заболевание входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, согласно п. 8 постановления Правительства РФ от 21.12.2004 года N 817 Q06".
В соответствии с вышеуказанной медицинской справкой Ш.С.В. по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378.
До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Согласно ч. 1 ст. 28.2 названного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявленных требований Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Ш.С.В. к Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, поскольку Администрация муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан (инвалидов), вставших на учет до дата, ни законом Российской Федерации, ни законом Республики Башкортостан не наделена, следовательно, и не обладает такими полномочиями, в связи с чем, обязанность по предоставлению жилого помещения ребенку - инвалиду следует возложить на субъект Российской Федерации - Правительство Республики Башкортостан.
Руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 10 августа 2015 г. отменить, по делу принять новое решение, которым:
Иск Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Ш.С.В. к Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма - удовлетворить частично.
Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Ш.С.В., дата рождения, по месту жительства благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее стандартам и техническим требованиям, общей площадью по норме предоставления, с учетом права на дополнительную жилую площадь не менее 28 кв.м.
В исковых требованиях Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Ш.С.В. к Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма - отказать.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи Е.В. Жерненко
Ю.Ю. Троценко
Справка: судья Антонов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.