Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Белоногого А.В., Ильичёвой Е.В.
при секретаре У.Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 ноября 2015 года административное дело N 2-1938/2015 по апелляционной жалобе Г.В.С. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июня 2015 года по административному исковому заявлению Г.В.С. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными решений, об обязании совершить действия.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения представителя административного истца адвоката К.В.М., действующего на основании доверенности от 12 мая 2015 сроком на 3 года и ордеру от 22 октября 2015 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.В.С. обратился в Петроградский районный суд города Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "ЗРУЖО"), в котором просил:
- признать незаконным решение ФГКУ "ЗРУЖО" от 29 октября 2014 года N02-24/162 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях,
-признать незаконным решение ФГКУ "ЗРУЖО" от 29 октября 2014 года N03-31/152 об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по адресу: Санкт-Петербург, г.Пушкин, "адрес",
-обязать ФГКУ "ЗРУЖО" восстановить на учете нуждающихся в улучшении в жилых помещениях,
-обязать ФГКУ "ЗРУЖО" устранить допущенные нарушения при принятии решения N03-31/152 от 29 октября 2014 года об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование своих требований Г.В.С. указал, что проходил военную службу, 20 января 1993 года принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2013 года был уволен с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам; имеет в собственности комнату в коммунальной квартире и на его долю приходится " ... " кв.м. общей площади коммунальной квартиры, что менее установленной нормы и потому оспариваемые решения ФГКУ "ЗРУЖО", по мнению Г.В.С., являются незаконными.
Решением Петроградского районного суда города Санкт-Петербурга от 23 июня 2015 года в удовлетворении административного искового заявления Г.В.С. отказано.
В апелляционной жалобе Г.В.С. просит решение отменить и в удовлетворении заявления отказать, полагая, что судом неправильно установлены обстоятельства дела, решение вынесено с нарушением норм материального права.
В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которой не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Административный истец и представитель административного ответчика на рассмотрение дела не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили, документы об уважительной причине неявки не представили; административный истец ведет дело через представителя, который в судебное заседание явился, апелляционную жалобу поддержал; представитель административного ответчика просит дело рассматривать в их отсутствие и оставить решение суда без изменения.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Неявка в судебное заседание административного истца и представителя административного ответчика не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Г.В.С. проходил военную службу с 28 июня 1971 года, приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2013 года N773 уволен с военной службы с должности капитана 2 ранга с 13 октября 2013 года по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам; на момент увольнения с военной службы календарная выслуга в вооруженных силах составляет 42 года 2 месяца, в льготном исчислении-46 лет.
С 18 апреля 1986 года Г.В.С. зарегистрирован в коммунальной квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", где занимает комнату размером " ... " кв.м.
На основании договора передачи доли квартиры в собственность граждан от "дата" указанная комната передана в собственность Г.В.С., о чем 26 октября 2004 года выдано свидетельства о государственной регистрации права на " ... " доли в праве собственности квартиры N " ... ", расположенной в "адрес" в г.Санкт-Петербурге.
В соответствии с личной карточкой очередника Г.В.С. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях 20 января 1993 года в составе семьи 1 человек.
Решением ФГКУ "ЗРУЖО" от 29 октября 2014 года N02-24/162 Г.В.С. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью жилой площадью более установленной нормы.
Решением ФГКУ "ЗРУЖО" от 29 октября 2014 года N03-31/152 Г.В.С. отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по адресу: Санкт-Петербург, г.Пушкин, "адрес" связи со снятием с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
В соответствии с п.14 ст.15 ФЗ " О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих издан Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N1280, которым утверждена Инструкция "О предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", в соответствии с пунктом 31 которой военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случаях:
- улучшения жилищных условий по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения,
-убытия к новому месту прохождения военной службы, за исключением военнослужащих, убывших для прохождения военной службы (работы) за пределы территории Российской Федерации,
- выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет,
-получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооружённых Силах Российской Федерации указанной инструкции в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации N1455 от 3 ноября 2010 года определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу через Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 года N76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (пункт 1), граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих (пункт 13).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, установлены частью 2 ст. 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, заявитель, принятый на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01 марта 2005 г., мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу п. 29.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов 7 сентября 1987 года N712/6, действующих на 01 марта 2005 года, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (п. 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П по жалобе на нарушение прав ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", это положение закона не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
В соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N712/6, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, занимающие жилую площадь 5,5 кв.м. и менее на каждого проживающего (п.16.1.); занимающие жилую площадь в квартирах, заселенных несколькими нанимателями, не связанных родственными отношениями, не являющихся в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РСФСР членами семьи нанимателя, в домах государственного и общественного жилищного фонда в случаях, когда граждане, проживающие на указанной жилой площади, не имеют другого жилья, пригодного для постоянного проживания (п.16.2).
То есть, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимались проживающие в коммунальной квартире при условии отсутствия другого жилья, пригодного для постоянного проживания.
Как следует из материалов дела, Г.В.С. был принят 20 января 1993 года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как проживающий в коммунальной квартире и не имеющий другого жилья, поскольку размер занимаемой им жилой площади составлял 17,40 кв.м.
До настоящего времени Г.В.С. другим жилым помещением не обеспечен и основания для принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не отпали, в связи с чем мнение ФГКУ "ЗРУЖО" о том, что Г.В.С. перестал быть нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как обеспечен жильем более учетной нормы, является ошибочным и противоречит вышеприведенным положениям жилищного законодательства, поэтому решение N02-24/162 от 29 октября 2014 года ФГКУ "ЗРУЖО" о снятии Г.В.С. с учета нуждающихся в жилых помещениях следует признать незаконным.
Решение суда об отказе Г.В.С. в признании незаконным решения ФГКУ "ЗРУЖО" от 29 октября 2014 года N02-24/162 от 29 октября 2014 года о снятии Г.В.С. с учета нуждающихся в жилых помещениях подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Согласно части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения находящегося у него в собственности.
Пунктом 1 статьи 15.1. ФЗ "О статусе военнослужащих" определена норма предоставления площади жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 15.1. ФЗ "О статусе военнослужащих" с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Обеспеченность административного истца жилой площадью по правилам Закона Санкт-Петербурга N407-65 в квартире " ... " д. " ... " по "адрес" в г. Санкт-Петербурге составляет " ... " кв.м. ( " ... " " ... " (жилая площадь) + " ... " (площадь мест общего пользования ( " ... "- " ... " = " ... " " ... " кв.м. (размер мест общего пользования) : " ... " = " ... " кв.м. (на " ... " кв.м. жилой площади), " ... " х " ... "= " ... " кв.м. (размер мест общего пользования, приходящихся на комнату " ... " кв.м)
С учетом изложенного, решение ФГКУ "ЗРУЖО" от 29 октября 204 года N03-31/152 об отказе Г.В.С. в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по адресу: Санкт-Петербург, г.Пушкин, "адрес" площадью " ... " кв.м в связи с превышением нормы предоставления жилой площади является законным. Указанное в решении ФГКУ "ЗРУЖО" основание для отказа в предоставлении указанного помещения как снятие с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях только по формальным основаниям не может служить основанием для признания решения незаконным.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке согласно пункту 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является неправильное применение норм материального права.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июня 2015 года отменить в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Г.В.С. о признания незаконным решения N02-24/162 от 29 октября 2014 года Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о снятии Г.В.С. с учета нуждающихся в жилых помещениях и обязании Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации восстановить Г.В.С. на учете нуждающихся в улучшении в жилых помещениях.
Признать незаконным решение N02-24/162 от 29 октября 2014 года Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о снятии Г.В.С. с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации восстановить Г.В.С. на учете нуждающихся в улучшении в жилых помещениях.
В остальной части решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июня 2015 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.