Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Александровой Н.А.
Гареевой Д.Р.
при секретаре Сабитовой Е.В.
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.
рассмотрела в судебном заседании гражданское по апелляционной жалобе первого заместителя министра Министерства Финансов Республики Башкортостан Истамгалиной Л.З. на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 29 июня 2015 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора адрес Республики Башкортостан в интересах - Шариповой М.У. к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключить договор найма специализированного жилого помещения,- удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить Шариповой М.У. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет в черте адрес РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме представления.
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
адрес, в интересах Шариповой М.У., обратился в суд с иском к Администрации городского округа адрес о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключить договор найма специализированного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой адрес проведена проверка по исполнению законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе, которой установлено, что Шарипова М.У. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Истец состоит на регистрационном учете для предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Однако, в настоящее время Шарипова М.У. жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений не обеспечена.
Просит обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет в черте адрес РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе первого заместителя Министра Финансов Республики Башкортостан Истамгалиной Л.З. ставится вопрос об отмене решения суда, по тем основаниям, что поскольку Шарипова М.У. до 1 января 2013 года свое право на обеспечение жилыми помещениями не реализовала, на нее распространяются положения ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ. Указанные изменения в законодательстве отменяют право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на жилищный учет до 1 января 2013 года, на получение жилых помещений по договорам социального найма, в том числе внеочередное. С 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Согласно материалам дела распоряжением главы администрации адрес ГО адрес РБ N ... -р от дата Шарипова М.У. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Между тем, в материалах дела имеется информация, что Шарипова М.У. продолжает обучение в ... ".
Проверив материалы дела, решение суда по правилам апелляционного производства (ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ), выслушав заключение прокурора Замалетдиновой Л.И., согласившуюся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным нравам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с пунктом 3 ст.8 указанного Федерального закона выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
По правилам статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившей в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что обязанность обеспечения Шариповой М.У. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию городского округа г.Уфа, поскольку пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з (в редакции Закона РБ от 04.12.2012 N 609-з) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в адрес, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выводы суда являются правильными, и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, согласно свидетельству о рождении Шарипова М.У. родилась дата., отцом указан Шарипов У.М., матерью является ФИО, которая решением ... районного суда адрес от датаг. лишена родительских права.
Согласно распоряжению главы адрес ГО адрес РБ N ... -р от дата. истец включен в список, детей-сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения по договору специализированного найма.
Согласно справке о регистрации истец зарегистрирован по адресу: РБ, адрес.
Шарипова М.У. собственником объектов недвижимости не является, что подтверждается справкой Территориального участка адрес ГУП БТИ РБ от датаг., уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от дата.
Судом правильно установлено, что Шарипова М.У. имеет право на обеспечение её вне очереди жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда органом местного самоуправления Администрации городского округа адрес.
При этом возникновение права на получение жилья, связано тем, что в соответствии с абз. 2 п. 5 Постановления Правительства РБ от 27.09.2013г. за N 438 при возникновении обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в ранее занимаемых жилых помещениях, в орган местного самоуправления Республики Башкортостан по месту выявления и первичного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если их законные представителя в установленном порядке с заявлением не обращались.
Также в силу ст. 8 п.4 абз. 3 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159 -ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств - общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об обязании Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить Шариповой М.У. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет в черте адрес РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме представления.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы жалобы о том, что истец продолжает обучение в ... не имеет правового значения, поскольку истец Шарипова М.У. окончила среднюю школу N адрес, имеет аттестат об основном среднем образовании (л.д.29). Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством" предусмотрено окончание пребывания любого образовательного учреждения.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 29 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя министра Министерства Финансов Республики Башкортостан Истамгалиной Л.З. - без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи Н.А. Александрова
Д.Р. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.