Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Скакуна А.И.,
при секретаре Кононове С.К.,
с участием истца, представителя Окружной администрации г. Якутска Антоновой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 20 октября 2015г., которым по делу по административному исковому заявлению Осташенко В.В. к Окружной администрации города Якутска об оспаривании действий органа местного самоуправления,
постановлено:
В удовлетворении административного иска Осташенко В.В. к Окружной администрации города Якутска об оспаривании действий органа местного самоуправления - отказать.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Осташенко В.В. обратилась в суд с административным иском к Окружной администрации г.Якутска о признании незаконным отказа в предоставлении ей в собственность земельного участка по адресу: ... , ориентировочной площадью ... кв.м. под индивидуальное жилищное строительство.
В обоснование указала, что испрашиваемый земельный участок, хотя и относится к территориальной зоне размещения объектов санаторно-курортного лечения и оздоровительной деятельности (зона Р-4), между тем в непосредственной близости от испрашиваемого участка расположены индивидуальные жилые дома. Ссылка на несоответствие проекта межевания территории при том, что участок соответствует проекту планировки территории противоречит положениям ГрК РФ. На основании вышеизложенного полагала отказ органа местного самоуправления незаконным, просила отменить решение от 24.09.2015г., и обязать предоставить истребуемый земельный участок в собственность.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласен административный истец.
В апелляционной жалобе просит решение отменить ссылаясь на доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что Осташенко В.В. является многодетной матерью и относится к категории граждан, имеющих право на однократное и бесплатное предоставление земельного участка в собственность или в аренду по месту жительства.
При обращении в Департамент имущественных и земельных и отношений Окружной администрации г.Якутска о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ... , ориентировочной площадью ... кв.м., под индивидуальный жилой дом, письмом от 24 сентября 2015г. последовал отказ по причине несоответствия земельного участка проекту межевания территории квартала " ********"+ ... ГО "г.Якутск", а также несоответствия градостроительному зонированию: земельный участок расположен в зоне размещения объектов санаторно-курортного лечения и оздоровительной деятельности (Р-4). Использование под индивидуальное жилищное строительство не разрешено.
В силу пп.6 ст.39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.24.1 ЗК РС(Я) земельные участки предоставляются бесплатно гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, в собственность или аренду (по их выбору) для ведения личного подсобного хозяйства, сайылычного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с п.2 ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.1 ЗК РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно положениям ст.85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (часть 2). Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования (часть 4).
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом, установленными правилами землепользования и застройки.
Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 11 августа 2015г. испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Р-4.
Решением Якутской городской Думы от 25.12.2013г. NРЯГД-5-9 приняты Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск".
На основании п.8 ст.42.6 Правил зона Р-4 - зона размещения объектов санаторно-курортного лечения и оздоровительной деятельности с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктур, необходимых для функционирования данной зоны.
При этом, как среди основных разрешенных видов использования, так и вспомогательных, использование испрашиваемого земельного участка под индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено.
Следовательно, выводы суда о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка истцу под индивидуальное жилищное строительство ввиду его несоответствия территориальной зоне и градостроительному регламенту правильные.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.84 КАС РФ. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда. Эти доводы по существу являлись предметом судебного разбирательства суда первой инстанции, которым дана правильная правовая оценка, дополнительного правового обоснования доводов ответчика апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 20 октября 2015г. по делу по административному исковому заявлению Осташенко В.В. к Окружной администрации города Якутска об оспаривании действий органа местного самоуправления оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи Оконешникова М.М.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.