Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Пуховой Е.В.,
судей Осиповой А.А., Дьяконовой Н.Д., при секретаре Захаровой А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 06 октября 2015 г.,
по делу по иску Кули З.В., Кули Ю.К. к Окружной администрации города Якутска о предоставлении в собственность жилого помещения, судом
ПОСТАНОВЛЕНО;
Иск Кули З.В., Кули Ю.К. к Окружной администрации города Якутска о предоставлении в собственность жилого помещения, -удовлетворить.
Обязать Окружную администрацию город Якутска предоставить Кули З.В., Кули Ю.К. в собственность благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ранее занимаемому (не менее ... кв.м.), не менее одной комнаты, отвечающей действующим санитарным нормам и степени благоустройства в г. Якутске.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой Н.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА;
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя тем, что являются собственниками квартиры N ... расположенной по адресу: ... состоящей из одной комнаты, общей площадью ... кв.м., Распоряжением исполнительного органа муниципальной власти N ... от 15 июня 2011 г. жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем в исковом заявлении ставится вопрос обязать ответчика ОА ГО "Город Якутск" предоставить истцам в собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемому ... кв. метров, не менее одной комнаты, отвечающей действующим санитарным нормам и степени благоустройства в г. Якутске. В судебном заседании истица Кули З.В. суду пояснила, что проживает в аварийном доме, проживание в котором не возможно, просила суд удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика с иском не согласилась, пояснила суду, что отсутствуют свободные жилые помещения, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Судом постановлено вышеуказанное решение на том основании, что длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, и включение аварийного многоквартирного дома в программу переселения, в котором находится спорное жилое помещение, предоставляет право истцам по своему выбору требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
Не согласившись с данным решением суда, представитель ответчика обратился в суд с апелляционной жалобой. В жалобе представитель ответчика просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, по тем основаниям, что ответчик не принял решение об изъятии земельного участка под домом для муниципальных нужд, а также об изъятии жилых помещений (путём выкупа) в указанном доме, стороны не пришли к согласию относительной выкупной цены, в связи с чем истцу на данное время не может быть предоставлено иное жилое помещение взамен принадлежащего на праве собственности, что однако исключает возможность осуществления данной процедуры в будущем. Признание жилого дома аварийным, не влечёт в безусловном порядке предоставление жилого помещения вне очереди.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Как указано в исковом заявлении распоряжением исполнительного органа муниципальной власти N ... от 15.06. 2011 г. указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Истцы Кули З.В., Кули Ю.К. являются собственниками квартиры N ... расположенной по адресу: ... состоящей из одной комнаты, общей площадью ... кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N ... от 29 января 2014 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия).
Представленные правоустанавливающие документы Кули З.В. и Кули Ю.К. указывают, что истцами данное жилое помещение N ... , по ул. ... дом N ... было приобретено после признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу в июне 2011 г., а приобретено по договору купли продажи между М. и Кули Ю.К. от 18.01.2014 г., право собственности на квартиру зарегистрировано за Кули З.В. и Ю.К. от 29.01.2014 г.
С заявлением о предоставлении другого жилого помещения взамен жилого помещения признанного аварийным и подлежащим сносу в адрес ответчика обратились 10.06.2015 г.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
При этом другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Включение аварийного дома в адресную программу является самостоятельным основанием либо для предоставления иного жилого помещения собственнику жилого помещения при переселении из аварийного жилищного фонда, либо его выкуп.
Суд не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшее решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения ( п.п. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14).
То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая истцу квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществлено предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным законом N 185 - ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" на переселение граждан в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учётом положений жилищного законодательства, в частности ст. N" ЖК РФ.
Часть 3 ст. 2 ФЗ от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" также указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений ЖК РФ, в том числе ст. 32.
Суд удовлетворяя исковые требования Кули Ю.К., признал со стороны ответчика длительное бездействие по принятию требований к собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме об его сносе или реконструкции в порядке ст. 32 ЖК РФ.
Между тем, жилой дом расположенный по адресу: ... включен в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы", расселение по вышеуказанному адресу определено на 2017 год.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое жилое помещение во внеочередном порядке.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцы мотивируя предоставление другого жилого помещения во внеочередном порядке вне зависимости от наличия плана и срока сноса дома должны были представить кроме акта межведомственной комиссии о признании аварийным и подлежащим сносу еще акты о состоянии фундамента, стен, крыши и других конструктивных элементов здания, заключения экспертиз подтверждающих опасность обрушения несущих конструкций здания. Только при установлении указанных обстоятельств суд может обязать ответчика предоставить жилое помещение во внеочередном порядке. Между тем в материалах дела отсутствует даже акт межведомственной комиссии от 15.06.2011 г. о признании жилого помещения аварийным и подлежащим.
Без предоставления стороной истца доказательств об опасности угрозы для жизни и здоровья истцов, невозможность дальнейшего проживания истцов в аварийном доме, не может быть разрешен, в их пользу о предоставлении жилого помещения вне очереди.
На основании изложенного, заявленные исковые требования по ст. ст. 2, 32 ЖК РФ, ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" решение подлежит отмене и принятию нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 06 октября 2015 г. по данному делу отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Кули З.В., Кули Ю.К. к Окружной администрации "Города Якутска" о предоставлении в собственность другого жилого помещения.
Председательствующий; Пухова Е.В.
Судьи; Осипова А.А.
Дьяконова Н.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.