Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Головиной Е.Б.,
судей Рогачевой В.В., Ночевника С.Г.,
при секретаре Коротких А.Г.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе З.С., М.А., Ц.Т., К.В., Ш.С., К.М. на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 25 сентября 2015 года, которым отказано в иске З.С., М.А., Ц.Т., К.В., Ш.С., К.М. к местной администрации МО Виллозское сельское поселение МО Ломоносовского муниципального района "адрес" о признании незаконным постановления об утверждении градостроительного плана земельного участка, признании незаконным градостроительного плана земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Головиной Е.Б., объяснения М.А., Ц.Т., З.Т., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
установила:
З.С., М.А., К.М., Ц.Т., К.В., Ш.С. обратились в Ломоносовский районной суд к местной администрации МО Виллозского сельского поселения МО Ломоносовского муниципального района "адрес" (далее МА МО Виллозское с.п.) с исковыми требованиями о признании незаконными постановления N от ДД.ММ.ГГГГ и утвержденного им градостроительного плана земельного участка N N.
В обоснование указали, что возведение в 2011 году опор ЛЭП 10 кВ на территории "адрес" без разрешительной документации, нарушает их права пользования и владения недвижимым имуществом, представляя угрозу для жизни и здоровья. Оспариваемый градостроительный план утвержден ответчиком вопреки указанным обстоятельствам. Считают, что возведение ЛЭП выполнено на земельном участке, в отношении которого отсутствуют сведения о землеотводе под цели строительства, сведения государственного кадастрового учета, в том числе относительно установленных границ, а также правоустанавливающие документы. Оспариваемый градостроительный план изготовлен без проведения предусмотренных законом инженерных изысканий, с нарушением требований к чертежу при недостоверности картографической основы и несоответствии параметров построенной ЛЭП чертежу. Данные обстоятельства нашли подтверждение в результате проверки государственными органами надзора с 2011 года (л.д. 5-11).
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 25 сентября 2015 в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 149-155).
З.С., М.А., К.М., Ц.Т., К.В., Ш.С. в апелляционной жалобе просят отменить постановленное 25 сентября 2015 года решение. В обоснование жалобы указывают на нарушение судом норм процессуального права в части признания срока исковой давности пропущенным и в части несоответствию действительности указанной судом даты изготовления полного текста судебного решения. Также выражают несогласие с выводами суда и оценкой представленных письменных доказательств (л.д. 161-171).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления).
Утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки отнесены к компетенции органов местного самоуправления в силу п.п. 20 п.1 ст. 14 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из изложенного следует, что градостроительный план земельного участка является одним из видов документации по планировке территории. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Градостроительный план земельного участка по своей правовой природе выполняет информационную функцию: в нем должна быть консолидирована информация о всех строительных характеристиках предназначенного для застройки земельного участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. Градостроительный план земельного участка соответствующие строительные характеристики и ограничения в отношении земельного участка не утверждает, а лишь воспроизводит.
Порядок подготовки таких планов регламентирован в части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, в случае обращения физического или юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка.
Приведенное законоположение обязывает орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления соответствующего обращения осуществить подготовку градостроительного плана земельного участка, утвердить его и предоставить заявителю без взимания платы.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением N местной администрации Муниципального образования Виллозское сельское поселение Муниципального образования Ломоносовский муниципальный район "адрес" был утвержден градостроительный план земельного участка для строительства трассы подводящей ЛЭП, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
Истцы ранее обращались в Ломоносовский районный суд с иском к местной администрации МО Виллозское сельское поселение, ОАО "Ленэнерго, "адрес" о признании незаконным разрешения на строительство ЛЭП в "адрес", признании ее самовольной постройкой и обязании отключить высоковольтную линию. В обоснование требований указывали, что расстояние между столбами, установленными вдоль автомобильной дороги, является недостаточным для проезда автотранспорта, разворота и заезда во дворы.
Решением Ломоносовского районного суда от 10 июня 2015 года в удовлетворении исковых требований о признании незаконным разрешения на строительство ЛЭП, признании ЛЭП самовольной постройкой и обязании снести ее отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 6 августа 2015 года решение Ломоносовского районного суда от 10 июня 2015 года оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии от 6 августа 2015 года установлено, что на основании распоряжения администрации МО Ломоносовский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ N была произведена процедура выбора земельного участка под строительство трассы ЛЭП ВЛ-10Кв для электроснабжения "адрес" у "адрес". ДД.ММ.ГГГГ составлен акт выбора земельного участка, утвержденный постановлением администрации Ломоносовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N. Испрашиваемый земельный участок расположен на землях свободного фонда района.
ДД.ММ.ГГГГ с "адрес" заключен договор аренды земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ под строительство ЛЭП.
ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка и выдано разрешение на строительство трассы ЛЭП.
Линия ЛЭП допущена в эксплуатацию на основании выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Ростехнадзора разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки N, при наличии заключения о соответствии ЛЭП техническим требованиям.
Кроме того, судебной коллегией указано, что доводы истцов о нарушении их прав при выдаче разрешения на строительство и возведении ЛЭП носят предположительный характер и не подтверждены доказательствами, отвечающими принципу допустимости.
Таким образом, линия ЛЭП как объект капитального строительства отображена оспариваемым градостроительным планом на основании положительного заключения государственных органов технического надзора.
Проанализировав нормативные акты, регулирующие вопросы территориального планирования и оформления градостроительного плана земельного участка, фактические обстоятельства, установленные по делу, суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что градостроительный план земельного участка разработан и принят органом местного самоуправления в полном соответствии с предоставленными ему полномочиями.
В то же время, обращаясь с настоящими требованиями в суд, истцы не представили бесспорных доказательств того, каким образом оспариваемый ненормативный акт нарушает их права и законные интересы.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал правильный вывод, признав самостоятельным основанием для принятия обжалуемого решения суда то обстоятельство, что истцами пропущен срок обращения в суд.
Оспариваемое постановление местной администрации МО Вилоззское сельское поселение было принято 16 ноября 2011 года, в то время как в суд истцы обратились только 12 мая 2015 года.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что строительство является публичной деятельностью, опоры ЛЭП возведены в 2011 году, о чем истцы не могли не знать.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части противоречат обстоятельствам, установленным судом первой инстанции.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 5 августа 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления "адрес" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении товарищества к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ, не имеет преюдициального значения для данного спора, поскольку предметом проверки по настоящему делу является законность утверждения градостроительного плана, а не регистрации прав СНТ на земельный участок, на котором расположена ЛЭП.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Ломоносовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу З.С., М.А., К.М., Ц.Т., К.В., Ш.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Смирнов А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.