Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Скакуна А.И.,
при секретаре Архиповой Ю.А.,
с участием представителя административного истца Ноговицыной А.В. - Новопашина К.Н., ОА "Город Якутск" Татариновой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 05 октября 2015 года, которым по делу по иску Ноговицыной А.В. о предоставлении в собственность земельного участка,
постановлено:
В иске Ноговицыной А.В. об оспаривании отказа Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска N ... от 26 мая 2015 года в приеме заявления о предоставлении в собственность земельного участка, отказать.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., пояснения участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ноговицына А.В. обратилась в суд с иском об оспаривании отказа Окружной администрации города Якутска в принятии заявления о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ... , мотивируя тем, что отказ в принятии заявления о предоставлении земельного участка, на котором расположен жилой дом, находящийся в ее собственности, по причине непредставления выписки из ЕГРП является незаконным, поскольку может быть истребован должностными лицами самостоятельно. Просила признать отказ от 26 мая 2015 года незаконным и обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска рассмотреть заявление о представления испрашиваемого земельного участка в собственность.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласен административный истец.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить, указывая на то, что оно постановлено с нарушением норм материального права. Ссылается на то, что федеральным законом установлен запрет органам, предоставляющим муниципальные услуги предъявлять требования к заявителям о предоставлении сведений из государственных или муниципальных органов, если они могут быть самостоятельно запрошены лицом, оказывающим услугу.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Материалами дела подтверждается, что Ноговицына А.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ... Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N ... площадью ... кв.м. с разрешенным использованием: под жилой дом. Право собственности на жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем имеется свидетельство о регистрации права от 27 апреля 2011 года.
Ноговицына А.В. обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предоставлении ей указанного земельного участка, однако ей было отказано в приеме документов, о чем заявитель была уведомлена письмом от 26 мая 2015 года. При этом орган местного самоуправления сослался на то, что к заявлению не приложены копии документов, удостоверяющих права на испращиваемый земельный участок.
Отказывая в удовлетворении заявления суд первой инстанции исходил из того, что отказ в приеме документов о предоставлении земельного участка не влечет нарушений прав заявителя, поскольку Административным регламентом предусмотрено, что к заявлению о предоставлении земельного участка, на котором располагаются здания, сооружения, прилагаются, согласно п.5 - копии документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП. Суд также принял во внимание, что 18.09.2015 года с Ноговициной А.В. заключен договор аренды испрашиваемого земельного участка сроком до 2025 года.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Согласно ст.3 указанного Закона нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Статьей 2 Закона предусмотрено одно из основных понятий, используемых в настоящем Федеральном законе: административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
По смыслу вышеприведенных норм законодатель предоставляет возможность органам местного самоуправления определять в Административном регламенте перечень документов, необходимых для предоставления гражданами при обращении о предоставлении им земельного участка.
П.п. 5 п. 2.6.1. Административного регламента предоставления окружной администрацией г. Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на которых распложены здания, сооружения" предусмотрено, что к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются копии документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
Поскольку к заявлению не были приложены копии документов у Окружной администрации имелись основания для отказа заявителю в предоставлении муниципальной услуги и возврате заявления, о чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу.
Доводы жалобы о том, что судом должен применяться Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" запрещающий требовать документы, не предусмотренные законодательством в связи с возможностью их истребования самостоятельно, отмену решения суд повлечь не могут.
Исходя из положений Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", орган местного самоуправления, предоставляющий государственные и муниципальные услуги, должен использовать все предоставленные ему законодательством возможности для получения необходимой информации и оказания услуги, за которой обратился заявитель.
Предоставление копий документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, предусмотрено Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги, утвержденным Постановлением Администрации муниципального образования от 27 февраля 2015 года N56п.
В связи с этим при подаче заявления об оказании услуги заявитель должен приложить копии документов, установленных Регламентом муниципального образования, являющимся нормативно-правым актом органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что со стороны Окружной администрации не было отказа в предоставлении земельного участка, заявителю был дан ответ и разъяснено, что данный отказ не препятствует его повторному обращению с таким же заявлением в Окружную администрацию г. Якутска при предоставлении полного пакета документов.
Кроме того, обязанность заявителя предоставить копии документов предусмотрена пунктом 5.2 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", в соответствии с которым заявитель для приобретения прав на земельный участок обязан предоставить копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
Таким образом, оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит. Юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не имеется.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 05 октября 2015 года по делу по иску Ноговицыной А.В. о предоставлении в собственность земельного участка оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи М.М. Оконешникова
А.И. Скакун
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.