Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Крыгиной Т.Ф.,
судей: Нурмухаметовой Р.Р.,
Нигматуллиной Р.Р.
при секретаре ...
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ... - Я.Р.Р. на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
Исковые требования Г.О.В. к ГУ ... о включении периода ухода за ребенком в стаж для определения повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, взыскании недополученной пенсии, судебных расходов - удовлетворить.
Обязать ГУ ... включить в стаж работы Г.О.В. в районах Крайнего Севера для установления повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с дата период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с дата по дата.
Взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда РФ ... в пользу Г.О.В. недополученную пенсию в сумме ... за период с дата по дата, судебные расходы в сумме ... руб., всего ...
Заслушав доклад судьи Нурмухаметовой Р.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.О.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городе Салават о включении периода ухода за ребенком в стаж для определения повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, взыскании недополученной пенсии, судебных расходов мотивируя тем, что ответчик необоснованно и незаконно с дата уменьшил размер её пенсии ввиду исключения из стажа работы в района Крайнего Севера периода ухода за ребенком, ранее засчитанного в стаж.
Суд, рассмотрев заявленные требования, постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник ГУ УПФ в городе Салават РБ просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылалось в суде первой инстанции в обоснование своих возражений. Указывает, что поскольку норма законодательства об установлении повышенной базовой части трудовой пенсии в связи с длительной работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях введена с дата, то правовых оснований для распространения положений Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 года N30 о применении п. 21 разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 года N5, а именно о включении периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до дата, не имелось.
Г.О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представила, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в её отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, выслушав представителя ГУ УПФ в городе Салават РБ - К.Г.Э., судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 01.01.2015 г. - в период спорных правоотношений) указано, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Положениями пп. 6 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Федеральный закон от 01.12.2007 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (абзацы первый и второй подпункта "а" пункта 1 статьи 1) дополнил ст. 14 названного Закона п. 4.2, предусматривающим установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, при наличии одновременно двух условий: стажа работы определенной продолжительности в указанных районах и местностях (не менее 15 календарных лет) и страхового стажа (не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин).
Согласно п. 7, п. 11 ст. 14 Закона N 173-ФЗ лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном размере.
Таким образом, условием для назначения повышенных размеров базовых частей трудовой пенсии является наличие у женщин страхового стажа 20 лет и стажа в районе Крайнего Севера 15 лет, независимо от места жительства и возраста гражданина.
Из материалов дела следует и установлено судом, что истица с дата по дата осуществляла свою трудовую деятельность в адрес медсестрой инфекционного отделения. Г.О.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком с дата по дата.
С дата Г.О.В. является получателем трудовой пенсии по старости. Письмом от дата ответчик дал истице разъяснение о порядке расчета размера ее трудовой пенсии по старости, а также указал, что в стаж работы в районах Крайнего Севера ранее включался период ухода за ребенком, имевший место до дата, однако при введении в действие ФЗ от 17.12.2001 года N173-ФЗ изменилась структура трудовой пенсии, в её составе появился фиксированный базовый размер, для расчета которого предусматривалось только работа в РКС или МКС, в связи с чем, фиксированный базовый размер не может быть определен в повышенной размере.
Удовлетворяя требования истицы, районный суд исходил из того, что Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющих детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с п. 7 Разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. N 23/24-11, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Вместе с тем, в п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. N 320-О указано, что правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Учитывая вышеизложенное, суд посчитал, что Г.О.В., находясь в отпуске по уходу за ребенком в спорный период, исходя из действующего в тот период законодательства, могла рассчитывать на правовые последствия именно такого исчисления стажа.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Выводы суда согласуются с правовой позицией, указанной в п. п. 14, 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Довод апелляционной жалобы о том, что Федеральный закон от 01.12.2007 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий правовое регулирование в части повышения размера фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости, вступил в силу с 01.01.2008 г., в связи с чем исчисление стажа работы в РКС в целях реализации Закона N 312-ФЗ должно производиться без учета норм ранее действовавшего законодательства, несостоятелен, поскольку основан на неправильном толковании закона.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 327. 1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 19 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Ф. Крыгина
Судьи: Р.Р. Нурмухаметова
Р.Р. Нигматуллина
Справка: судья Якунина Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.