Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичева Е. В., Белоногого А.В.
при секретаре Г.Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 07 декабря 2015 года административное дело N 2-10657/2015 по апелляционной жалобе Администрации Приморского района Санкт-Петербургу на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 24 сентября 2015 года по административному исковому заявлению З.О.В. к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда".
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения представителей административного истца З.Ю.О. и Т.В.Б., действующих на основании доверенностей от10 июня 2015 года сроком на 3 года и от 19 ноября 2015 сроком на 2 года, представителя административного ответчика К.Н.П., действующей на основании доверенности от 16 сентября 2015 года сроком по 31 декабря 2015 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
З.О.В. обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ Администрации Приморского района Санкт-Петербурга в присвоении ей звания "Ветеран труда".
В обоснование требований З.О.В. указала, что она награждена 21 ноября 2001 года Почётной грамотой Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу и потому имеет право на присвоение ей звания "Ветеран труда", однако, Администрация Приморского района Санкт-Петербурга необоснованно отказала в присвоении ей указанного звания.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 24 сентября 2015 года административное исковое заявление З.О.В. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация Приморского района Санкт-Петербурга просит решение отменить.
В заседание апелляционной инстанции административный истец не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, доказательств уважительных причин неявки не представила и об отложении дела не просила, ведет дело через представителей.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Неявка в судебное заседание административного истца не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителей административного истца, возражавших против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что З.О.В. обратилась в Комиссию по присвоению звания "Ветеран труда" Администрации Приморского района Санкт- Петербурга с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", представив Почётную грамоту от 21 ноября 2001 года, подписанную руководителем Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу.
Решением Комиссии по присвоению звания "Ветеран труда" от 09 апреля 2015 года З.О.В. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" по тем основаниям, что представленная заявителем награда не относится к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания.
Удовлетворяя заявление З.О.В., суд первой инстанции, пришел к выводу, что Почетная грамота является ведомственным знаком отличия в труде, в соответствии с которым административный истец имеет право на получение звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, в связи со следующим.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. 24 пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, к которым относятся и ветераны труда.
Согласно п. 3.1 ст.26.3 названного Федерального закона по вопросам, указанным в п. 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование указанных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности (абз.5,6 ст.26.3.1. указанного Федерального закона).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года N 529-О-О, отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом законодатель субъекта Российской Федерации, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определяет круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, устанавливает основания и условия его назначения и вправе определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом избранных им критериев.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со статьёй 1 ФЗ "О ветеранах" к категории ветеранов относятся: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Согласно пункту 1 статьи 7 названного Закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Пунктом 4 статьи 7 ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Санкт-Петербурге порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" регулируется Законом Санкт-Петербурга "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" от 09 октября 2006 года N447-70.
В соответствии с абз.4 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга N447-70 от 9 октября 2006 года звание "Ветеран труда" присваивается в том числе гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости или пенсии за выслугу лет.
Таким образом, Санкт-Петербург, реализуя свои полномочия в области установления мер социальной поддержки за счет средств бюджета города ветеранов труда, в том числе порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" и осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, вправе был определить в Законе Санкт-Петербурга перечень наград и ведомственных знаков отличия, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Как следует из положений статьи 2 Закона Санкт-Петербурга N447-70 от 09 октября 2006 года лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", представляют в уполномоченные Правительством Санкт-Петербурга исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга заявление, документ, удостоверяющий личность, и документы, подтверждающие основания для его присвоения, в соответствии с требованиями настоящей статьи (часть 1).
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" основанием для присвоения звания "Ветеран труда" лицам, указанным в абзацах втором-четвертом статьи 1 настоящего Закона Санкт-Петербурга, являются документы, подтверждающие:
1) награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;
2) стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости (25 лет для мужчин, 20 лет для женщин) или пенсии за выслугу лет (часть 2).
Статьей 5 (часть 1) Закона Санкт-Петербурга "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" установлено, что к ведомственным знакам отличия в труде, указанным в абзаце четвертом статьи 1 настоящего Закона Санкт-Петербурга, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды (почетные и похвальные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, почетные звания), награждение которыми произведено:
1) Правительством Российской Федерации;
2) руководителями федеральных органов государственной власти, министерств и ведомств;
3) руководителем Администрации Президента Российской Федерации;
4) Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;
5) руководителями аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации;
6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
7) Генеральной прокуратурой Российской Федерации;
8) руководителями межгосударственных (межправительственных) органов, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации.
К ведомственным знакам отличия в труде в силу части 4 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" не относятся почетные звания, знаки, значки, грамоты, дипломы и другие награды, учрежденные и выданные предприятиями, учреждениями, организациями, войсковыми частями, общественными организациями, организационными комитетами всесоюзных фестивалей народного творчества.
При обращении в Администрацию Приморского района Санкт- Петербурга в качестве основания на присвоение звания "Ветеран труда" З.О.В. представила почетную грамоту Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу, которой она была награждена 21 ноября 2001 года за добросовестный и долголетний труд и в связи с Днем работника налоговых органов Российской Федерации и которая была подписана руководителем Управления МНС России по Санкт-Петербургу С.З.А.
Согласно пункту 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 16 октября 2000 года N783, и действующего на 21 ноября 2001 года Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные органы - управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня (далее именуются - налоговые органы) образуют единую централизованную систему налоговых органов.
Пунктом 10 Положения установлено, что Министр Российской Федерации по налогам и сборам, в том числе, учреждает и награждает в установленном порядке ведомственными наградами, нагрудными знаками и почетными грамотами работников налоговых органов, а также граждан, оказавших им содействие.
Согласно пункту 1 Положения о почетной грамоте Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, которое действовало на 21 ноября 2001 года, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 12 октября 1999 года NАП-3-20/230, под Почётной грамотой Министерства Российской Федерации по налогам и сборам понимается поощрение за особые заслуги в работе по осуществлению государственного контроля за соблюдением налогового законодательства, своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, контролируемых министерством.
Представления о награждении территориального органа межрайонного, районного и городского уровней, организации, не подведомственной министерству, а также их работников вносятся руководителем территориального органа министерства по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит данный территориальный орган или которому со стороны организации, не подведомственной министерству, или ее сотрудников была оказана конкретная помощь (пункт 3 Положения).
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения приказ о награждении Почетной грамотой издает Министр.
Из анализа вышеперечисленных норм права следует, что одним из условий присвоения звания "Ветеран труда" является обязательное наличие у кандидата ордена или медали, либо присвоенного почетного звания СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо наличие ведомственного знака отличия в труде.
Представленная З.О.В. Почётная грамота не может быть признана судом ведомственным знаком отличия в труде, так как она не соответствует требованиям Положения о Почётной грамоте министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 12 октября 1999 года.
В соответствии с приказом N325 от 20 ноября 2001 года Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу З.О.В. (до регистрации брака Данилова) была награждена Почетной грамотой Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу, а не Почетной грамотой Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Доводы З.О.В. о том, что Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу можно воспринимать как отдельное ведомство являются ошибочными и не соответствуют пункту 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденного постановлением Правительства РФ 16 октября 2000 года N783 и действующего на 21 ноября 2001 года, из которого усматривается, что Управление министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на 21 ноября 2001 года входило в состав Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
С учетом изложенного, решение Администрации Приморского района Санкт-Петербурга об отказе З.О.В. в присвоении звания "Ветеран труда" является законным, а требования З.О.В. не подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года N 23 решение суда является законным и обоснованным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, а имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, достоверности и достаточности, а также тогда, когда в решении суда сдержатся исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных судом фактов.
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга, как не соответствующее требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе З.О.В. в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 24 сентября 2015 года отменить, в удовлетворении административного искового заявления З.О.В. отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.