Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2015 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Назарова Г.Х. на постановление Якутского городского суда РС (Я) от 01 декабря 2015 года, которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики ... Назарова Г.Х., _______ года рождения, уроженца к. ... района ... ССР, зарегистрированного по адресу: ... , проживающего фактически по адресу: ... ,
установила:
01 декабря 2015 г. ... отдела иммиграционного контроля МРО УФМС России по РС(Я) в г. Якутске Ф. в отношении гражданина Республики ... Назарова Г.Х. составлен протокол об административном правонарушении N ... по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в связи с тем, что Назаров Г.Х. находится на территории РФ без документов подтверждающих его право на пребывание.
Не согласившись с данным постановлением, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Назаров Г.Х. обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление суда, поскольку судом не были исследованы все обстоятельства по делу.
В судебном заседании Назаров Г.Х. и его защитник Захаров Л.М. поддержали доводы жалобы и пояснили, что судья городского суда не принял во внимание то обстоятельство, что Назаров Г.Х. состоит в фактических брачных отношениях с гражданской РФ Л., которая от него в настоящее время беременна.
... ОИК МРО УФМС России по РС(Я) в г. Якутске Ф. указывает, что Назаров Г.Х. более года назад утерял свои документы, а в органы миграционного контроля не обратился. Таким образом, более года Назаров Г.Х. пребывает на территории РФ без каких-либо документов, подтверждающих его право пребывать в Российской Федерации. То обстоятельство, что он состоит в фактических брачных отношениях и ожидается рождение ребенка, не освобождает Назарова Г.Х. от ответственности за допущенное нарушение.
Свидетель Л. пояснила суду, что она более пяти лет проживает с Назаровым Г.Х., они ведут совместное хозяйство, считает, что они муж и жена. В настоящее время она беременна, ... недель, собирается родить ребенка от Назарова Г.Х. Просит не выдворять его, не лишать ее будущего ребенка отца. В настоящее время Назаров Г.Х. является единственным кормильцем, она ухаживает за больной матерью и не работает.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав свидетеля, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ (в ред. от 28.11.2015) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно ст. 5 названного федерального закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 настоящего Федерального закона.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что 25 ноября 2015 г. ... отдела иммиграционного контроля МРО УФМС России по РС(Я) в г. Якутске Ф. в отношении гражданина Республики ... Назарова Г.Х. составлен протокол об административном правонарушении N ... по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в связи с тем, что Назаров Г.Х. находился на территории РФ без документов подтверждающих его право на пребывание на территории РФ с 21.07.2014 г., а именно отсутствовал паспорт, патент на работу, временная регистрация на территории РФ и трудовой договор, в нарушение п. 5 и 9 ст. 13.3, ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан РФ", ст. 25.10 ФЗ-114 "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ".
Также из материалов дела следует, что Назаров Г.Х. въехал на территорию РФ 25.01.2010 г., получил разрешение на трудовую деятельность с периодом действия с 22.04.2011 г. по 21.04.2012 г., также получил патент 27.06.2013 г.
По сведениям МРО УФМС России по РС(Я) в г. Якутске Назарова Г.Х., _______ г.р. не документирован по учетам базы данных.
Согласно объяснениям Назарова Г.Х. указанным в протоколе об административном правонарушении срок действия патента истек 27.06.2014 г., не выехал на родину в течение 15 дней в связи с нахождением на территории РФ гражданской супруги.
В материалах дела не содержится доказательств того, что Назаров Г.Х. обращался в МРО УФМС России по РС (Я) по факту продления сроков пребывания, оформления документов для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, оформления разрешения на трудовую деятельность.
Факт совершения Назаровым Г.Х. административного правонарушения и его виновность подтверждены собранными по данному делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении N ... от 01.12.2015, письмом МРО УФМС России по РС(Я) в г. Якутске от 01.12.2015, рапортом ... ОБДПС ГИБДД МУ МВД РФ "Якутское" А., досье иностранного гражданина, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное Назаровым Г.Х. правонарушение, а именно нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, при назначении административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации судом не было учтено то обстоятельство, что на территории Российской Федерации проживает Л., гражданка РФ, с которой Назаров Г.Х. состоит в фактических брачных отношениях. Также судом не было учтено, что Назаров Г.Х. и Л. ожидают рождения их общего ребенка.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Следовательно, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.
В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Учитывая приведенные выше обстоятельства прихожу к выводу о возможности изменить административное наказание, назначенное Назарову Г.Х. в пределах санкции ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая его подвергнутым административному штрафу в размере 2 000 руб. без административного выдворения за пределы РФ.
При таких обстоятельствах, постановление Якутского городского суда РС (Я) подлежит изменению.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ
решил:
постановление Якутского городского суда РС (Я) от 01 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении ... Назарова Г.Х., _______ года рождения, уроженца к. ... района ... ССР, зарегистрированного по адресу: ... , проживающего фактически по адресу: ... , изменить, исключив наказание в виде выдворения за счет средств федерального бюджета.
В остальной части постановление Якутского городского суда от 01 декабря 2015 года оставить без изменения.
Освободить Назарова Г.Х., _______ года рождения из под содержания в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Саха (Якутия).
Судья: З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.