Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Овчинниковой Л.Д.
судей
Пошурковой Е.В., Луковицкой Т.А.
при секретаре
К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 ноября 2015 г. апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по гражданскому делу N 2-3281/2015 по иску Военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона, действующего в интересах Э.Г.М. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца и обязании выплачивать пенсию с учетом повышения,
Заслушав доклад судьи Овчинниковой Л.Д., выслушав мнение представителя истца Э.Г.М. - П.Г.В., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Санкт-Петербургского гарнизона, действующий в интересах Э.Г.М., обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", в котором просил суд обязать ответчика назначить и выплачивать Э.Г.М. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и организациях уголовно-исполнительной системы и их семей", произвести расчет и выплатить Э.Г.М. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с "дата" по "дата" с учетом названного повышения, в обоснование предъявленных требований указывая на то, что Э.Г.М. состояла в браке с умершим военнослужащим Министерства обороны Российской Федерации в отставке Н.Б.Г., являвшимся участником Великой Отечественной войны, получает пенсию по случаю потери кормильца, однако пенсия ей выплачивается без повышения, предусмотренного пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" постановлено обязать ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" назначить и выплачивать Э.Г.М. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и организациях уголовно-исполнительной системы и их семей" с "дата", произвести расчет и выплатить Э.Г.М. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с "дата" по "дата" с учетом названного повышения. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Истец Э.Г.М. в заседание судебной коллегии не явилась, воспользовалась право на представление своих интересов через представителя. Представитель военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона, представитель ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" в заседание судебной коллегии также не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем направления извещений, согласно требованиям ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или если суд признает причины их неявки неуважительными. Поскольку из материалов дела усматривается, что не явившиеся лица были заблаговременно извещены о судебном заседании, не ходатайствовали об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, представленная ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" апелляционная жалоба является мотивированной, при таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, не представивших допустимых доказательств уважительности причин неявки.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав мнение представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами гражданского дела, что из послужного списка следует, что Н.Б.Г. в "дата" служил " ... ", участвовал в боевых действиях " ... " в период с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата".
Н.Б.Г. умер "дата".
Э.Г.М. являлась супругой Н.Б.Г. с "дата".
С "дата" Э.Г.М. назначена пенсия по случаю потери кормильца.
Э.Г.М. "дата" обратилась к военному прокурору Санкт-Петербургского военного гарнизона с просьбой обратиться в ее интересах в суд с заявлением о взыскании с ответчика невыплаченной части пенсии, ссылаясь на неназначение и невыплату повышения к пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренного пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым регулируется пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел.
Указанный Закон Российской Федерации предусматривает три вида пенсий, два из которых - пенсию по инвалидности и пенсию за выслугу лет - получают сами военнослужащие, а третий вид пенсий - по случаю потери кормильца - в соответствии со статьей 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 (в редакции, действующей на момент вступления закона в силу) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите Родины из числа военнослужащих, проходивших службу в составе действующей армии, и партизан; участникам Великой Отечественной войны из числа лиц вольнонаемного состава, воспитанников и юнг действующей армии; участникам боевых действий за границей из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 68-ФЗ внесены изменения в пункт "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1, согласно которым повышение пенсии полагается участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах") из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 вышеуказанного Закона.
Федеральным законом от 03 декабря 2007 года N 319-ФЗ в ту же норму внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2008 года, согласно которым назначаемые в соответствии с этим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона.
В силу статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Таким образом, вывод суда о наличии у Э.Г.М ... права на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца сделан на основании подлежащих применению правовых норм, из системного толкования которых следует, что надбавка, установленная пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего, и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона Российской Федерации, определяющей право на повышение пенсионных выплат.
Аналогичный вывод вытекает и из содержания абзаца 5 статьи 46 вышеуказанного Закона Российской Федерации, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.
Следовательно, повышение пенсии в силу пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации предусмотрено не только для самих участников Великой Отечественной войны, но и для членов их семей, получающих пенсию по случаю потери кормильца.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что повышение пенсии производится только лицам, являющимся участникам Великой Отечественной войны и другим категориям граждан, перечисленным в этой статье, не основаны на нормах закона и противоречат положениям статей 29, 45, 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Доводы ответчика о заявительном характере перерасчета пенсии и наличии оснований для выплаты пенсии за " ... " месяцев, предшествовавших дню обращения за перерасчетом, со ссылкой на Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации за "дата" судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.
В соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в редакции, действующей на дату вступления закона в силу) при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
Вместе с тем, в силу абзаца 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Поскольку Военный комиссариат города Санкт-Петербурга обладал всеми необходимыми сведениями и документами об основаниях назначения Э.Г.М. пенсии, являвшейся ее получателем ранее, и представления иных документов от пенсионера не требовалось, следовательно, с даты вступления в силу указанного Закона, Федеральных законов N 68-ФЗ от 12 июня 2002 г., N 319-ФЗ от 03 декабря 2007 г., а также с даты назначения Э.Г.М. пенсии, ответчик имел все основания производить перерасчет пенсии Э.Г.М. с учетом повышений, установленных для членов семей участников Великой Отечественной войны, получающих пенсию по случаю потери кормильца, что вытекает из системного толкования вышеуказанных норм права.
Вопреки доводам жалобы ответчика, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за "дата" речь идет о возникновении права на получение пенсии с учетом повышения для новой категории лиц, отнесенных законом к ветеранам боевых действий. Соответственно, при назначении им пенсии пенсионный орган не знал и не мог знать о наличии у получателя пенсии соответствующего статуса, поэтому без заявления не мог применить указанную норму, в связи с чем данный довод жалобы является несостоятельным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым судебная коллегия не находит оснований не согласиться, о том, что сумма пенсии в повышенном размере не была своевременно получена Э.Г.М. по вине пенсионного органа, чем были нарушены ее пенсионные права, что влечет возложение на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом ее повышения по пункту "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы приводились в обоснование своих возражений на заявленные требования и были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами, и ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит, в связи с чем, доводы жалобы признает несостоятельными.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене постановленного судом решения, поскольку сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.