Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 02 декабря 2015 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С. рассмотрев жалобу Мамедова М.Н.-о. на постановление судьи Якутского городского суда РС (Я) от 26 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении Мамедова М.Н.-о., _______ года рождения, уроженца и гражданина Республики ... , проживающего по адресу: ... , не работающего,
УСТАНОВИЛ:
25 ноября 2015г. в отношении Мамедова М.Н.-о. ... ОП N ... МУ МВД России "Якутское" был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ по факту нарушения иностранным гражданином режима пребывания в России, выразившегося в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в РФ и уклонении от выезда из РФ по истечении срока пребывания.
Постановлением судьи Якутского городского суда РС (Я) от 26 ноября 2015 года Мамедов М.Н.-о. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Не согласившись с постановлением суда, Мамедов М.Н.-о. обратился с жалобой в Верховный Суд РС (Я), в которой просит постановление судьи изменить, исключив дополнительное наказание в виде административного выдворения. В обоснование своих требований указывает, что он проживает с гражданкой Российской Федерации с Л., которая ждет от него ребенка. При административном выдворении, он не сможет видеться со своим будущим ребенком в течение пяти лет, что является нарушением норм международного права.
В судебном заседании Мамедов М.Н.-о. и его защитник Мекумянов В.П. поддержали доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
... ОП N ... МУ МВД России "Якутское" Б. пояснил суду, что Мамедов Н.Н. привлечен к административной ответственности законно и обоснованно.
Допрошенная в качестве свидетеля Л. пояснила суду, что состоит в фактических брачных отношениях с Мамедовым М.Н. в течение одного года и восьми месяцев. От первого брака она имеет сына ... лет и сейчас она беременна от Мамедова М.Н. Просит не выдворять его, поскольку она останется одна с двумя детьми. Мамедов М.Н. является фактически ее мужем, содержит ее и ее сына. Они не успели собрать документы для регистрации брака, хотя собираются это сделать. Мамедову М.Н. необходимо взять справку о том, что он не состоит в браке в ... Эту справку прислали по факсу, но ЗАГС ее не принял, потребовав оригинал. Сейчас Мамедов М.Н. съездит за этой справкой и они зарегистрируют брак.
Свидетелем представлена справка о том, что она беременна ... недель.
Выслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
Согласно ст. 5 названного федерального закона срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Согласно сведениям ФМС АС ЦБДУИГ Мамедов М.Н.-о. въехал на территорию Российской Федерации 12 марта 2014г., сроком пребывания до 09 июня 2014г. был поставлен на регистрационный учет по адресу: ...
Таким образом, срок временного пребывания Мамедова М.Н.-о. на территории Российской Федерации истек 09 июня 2014г.
В материалах дела не содержится доказательств того, что Мамедов М.Н.-о. обращался в органы УФМС России по РС (Я) по месту жительства по факту продления сроков пребывания, оформления документов для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство.
Факт совершения Мамедовым М.Н.-о. административного правонарушения и его виновность подтверждены собранными по данному делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, им дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, при назначении административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации судом не было учтено то обстоятельство, что на территории Российской Федерации проживает Л., гражданка РФ, с которой Мамедов М.Н.о. состоит в фактических брачных отношениях. Также судом не было учтено, что у Мамедов М.Н.о. и Л. ожидают рождения их общего ребенка.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Следовательно, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.
В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Учитывая приведенные выше обстоятельства прихожу к выводу о возможности изменить административное наказание, назначенное Мамедову М.Н.о. в пределах санкции ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая его подвергнутым административному штрафу в размере 2 000 руб. без административного выдворения за пределы РФ.
При таких обстоятельствах, постановление Якутского городского суда РС (Я) подлежит изменению.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ
решил:
постановление судьи Якутского городского суда РС (Я) от 26 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении Мамедова М.Н.-о., _______ года рождения, уроженца и гражданина Республики ... , проживающего по адресу: ... , не работающего, изменить, исключив наказание в виде выдворения за счет средств федерального бюджета.
В остальной части постановление Якутского городского суда от 26 ноября 2015 года
оставить без изменения.
Освободить Мамедова М.Н.-о., _______ года рождения из под содержания в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Саха (Якутия).
Судья: З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.