Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего: Науширбановой З.А.
судей Александровой Н.А.
Нигматуллиной Р.Р.
при секретаре Гафуровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Яздановой Л.Б. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 15 октября 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Яздановой Л.Б. к Правительству Республики Башкортостан, Государственному комитету РБ по строительству и архитектуре, ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по РБ о признании приказа филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения в адрес РБ N ... от датаг. об исключении из списка семей, имеющих право на получение жилищного сертификата по муниципальному району адрес незаконным, восстановлении в списке семей, имеющих право на получение жилищного сертификата по муниципальному району адрес, признании нарушенным очередности при предоставлении жилищного сертификата в 2015 году, предоставление в 2015 году жилищного сертификата, взыскании судебных расходов - отказать.
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Язданова Л.Б. обратилась в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по РБ о признании приказа филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения в адрес РБ N ... от датаг. об исключении из списка семей, имеющих право на получение жилищного сертификата по муниципальному району адрес незаконным, восстановлении в списке семей, имеющих право на получение жилищного сертификата по муниципальному району адрес, признании нарушенным очередности при предоставлении жилищного сертификата в дата году, предоставление в дата году жилищного сертификата, взыскании судебных расходов. Требования мотивированы тем, что ее семья с датаг. состоит на учете в органе местного самоуправления как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, с этого же числа по датаг. состояла в списках многодетных семей с пятью и более детьми на предоставление жилищного сертификата. Приказом филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по адрес РБ N ... от датаг. ее семья исключена из списка на основании того, что старший сын зарегистрировал брак датаг. Считает решение незаконным, поскольку по сельскому поселению адрес получили семьи ФИО6 и ФИО жилищные сертификаты, которые состояли на очереди по молодежной программе, пятые дети в этих семьях родились в 2010 - 2011 годах, у нее пятый ребенок родился в дата году. Истец полагает, что у нее право на участие в программе возникло раньше. Вступление в брак её сына не повлияла на нуждаемость ее семьи в улучшении жилищных условий, у снохи в собственности жилого помещения нет, сноха пришла в ее семью. Принятое Правительством РБ постановление датаг. N ... "О мерах государственной поддержке многодетных семей в РБ" нарушает её права. Принятие нормативных правовых актов не должно ухудшать положение многодетных семей. Жилищный сертификат не был выдан по протяжении 6 лет по независящим от неё обстоятельствам, и применение филиалом ГКУ РЦСПН по адрес РБ закона вступившего в силу после признания за её семьей права на дополнительные гарантии, по существу отменяет право, приобретенное в соответствии с ранее действующим законодательством.
Определением суда от датаг. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное казенное учреждение Республиканский центр социальной поддержки населения по Республике Башкортостан.
Определением суда от датаг. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО6 и ФИО
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Яздановой Л.Б. ставится вопрос об отмене решения суда, по тем основаниям, что регистрация брака сына, достигшего 18-ти лет, не может повлиять на нуждаемость их семьи в жилом помещении, так как они продолжают проживать вместе. Положение N 9 к Постановлению Правительства РБ от 11.03.2002г. N 68 "О мерах реализации Закона Республики Башкортостан "О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан" не является законом, но ограничивает правоспособность ее совершеннолетних детей и несовершеннолетних детей. Право ее возникло ранее, в связи с чем должны применяться нормы ранее действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Язданову Л.Б., поддержавшую доводы жалобы, объяснения представителя Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре Нурмухаметову Р.Р., представителя Министерства труда и социальной защите населения РБ Ахмерова А.И., о законности решения суда, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
Согласно ст.2 Закона РБ от 24.07.2000 N 87-з "О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан для целей настоящего Закона многодетной семьей признается семья, имеющая в своем составе трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных и принятых под опеку (попечительство).
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона РБ от 24.07.2000 N 87-з "О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан" многодетным семьям, имеющим пять и более несовершеннолетних детей, проживающих совместно с родителями и не состоящих в зарегистрированном браке, состоящим на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется социальная выплата на приобретение жилого помещения. Право на получение социальной выплаты удостоверяется жилищным сертификатом. Порядок предоставления жилищных сертификатов определяется Правительством Республики Башкортостан.
Во исполнение Закона РБ от 24.07.2000 N 87-з "О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан" Правительством Кабинета Министров РБ утверждено Постановление от 11.03.2002 N68 О мерах реализации Закона РБ "О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан".
Постановлением Правительства РБ от 04 апреля 2009г. N126 Постановление Кабинета Министров РБ от 11.03.2002 N68 дополнено Приложением N9 Положение о порядке предоставления отдельной категории многодетных семей, проживающих в Республике Башкортостан, жилищных сертификатов, удостоверяющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения (далее - Положение).
Согласно п. 1.2. Положения право на получение сертификата предоставляется многодетным семьям, в том числе неполным, имеющим в своем составе: пять и более несовершеннолетних детей (в том числе являющихся детьми хотя бы по отношению к одному из супругов), не вступивших в зарегистрированный брак и совместно проживающих зарегистрированных) с родителями (с одним из родителей). Возраст каждого ребенка из последних пяти детей не должен превышать 18 лет: по состоянию на 8 декабря 2008 года - для многодетной семьи, подавшей заявление на включение в список многодетных семей, имеющих право на получение сертификата по муниципальному району (городскому округу) Республики Башкортостан, в 2009 году; на дату подачи многодетной семьей заявления на включение в список многодетных семей, имеющих право на получение сертификата по муниципальному району (городскому округу) Республики Башкортостан, в последующие годы; трех и более одновременно рожденных после 1 января 2012 года детей, не вступивших в зарегистрированный брак и совместно проживающих (зарегистрированных) с родителями. Возраст детей не должен превышать 18 лет на дату подачи многодетной семьей заявления на включение в список многодетных семей, в которых одновременно родились трое и более детей и которые имеют право на получение сертификата по муниципальному району (городскому округу) Республики Башкортостан.
В соответствии с п. 1.3 Положения многодетные семьи, указанные в пункте 1.2 настоящего Положения (далее - многодетная семья), в том числе неполные многодетные семьи, должны отвечать следующим критериям: быть признанной в установленном порядке нуждающейся в жилом помещении, а один из родителей многодетной семьи должен состоять на учете в органе местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающегося в жилом помещении; постоянно проживать (быть зарегистрированной в установленном порядке по месту жительства) на территории Республики Башкортостан.
Пунктом 1.4 Положения к членам многодетной семьи, имеющим право на получение сертификата в соответствии с настоящим Положением, относятся состоящие в зарегистрированном браке родители (родитель в неполной семье) и их дети (в том числе являющиеся детьми по отношению к одному из родителей), соответствующие критериям, установленным пунктами 1.2, 1.3 настоящего Положения.
В случае достижения ребенком (детьми) из многодетной семьи 18-летнего возраста после принятия в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Положения решения о включении многодетной семьи в список многодетных семей, имеющих право на получение сертификата по муниципальному району (городскому округу) Республики Башкортостан, или в список многодетных семей, в которых одновременно родились трое и более детей и которые имеют право на получение сертификата по муниципальному району (городскому округу) Республики Башкортостан, за данной семьей сохраняется право на получение сертификата при условии, что ребенок (дети), достигшие 18-летнего возраста, не вступили в зарегистрированный брак и совместно проживают (зарегистрированы) с родителями (с одним из родителей). Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не относятся к членам многодетной семьи, имеющим право на получение сертификата в соответствии с настоящим Положением, и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством.
Согласно п. 1.5 Положения социальная выплата на приобретение жилого помещения по сертификату (далее - социальная выплата) предоставляется многодетной семье в порядке очередности исходя из объема средств, направляемых на указанные цели из бюджета Республики Башкортостан.
Пунктом 2.1 Положения установлено, что ведение учета многодетных семей осуществляется филиалом (отделом филиала) ГКУ РЦСПН по месту постановки на учет члена многодетной семьи в качестве нуждающегося в жилом помещении. По каждой категории многодетных семей, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения, формируются раздельные списки многодетных семей, имеющих право на получение сертификата по муниципальному району (городскому округу) Республики Башкортостан, по формам согласно приложениям N 1 и 2 к настоящему Положению.
Решение вопроса о включении многодетной семьи в список многодетных семей, имеющих право на получение сертификата по муниципальному району (городскому округу) Республики Башкортостан, согласно п.2.2 Положения принимается на основании заявления одного из супругов многодетной семьи, состоящего на учете в органе местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающегося в жилом помещении, по формам согласно приложениям N 3 и 4 к настоящему Положению с представлением следующих документов: документов, удостоверяющих личность каждого члена многодетной семьи (для родителей - паспорта; для детей в возрасте до 14 лет - свидетельства о рождении; для детей в возрасте от 14 до 18 лет -свидетельства о рождении и паспорта); заявления о согласии на обработку персональных данных лица (лиц), указанного(-ых) в заявлении и представленных документах, не являющегося(-ихся) заявителем(-ями); свидетельства о регистрации брака, в том числе в случае регистрации брака несовершеннолетними детьми (на неполную семью не распространяется); справки с места жительства (выписки из домовой книги, выписки из похозяйственной книги); выписки из финансового лицевого счета (для проживающих в многоквартирных домах); правоустанавливающих документов на жилые помещения, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (договора об отчуждении жилого помещения (купли-продажи, мены, дарения); акта (свидетельства, договора) о приватизации жилого помещения; вступившего в законную силу судебного акта (решения или определения суда) в отношении права собственности на жилое помещение: свидетельства о праве на наследство по закону или завещанию; иных документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают основания владения и пользования жилым помещением).
В соответствии с п.2.5 Положения филиал (отдел филиала) ГКУ РЦСПН в течение 20 рабочих дней с даты подачи заявления и документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Положения, принимает решение о включении многодетной семьи в список многодетных семей, имеющих право на получение сертификата, по муниципальному району (городскому округу) Республики Башкортостан либо об отказе в признании за заявителем права на получение сертификата.
Согласно п.2.8 Положения основаниями для принятия решения филиалом (отделом филиала) ГКУ РЦСПН об отказе во включении многодетной семьи заявителя в список многодетных семей, имеющих право на получение сертификата по муниципальному району (городскому округу) Республики Башкортостан, являются: несоответствие критериям, установленным пунктом 1.3 настоящего Положения; непредставление или неполное представление документов, указанных в пунктах 2.2 и 2.3 настоящего Положения; недостоверность и (или) несоответствие сведений, содержащихся в представленных документах. В случае выявления недостоверных и (или) несоответствующих сведений филиал (отдел филиала) ГКУ РЦСПН в течение 5 рабочих дней возвращает документы заявителю с указанием причин возврата; получение ранее социальной выплаты в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан".
В соответствии с п.2.10 Положения филиалы (отделы филиалов) ГКУ РЦСПН ежегодно до 1 ноября текущего года: дополняют списки многодетных семей, имеющих право на получение сертификата по муниципальному району (городскому округу) Республики Башкортостан и обратившихся в очередном году с заявлениями о включении в такие списки, исключают из них многодетные семьи, получившие и реализовавшие сертификат либо утратившие право на его получение; представляют в Госстрой РБ в установленный им срок утвержденные списки многодетных семей, имеющих право на получение сертификата по муниципальному району (городскому округу) Республики Башкортостан.
Филиалы (отделы филиалов) ГКУ РЦСПН в соответствии с п.2.-13 Положения несут ответственность за: обоснованность отнесения семей к категории многодетных для включения в список многодетных семей, имеющих право на получение сертификата по муниципальному району (городскому округу) Республики Башкортостан; хранение учетных дел многодетных семей до выдачи сертификата, а также хранение в течение 10 лет учетных дел многодетных семей, получивших сертификат.
Согласно п.2.14 Положения Госстрой РБ на основании полученных от филиалов (отделов филиалов) ГКУ РЦСПН утвержденных списков многодетных семей, имеющих право на получение сертификата по муниципальному району (городскому округу) Республики Башкортостан, ежегодно: формирует средствами АИС "УГНЖ" и утверждает республиканские списки многодетных семей, имеющих право на получение сертификата, по состоянию на 1 января очередного года по форме, утвержденной приказом Госстроя РБ; доводит утвержденные республиканские списки многодетных семей, имеющих право на получение сертификата, до Минтруда РБ, филиалов (отделов филиалов) ГКУ РЦСПН, администраций муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан.
В соответствии с п.2.15 Положения республиканские списки многодетных семей, имеющих право на получение сертификата, ежегодно: формируются в той хронологической последовательности, в какой многодетные семьи были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления Республики Башкортостан (фамилии заявителей, поставленных на учет в один и тот же день, указываются по алфавиту); утверждаются решением Госстроя РБ. Дополнительное включение многодетных семей в утвержденные на очередной календарный год республиканские списки многодетных семей, имеющих право на получение сертификата, не допускается.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что оснований для удовлетворения требований Яздановой Л.Б. к Правительству Республики Башкортостан, Государственному комитету РБ по строительству и архитектуре, ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по РБ о признании приказа филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения в адрес РБ N ... от датаг. об исключении из списка семей, имеющих право на получение жилищного сертификата по муниципальному району адрес незаконным, восстановлении в списке семей, имеющих право на получение жилищного сертификата по муниципальному району адрес, признании нарушенным очередности при предоставлении жилищного сертификата в 2015 году, предоставлении в 2015 году жилищного сертификата, взыскании судебных расходов не имеется.
Выводы суда являются правильными, и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, датаг. на основании распоряжения главы сельского поселения Кебяческий сельсовет адрес N ... семья Яздановой Л.Б., в составе шести человек: супруг ФИО1, дети ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО2, ФИО5, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Суд правомерно отклонил доводы ответчика ГКУ РЦСГТН по РБ о неправомерности постановки семьи Яздановой Л.Б. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на получение жилищного сертификата, ввиду того, что Положение введено в действие с датаг., в то время как датаг. старшему сыну истицы исполнилось 18 лет, поскольку Законом РБ N66-з от 24 ноября 2009г. статья 8 Закона от 24.07.2000 N 87-з изложена в новой редакции. Пунктом 2 ст.8 Закона прямо установлено, что многодетным семьям, имеющим пять и более несовершеннолетних детей, проживающих совместно с родителями и не состоящих в зарегистрированном браке, состоящим на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется социальная выплата на приобретение жилого помещения. Изменения в Закон N66-з вступили в силу с 01 февраля 2009г.
Судом установлено, что семья истицы поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с датаг. Кроме того, распоряжение Администрации сельского поселения ... сельсовет адрес N ... от датаг. не оспорено, соответственно, является подлежащим к исполнению государственными органами.
Приказом N ... от дата адрес РБ утвердил список многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата в соответствии со ст.8 Закона РБ от 24.07.2000 N 87-з "О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан" по состоянию на 01 января 2015г., в котором Язданова Л.Б. стоит под N ...
Как установлено, датаг. сын Яздановой Л.Б. вступил в брак, в связи с чем приказом заместителя директора филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по адрес РБ ФИО7 N ... от датаг. семья Яздановой Л.Б. исключена из списка многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата по муниципальному району адрес в связи со вступлением в зарегистрированный брак одного из детей.
Суд правильно установил, что указанный приказ N ... от датаг. принят в соответствии с требованиями Положения N ... и соответствует п. 1.4 Положения устанавливающего, что в случае достижения ребенком (детьми) из многодетной семьи 18-летнего возраста после принятия в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Положения решения о включении многодетной семьи в список многодетных семей, имеющих право на получение сертификата по муниципальному району (городскому округу) Республики Башкортостан, или в список многодетных семей, в которых одновременно родились трое и более детей и которые имеют право на получение сертификата по муниципальному району (городскому округу) Республики Башкортостан, за данной семьей сохраняется право на получение сертификата при условии, что ребенок (дети), достигшие 18-летнего возраста, не вступили в зарегистрированный брак и совместно проживают (зарегистрированы) с родителями (с одним из родителей).
Между тем, как правильно указал суд, указанное условие семьей Яздановой Л.Б. не соблюдено.
Кроме того, суд правильно указал на то, что неверная ссылка ответчика в приказе N ... от датаг. на пункты 2.5 и 2.6 Положения, вместо правильных - пункт 2.10 и 1.4 Положения, не является основанием для признания приказа незаконным, так как является опиской. По существу оспариваемый приказ вынесен в соответствии с требованиями закона.
Суд правомерно опроверг довод истца о неправомерном применении норм Положения, ввиду ухудшения ее положения по сравнению с действующим законодательством на момент постановки семьи на учет, поскольку как правильно указал суд, на дата адрес N ... не было принято, в Положении N ... в редакции на дату его принятия - на датаг. отсутствовал абзац 3 пункта 1.4. предусматривающей утрату права многодетной семьи на получение жилищного сертификата в случае вступления в брак одного из детей. Пункт 1.4 Положения N ... к Постановлению КМ РБ от датаг. N ... изложен в новой редакции в связи с принятием Постановления Правительства РБ N ... от датаг.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что указанное Постановление КМ РБ лишь приведено в соответствие, и его действие с положениями также распространяется на истца, поскольку как установлено судом, сын истицы вступил в брак в дата году, в период действия новой редакции пункта 1.4 Положения N ... к Постановлению Кабинета Министров Республике Башкортостан от датаг. N ... , в связи с чем, доводы жалобы истца являются несостоятельными.
Приложение N ... истицей в установленном законом порядке не оспорено, не ухудшает её положение, а напротив улучшает положение многодетных семей, поскольку пунктом 1.4 установлено о сохранении права многодетной семьи на получение жилищного сертификата в связи с достижением детей 18-ти летнего возраста. Между тем, критерий отсутствия брака одного из детей, независимо от совершеннолетия, прямо предусмотрено частью 2 ст. 8 Закона РБ от 24.07.2000 N 87-з "О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан". Этот критерий истцом не соблюден.
Как правильно указал суд, несоответствие Положения N ... к Постановлению Кабинета Министров Республике Башкортостан от датаг. N ... требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую силу, не установлено.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу, что оспариваемый приказ Филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по адрес РБ N ... от дата вынесен в пределах компетенции государственного органа, с соблюдением требований нормативных правовых актов, устанавливающих его принятие, в связи с чем права истицы не нарушены.
Также правомерен вывод суда, что требование истицы о том, что нарушена очередность предоставления жилищного сертификата, также несостоятельны, поскольку установлено, что датаг. Правительство РБ распоряжением N ... -р утвердило список многодетных семей, которые проживают в РБ, имеют в своем составе пять и более несовершеннолетних детей и являются получателями в дата году жилищных сертификатов, удостоверяющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилых помещений. Получатели жилищных сертификатов в дата году в соответствии с названным распоряжением ФИО6 и ФИО числились в республиканском списке с датой постановки датаг. и датаг., соответственно как правильно указал суд, Язданова Л.Б. встала на учет датаг., то есть позднее ФИО6 и ФИО
При таких обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу, что исковые требования Яздановой Л.Б. удовлетворению не подлежат, поскольку не установлены нарушения прав истца со стороны ответчиков, семья Яздановой Л.Б. исключена из списка многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата по муниципальному району адрес, на законных основаниях, в связи с вступлением в зарегистрированный брак одного из детей.
Доводы жалобы истца повторяют доводы в суде первой инстанции, и не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 15 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яздановой Л.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи Н.А. Александрова
Р.Р. Нигматуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.