Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Смирновой Т.В.,
при секретаре Рогалевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске 18 ноября 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя истца З - Ц на решение Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 12 августа 2015 года, которым иск З к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворен частично.
Признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики N от 15.06.2012 г. об отказе З в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в части исключения периода нахождения на курсах повышения квалификации из специального стажа медицинской деятельности, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу не менее 30 лет осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от возраста, периода нахождения З на курсах повышения квалификации с 7 апреля 1997 года по 19 апреля 1997 года.
В остальной части иска о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики N от 15.06.2012г. об отказе З в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, отказано.
В части иска о возложении на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики досрочно назначить З трудовую пенсию по старости, как лицу не менее 30 лет осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от возраста, с 17 мая 2012 года трудовую пенсию по старости бессрочно, отказано.
Во взыскании судебных расходов отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., объяснения истицы З и её представителя Ц, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика по доверенности В, полагавшей доводы жалобы необоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
З обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики (далее по тексту - пенсионный орган) о восстановлении пенсионных прав. Свои требования истица мотивирует тем, что решением N от 15 июня 2012 года ответчик отказал ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности, исключив из подсчета стажа период с 01.11.1999г. по 17.05.2012г. в качестве врача-фтизиатра и начальника отделения туберкулезной больницы ФКУ ЛИУ-4 ФСИН России по УР, а также исключен период нахождения на курсах повышения квалификации с 07.04.1997г. по 19.04.1997г.
Истица просила суд:
- признать решение ответчика незаконным;
- обязать пенсионный орган включить спорный период в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и досрочно назначить трудовую пенсию с 17 мая 2012 года;
- взыскать судебные расходы по оплате госпошлины 300 рублей, услуг представителя 15000 рублей, услуг нотариуса за удостоверение доверенности 800 рублей.
З и ее представитель Ц в судебном заседании на исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика Ч исковые требования не признала.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истицы просит решение суда отменить. Усматривая наличие правовых оснований для включения в стаж спорных периодов, просит вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав объяснение сторон, дав оценку материалам дела, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) в пределах доводов жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, постановленным с правильным применением норм материального и процессуального права.
Согласно трудовой книжке З проходила службу в ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по УР с 18 июня 1998 года по 8 июля 1999 года в должности врача-методиста учреждения ЯЧ-91/4 г.Ижевск УАССР; в период с 9 июля 1999 года до настоящего времени служит в уголовно-исполнительной системе.
Согласно пенсионному удостоверению серия Т-Ш N З назначена пенсия по старости с 26.03.2014 г. в размере 3844 руб. 98 коп. бессрочно.
17 мая 2012 года истица обратилась с письменным заявлением к ответчику о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику.
15 июня 2012 года решением пенсионного органа N З в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 30 лет стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Из содержания решения усматривается, что ответчиком не включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период службы истицы в ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по УР с 01.11.1999 г. по 17.05.2012 г. Истица не оспаривает, что в спорный период она занимала аттестованную должность и является военнослужащей. Ответчиком на 17 мая 2012 года стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии установлен продолжительностью 19 лет 10 месяцев 6 дней.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, руководствовался п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ, действовавшего в момент вынесения оспариваемого решения и регулирующего спорные правоотношения), согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста, в том числе, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
В силу п. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков в выслуге для назначения пенсий в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитываются периоды до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 г. - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья от 22 сентября 1999 г.
Согласно подпункта "н" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (вступившего в силу с 01.01.2015г.) Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 с учетом положений абзаца четвертого пункта 2 указанного постановления применяется для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
В соответствии с действовавшим в спорный период постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Абзац 4 пункта 2 вышеназванного постановления предусматривает, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
Периоды службы по ранее действовавшему пенсионному законодательству включались в специальный стаж (стаж медицинской деятельности) только до 01 ноября 1999 года.
После 1 ноября 1999 года Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N 1066, а также Список от 29.10.2002 г. N 781, не предусматривают включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов службы в правоохранительных органах либо в составе Вооруженных Сил.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к анализу пенсионного законодательства, регулирующего порядок включения военной службы в страховой стаж, который не является тождественным правовому понятию стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, порядок подсчета которого урегулирован в специальных нормах, к каким относятся Список и Правила от 29.10.2002 N 781, а также ранее действовавшие Списки и Правила N 464 от 06.09.1991, N1066 от 22.09.1999г.
Служба в системе учреждений исполнения наказаний является особым видом государственной службы, правовое положение военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 года N 380-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
По смыслу п. 1 ст. 12 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
Согласно ст. 12 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих) на условиях и по нормам, установленным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", могут назначаться пенсии проживающим в Российской Федерации лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и семьям этих лиц по их желанию.
В соответствии с п. 4 ст. 13 ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Совокупный анализ вышеизложенных норм дает основание для вывода о том, что федеральный законодатель сохраняет военнослужащим и сотрудникам правоохранительных право на получение страховой пенсии в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственном пенсионному обеспечению), либо при их волеизъявлении на назначение этого вида пенсии, а также гарантирует возможность включения периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы в общий страховой стаж для назначения страховой пенсии. При этом, законодатель не предусматривает возможность зачета тех же периодов службы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, являющейся более льготным вариантом назначения пенсии в сравнении со страховой пенсией. При этом, законодатель также не предусмотрел возможность перехода с досрочной трудовой пенсии на пенсию по выслуге лет и наоборот.
В апелляционной жалобе дано абсолютно неверное толкование п.2 ст. 3 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении", закрепляющему право выбора пенсии при наличии одновременного права на различные виды пенсии. Такое право закреплено и в ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, а также в ст. 7 ФЗ "О страховых пенсиях". Истица могла иметь право выбора одного из видов пенсии в случае, если бы на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 17 мая 2012 года приобрела право на пенсию по выслуге лет при наличии выслуги продолжительностью 20 лет и более, требуемой для назначения этого вида пенсии, в соответствии с п. "а" ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, либо выработала стаж требуемой продолжительности, 30 лет лечебной деятельности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Поскольку истица на момент подачи заявления о назначении пенсии не выработала стаж лечебной деятельности требуемой продолжительности, право на досрочное назначение этого вида пенсии у неё не возникло, что лишает её право выбора видов пенсии.
Судебная коллегия в оценку права истицы на пенсию по выслуге лет не входит, поскольку эти обстоятельства не заявлены в качестве предмета и основания исковых требований. Вместе с тем, судебная коллегия обращает внимание на то, что истица, в силу гарантий, закрепленных в ст. 5 ФЗ "О страховых пенсиях" и ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, сохраняет право выбора на назначение страховой пенсии либо пенсии по выслуге лет.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном применении и толковании пенсионного законодательства, регулирующего порядок подсчета стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и порядок подсчета сроков выслуги, дающего право на назначении пенсии по выслуге лет, как военнослужащему.
Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований к отмене или изменению решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 12 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истицы З - Ц - без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Анисимова
Судьи И.Л. Глухова
Т.В. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.