Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 15 декабря 2015 г. по делу N 33а-535/2015
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., и судей Пересады А.Н. и Никитчука И.В., при секретаре Лущицком Н.Ю., с участием представителя административного истца Макоклюева Д.А. и представителя административного ответчика Командующего РВСН Кирюхина Д.В., рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков Лукиной Е.Б. на решение Краснознаменского гарнизонного военного суда от 6 октября 2015 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Беркутовой А. Н. об оспаривании действий Командующего РВСН и командира войсковой части _, связанных с увольнением с военной службы без предоставления жилья.
Заслушав доклад судьи Никитчука И.В., выступление представителя административного ответчика в поддержку доводов жалобы, представителя административного истца, полагавшего необходимым решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия, -
установила:
Беркутова, состоявшая в распоряжении командира войсковой части _, в соответствии с приказом командующего РВСН от 26 июня 2015 года N 121 (по личному составу) уволена с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом командира войсковой части _ от 13 августа 2015 года N 152 (по строевой части) заявитель с 27 августа 2015 года исключена из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения.
В связи с тем, что жилым помещением как по месту службы, так и по избранному после увольнения месту жительства не обеспечена, она обратилась через своего представителя в суд с административным иском, в котором просила признать незаконными и отменить приказы Командующего РВСН от 26 июня 2015 года N 121 и командира войсковой части _ от 13 августа 2015 года N 152 об увольнении ее с военной службы и об исключении из списков личного состава войсковой части _ и обязать административных ответчиков восстановить ее на военной службе с 27 августа 2015 года, обеспечить всеми видами довольствия, недополученными после увольнения. Также заявитель просила взыскать с административных ответчиков в свою пользу понесенные судебные расходы в сумме 300 рублей за оплату госпошлины и 15 000 рублей за оплату юридической помощи.
Суд удовлетворил эти требования частично - признал незаконными и отменил приказы командующего РВСН от 26 июня 2015 года N 121 (по личному составу) и командира войсковой части _ от 13 августа 2015 года N 152 (по строевой части) об увольнении ее с военной службы и об исключении из списков личного состава войсковой части _ и возложил обязанности на административных ответчиков восстановить Беркутову с 27 августа 2015 года в списках личного состава войсковой части _ и обеспечить положенными видами довольствия за период необоснованного увольнения.
Взыскал с Филиала _ ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по г. Москве и Московской области" в пользу Беркутовой понесенные судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб. и за оплату юридической помощи в размере 5 000 руб.
В требовании о возложении на административных ответчиков обязанности возместить ей расходы по оплате юридической помощи на сумму 10 000 руб. отказал.
Не соглашаясь с таким решением, представитель административных ответчиков подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене и принятии нового решения, об отказе в удовлетворении требований представителя административного истца.
В обоснование своей позиции Лукина в жалобе указывает на нарушение судом норм материального права и приводит следующие доводы.
В материалах дела представлены документы, подтверждающие распределение Беркутовой жилого помещения по нормам обеспечения таковым, а поскольку она согласилась на получение распределенной квартиры, она считается обеспеченной жильем.
В заключение жалобы ее автор указывает, что Беркутова, давая согласие на распределенное жилье, не могла не знать о том, что оно не введено в эксплуатацию.
В суде второй инстанции представитель административного ответчика дал объяснения в объеме поданной апелляционной жалобы и просил решение отменить по изложенным в ней основаниям.
Представитель административного истца возражавшего против доводов апелляционной жалобы и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и выслушав выступления сторон, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение основывается на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно материалам дела, Беркутова проходила военную службу в распоряжении командира войсковой части _ до получения жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства, при этом ее выслуга в Вооруженных Силах РФ составляла более 22 лет.
Жилыми помещениями за время прохождения военной службы она не обеспечивалась.
С июня 2003 года Беркутова была признана нуждающейся в жилых помещениях.
Извещением Департамента жилищного обеспечения МО РФ от 24 мая 2014 года N 283729 заявителю на состав семьи из одного человека предварительно распределена однокомнатная квартира общей площадью 36 кв. метра по адресу: _, на получение которой Беркутова согласилась.
26 июня 2015 года Врио командира войсковой части _ провел с административным истцом беседу по вопросу представления к увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, на которой Беркутова выразила свое несогласие с увольнением без обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства.
В соответствии с выпиской из приказа командующего РВСН от 26 июня 2015 года N 121 (по личному составу) Беркутова уволена с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, при этом в приказе указано, что она жилыми помещениями по установленным нормам не обеспечена.
Приказом командира войсковой части _ от 13 августа 2015 года N 152 (по строевой части) Беркутова с 27 августа 2015 года исключена из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения.
Из сообщения, полученного от 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" от 9 сентября 2015 года N 25/4228/ТС установлено, что дом, в котором расположена вышеуказанная квартира, в настоящее время в эксплуатацию не сдан, право собственности РФ на него не зарегистрировано, заключить договор социального найма не представляется возможным.
Согласно абзацу третьему п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по их выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 23 того же закона, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Порядок предоставления жилых помещений регламентирован Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны от 30 сентября 2010 года N 1280, в пункте 13 которого указано, что после получения извещения, при согласии военнослужащего с предоставлением распределенных жилых помещений они направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения. Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении жилых помещений по договору социального найма, которое подлежит реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия такового.
В абзаце 2 пункта 13 этой же Инструкции указано, что в случае отсутствия права собственности Российской Федерации на жилые помещения, соответствующие требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, военнослужащий при согласии с предоставлением и заселением распределенного жилого помещения вправе обратиться в уполномоченный орган и (или) структурное подразделение уполномоченного органа с заявлением. Уполномоченный орган и (или) структурное подразделение уполномоченного органа принимают решение о заселении жилого помещения, на основании которого заключается договор о пользовании.
В материалах дела не содержится сведений о том, что Беркутова обращалась с подобной просьбой в Департамент жилищного обеспечения МО РФ, не представлено таких данных и с апелляционной жалобой.
В соответствии с п. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, то обстоятельство, что Департамент жилищного обеспечения лишь предварительно распределил Беркутовой жилое помещение, не заключив при этом договор социального найма на квартиру, не может расцениваться как надлежащее обеспечение ее жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы местом жительства, а поэтому принятое судом первой инстанции решение об отмене приказов административных ответчиков об увольнении Беркутовой с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, является обоснованным.
Довод жалобы о том, что Беркутова при даче согласия с распределенной квартирой должна была знать, что дом не введен в эксплуатацию, по своей сути не может повлиять на принятое судом первой инстанции решение.
При таких обстоятельствах доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основанием для отмены оспариваемого решения и принятии нового, удовлетворяющего требования заявителя, не являются.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия, -
определила:
Решение Краснознаменского гарнизонного военного суда от 6 октября 2015 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Беркутовой А. Н. об оспаривании действий Командующего РВСН и командира войсковой части _, связанных с увольнением с военной службы без предоставления жилья, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административных ответчиков - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.