Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Параевой В.С.
судей
Александровой Ю.К.,
Зарочинцевой Е.В.
при секретаре
Шаповаловой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3463/2015 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2015 года по иску прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов К.А.В. к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год.
Заслушав доклад судьи Параевой В.С., объяснения представителя Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Т.В.С., действующей на основании доверенности от "дата", поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Спассковой Т.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Выборгского района Санкт-Петербурга, действуя в защиту интересов К.А.В. в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании ответчика предоставить К.А.В. путевку на санаторно-курортное лечение в 2014 году.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что К.А.В. является инвалидом " ... " группы бессрочно и имеет право на предоставление путевки в санаторно-курортное лечение, в связи с чем, 11 октября 2013 года последний обратился в филиал N ... Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о получении путевки, предоставив необходимые документы. Однако путевкой в 2014 году К.А.В. обеспечен не был по причине отсутствия достаточного количества путевок, что нарушает его права на социальную защиту.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2015 года исковые требования прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга удовлетворены. Суд обязал Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить К.А.В. путевку на санаторно-курортное лечение в 2015 году за 2014 год при наличии медицинских показаний, подтвержденных справкой формы N ...
В апелляционной жалобе ответчик не согласился с постановленным судом решением, просит его отменить, считая незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права.
К.А.В. о времени и месте судебного разбирательства извещен по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося К.А.В. в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что К.А.В. является инвалидом " ... " группы вследствие военной травмы.
Согласно справке Санкт-петербургского государственного бюджетного учреждения "Городская поликлиника N ... " от 20 мая 2013 года, у К.А.В. имеются показания для получения путевки на амбулаторно-курортное лечение.
К.А.В. 11 октября 2013 года обратился в Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 году с приложением всех необходимых документов.
С просьбой оказать содействие в получении путевки на санаторно-курортное лечение 22 апреля 2015 года К.А.В. обратился в прокуратуру Выборгского района Санкт-Петербурга.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции исходил из того, что К.А.В., который своевременно обратился к ответчику с заявлением о получении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив все необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение в 2014 году и ему не может быть в этом отказано, в связи с чем, обязал ответчика предоставить К.А.В. путевку на санаторно-курортное лечение в 2015 году за 2014 год.
Одновременно суд первой инстанции указал, что недостаточное финансирование Фонда социального страхования Российской Федерации не может являться основанием к отказу в предоставлении государственной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ) установлены правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан.
В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу пп. 1.1 п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ в состав набора социальных услуг входит, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который предусматривает также предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (пункт 3.3 Порядка).
Согласно пункту 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 256. Справка для получения путевки действительна в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 09 марта 2015 года.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Согласно п. 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг осуществляется исключительно за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, соответственно, обязанность по обеспечению отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение является расходным обязательством Российской Федерации (п. 1 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864).
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан, мер социальной поддержки в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счёт денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 1 соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и "перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пп. 4, 11, 19-21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864).
Объём необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путёвками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1294).
Приобретение путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется территориальными органами Фонда в рамках выделенных ассигнований в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из содержания приведённых нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объёмы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путёвки на санаторно-курортное лечение.
Материалами дела установлено, что К.А.В. своевременно обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив все необходимые документы, однако не был обеспечен такой путевкой.
При рассмотрении настоящего дела суд не принял во внимание, что в Федеральном законе от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ не установлен срок, в течение которого путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена обратившемуся за ней лицу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в определении от 03 апреля 2014 года N 686-О, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что при условии соблюдения указанной последовательности согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Положение ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает срока предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохранят за собой право на ее предоставление.
Таким образом, в настоящее время К.А.В. имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год и это его право до настоящего времени не реализовано.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришёл к ошибочному выводу о том, что непредоставление ответчиком К.А.В. путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 году следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Обязывая Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить К.А.В. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год, суд первой инстанции не принял во внимание права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о представлении путевок были зарегистрированы ранее обращения К.А.В.
Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена К.А.В. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене решения суда первой инстанции, поскольку законных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, действующего в защиту К.А.В. у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, суд апелляционной инстанции полагает возможным в силу п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принять новое решение об отказе прокурору, действующему в защиту К.А.В. в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2015 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов К.А.В. к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.