Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Никитиной Г.Н.
при секретаре Коваленко Т.А.
с участием представителя ООО "Ремонтно-монтажное специализированное управление -Технология"" - Хряковой В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-монтажное специализированное управление -Технология" об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Ремонтно-монтажное специализированное управление -Технология" обратилось в Новосибирский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявленных требований общество указало, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ххх, площадью 1666 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения кафе, адрес (местоположение): "адрес"
Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года N 535-п были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области, согласно которым по состоянию на 01.01.2010 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ххх определена в размере 4744 718 рублей 02 копейки.
Считает, что указанная выше кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права заявителя как налогоплательщика, поставленной в зависимость от кадастровой стоимости объекта (л.д. 3-10 т. 1).
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ххх, площадью 1666 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения кафе, расположенного по адресу: Российская "адрес" равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2010 года в размере 573171 рубль 00 копеек.
В судебном заседании представитель ООО "Ремонтно-монтажное специализированное управление -Технология"" - Хрякова В.С. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители Правительства Новосибирской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, администрации р.п. Линево Искитимского района Новосибирской области не явились, представили письменные отзывы на заявление, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени, месте, дате судебного разбирательства, причину неявки суду не сообщили.
Согласно позициям, изложенным в ранее представленных отзывах, представитель Правительства Новосибирской области указал, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются (л.д. 109-111, 217-219,227-229 т. 2).
Представитель Управления Росреестра по Новосибирской области полагал, что представленный отчет не может свидетельствовать о формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Имеющаяся судебная практика по спорным вопросам подтверждает, что превышение кадастровой стоимости над рыночной не указывает на недостоверность таких сведений. Возможность установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной в судебном порядке является альтернативным способом установления налогооблагаемой базы. Так как представленного экспертного заключения не достаточно для подтверждения действительной рыночной стоимости спорного земельного участка, действительную его рыночную стоимость может подтвердить только экспертиза на подтверждение стоимости объекта оценки (л.д. 115-119 т. 2).
Представитель администрации рабочего поселка Линево Искитимского района Новосибирской области полагает, что заявление ООО "Ремонтно-монтажное специализированное управление -Технология" не может быть удовлетворено, поскольку поступление в местный бюдет дохода в части земельного налога уменьшится в 8 раз.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, вступившим в силу с 15 сентября 2015 года, регулируется порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии с положениями Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации дело рассматривается судом по правилам главы 25 указанного кодекса в порядке производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Выслушав представителя административного истца, допросив эксперта Е., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения(пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В силу положений абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из постановления Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года N 535-п, сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов в Новосибирской области и не являются результатом кадастровой оценки стоимости каждого участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Из материалов дела следует, что подаче заявления о пересмотре кадастровой стоимости в суд предшествовало обращение заявителя 29 декабря 2014 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области.
Согласно уведомлению Комиссии по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по Новосибирской области от 12 января 2015 года, заявление ООО "Ремонтно-монтажное специализированное управление -Технология" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ххх было возвращено заявителю, с указанием на обстоятельство, что в отношении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, полученных по договорам на проведение государственной кадастровой оценки, заключенным после шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, законодательством об оценочной деятельности не предусмотрено (л.д. 227-230 т. 1).
В судебном заседании установлено и подтверждается представленной копией свидетельства о государственной регистрации права, что ООО "Ремонтно-монтажное специализированное управление-Технология" является собственником земельного участка с кадастровым номером ххх, площадью 1666 кв. м., категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения кафе, расположенного по адресу: "адрес"(л.д. 236 т. 1).
Согласно кадастровой справке земельного участка с кадастровым номером ххх кадастровая стоимость определена в размере 4744718,02 руб. (л.д. 237 т. 1 )
С целью определения рыночной стоимости земельного участка по заказу ООО "Ремонтно-монтажное специализированное управление-Технология" проведена его оценка.
Согласно отчету N 854-Р об определении рыночной стоимости земельного участка от 15 ноября 2014 года, выполненного оценщиком ООО "Союз независимых оценщиков и консультантов" Х. рыночная стоимость объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером ххх по состоянию на 1 января 2010 года составляет 573171,00 руб. (л.д. 1-98 т. 2).
В качестве доказательств, подтверждающих соответствие отчета оценщика требованиям законодательства, заявитель представил экспертное заключение N 1187/Н-14 от 24 декабря 2014 года Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство (л.д. 238-258 т. 1)
По инициативе суда была проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка (л.д. 157-159 т. 2).
Согласно заключению судебного эксперта N 1449/9-2 от 18 августа 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ххх по состоянию на 1 января 2010 года составляет 2982023,38 руб.
Согласно частям 2 и 3 статьи 86 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 данной статьи суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая указанное выше экспертное заключение 1449/9-2 от 18 августа 2015 год суд не усматривает оснований сомневаться в достоверности и обоснованности выводов о рыночной стоимости земельных участков. Экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы содержат ответ на поставленные судом вопросы. Экспертиза проведена с соблюдением установленного процессуального порядка, лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов и имеющими длительный стаж экспертной работы. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, что подтверждается подписками (л.д. 174,175 т. 2).
Эксперт Е. в судебном заседании ответил на вопросы представителя административного истца относительно отклонения и выбора объектов-аналогов, применения корректировки и другие. Приведенные экспертом доводы суд находит убедительными, а доводы представителя юридического лица о нарушении экспертом требований Федеральных стандартов оценки-несостоятельными.
При этом доводы представителя административного истца о неполноте и недостоверности экспертного заключения суд отклоняет как несостоятельные, поскольку какими-либо допустимыми доказательствами указанные доводы не подтверждаются и по существу являются субъективным мнением представителя, который специальных познаний в соответствующий области знаний не имеет.
В связи с чем, оснований для признания заключения судебной экспертизы N1449/9-2 от 18 августа 2015 года недопустимым доказательством не имеется.
Между тем, оценивая представленный административным истцом отчет N 854-р от 15 ноября 2014 года суд не может признать его достоверным.
Из сопоставления отчета N 854-р об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненного оценщиком ООО "Союз независимых оценщиков и консультантов" Х. и заключения судебного эксперта N1449/9-2 следует, что рыночная стоимость земельного участка определена со значительным расхождением в суммах, что свидетельствует о противоречиях в соответствующем отчете и заключении. Рыночная стоимость в отчете значительно меньше установленной кадастровой стоимости и рыночной стоимости, определенной судебной экспертизой.
Кроме того, как следует из экспертного заключения N1449/9-2, признанного судом достоверным доказательством, оценщиком ООО "Союз независимых оценщиков и консультантов" не соблюдены требования к содержанию отчета, информация, использованная при исследовании достоверной, недостаточной, проверяемой не в полном объеме. (л.д. 197 т. 2).
При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводами административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной в размере 573171 руб. 00 коп.
Между тем, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки используемого ООО "Ремонтно-монтажное специализированное управление-Технология" земельного участка его рыночной стоимости, поскольку доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении N1449/9-2 об установлении рыночной стоимости выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, в материалы дела не представлено. Суд полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, а именно об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной заключением судебного эксперта N1449/9-2 от 18 августа 2015 года.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-монтажное специализированное управление -Технология" об установлении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ххх, площадью 1666 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения кафе, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости - 2982023 рубля 38 копеек руб., определенной по состоянию на 01 января 2010 года.
Дата обращения общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-монтажное специализированное управление -Технология" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области - 29.12.2014 года.
Решение может быть обжаловано в месячный срок, со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Новосибирского областного суда.
Председательствующий по делу Никитина Г.Н.
Решение вступило в законную силу 20 ноября 2015г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.