Судебная коллегия по административным делам
Новосибирского областного суда
в составе:
Председательствующего Рытиковой Т.А.
Судей Быковой В.Б., Петруниной И.Н.
При секретаре Елисейкиной В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Новосибирской области на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 24 июня 2015 года по заявлению Бармина Р.Е. о признании незаконным отказа в совершении регистрационного действия, обязании устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи областного суда Быковой В.Б., объяснения представителя ГУ МВД России по Новосибирской области Гавриневой М.А., судебная коллегия
установила:
Бармин Р.Е. обратился в суд с иском, просил признать незаконным отказ УГИБДД ГУ МВД РФ по Новосибирской области от 14.07.2014 в совершении регистрационного действия по замене рамы, по основанию обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем; обязать УГИБДД ГУ МВД РФ по Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения регистрационного действия по внесению изменения в регистрационные данные транспортного средства - автомобиль марки "данные изъяты", 2004 года выпуска, государственный регистрационный знак N, паспорт транспортного средства "адрес", в связи с заменой шасси (рамы).
В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит вышеуказанный автомобиль, который попал в дорожно-транспортное происшествие, в результате чего оказалась повреждена рама транспортного средства. Бармин Р.Е. приобрел у индивидуального предпринимателя Воробьевой Н.М. новую раму в сборе за "данные изъяты", что подтверждается чеком от ДД.ММ.ГГГГ, в целях замены старой рамы, пришедшей в негодность из-за дорожно-транспортного происшествия. В июле 2014 года Бармин Р.Е. обратился в управление государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД РФ по Новосибирской области с заявлением о внесении изменений в паспорт транспортного средства в связи с заменой рамы, однако отказано в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия по замене рамы на основании абзаца 4 пункта 24 Административного регламента, с указанием на то, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами имеющими скрытую, поддельную измененную или уничтоженную идентификационную маркировку (письмо N от ДД.ММ.ГГГГ). Заявитель полагал, что указанный отказ в производстве регистрационных действий является незаконным и препятствует осуществлению заявителем правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, понуждает к несению необоснованных расходов на покупку нового транспортного средства.
Решением Центрального районного суда города Новосибирска от 24 июня 2015 года заявление Бармина Р.Е. удовлетворено. Признан незаконным отказ УГИБДД ГУ МВД РФ по Новосибирской области от 14.07.2014 в совершении регистрационного действия по замене рамы, по основанию обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем. На УГИБДД ГУ МВД РФ по Новосибирской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения регистрационного действия по внесению изменения в регистрационные данные транспортного средства - автомобиль марки "данные изъяты", 2004 года выпуска, государственный регистрационный знак N, паспорт транспортного средства "адрес", в связи с заменой шасси (рамы).
С данным решением не согласно ГУ МВД России по Новосибирской области. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указано, что в результате замены кузова или рамы, автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер транспортного средства, происходит фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией-изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства, что впоследствии приведет к невозможности его идентификации. Таким образом, осуществление регистрационных действий по замене рамы с транспортным средством марки "данные изъяты" государственный регистрационный знак N, не представляется возможным по причине обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем. Кроме того, после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия права. Отмечает, что в соответствии с пунктом 24 Административного регламента, утвержденного приказом МВД N 05 от 07.08.2013 применение ограничения регистрационных действий законодатель связывает с фактом изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортное средство организацией-изготовителем.
В судебном заседании представитель ГУ МВД России по Новосибирской области Гавринева М.А. поддержала доводы жалобы.
Бармин Р.Е., извещенный о времени и месте рассмотрения дела по известному суду месту жительства, в судебное заседание не явился, представителя не направил.
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со статьей 308 КАС РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Бармин Р.Е. является собственником автомобиля автомобиль марки "данные изъяты", 2004 года выпуска, г/н N. ДД.ММ.ГГГГ с участием указанного автомобиля произошло ДТП, в результате которого автомобилю были причинены механические повреждения, в том числе деформирована рама. ДД.ММ.ГГГГ Бармин Р.Е. приобрел у индивидуального предпринимателя Воробьевой Н.М. новую раму в сборе за "данные изъяты", в целях замены старой рамы, пришедшей в негодность в результате дорожно-транспортного происшествия.
В июле 2014 года Бармин Р.Е. обратился в Управление ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области с заявлением о внесении изменений в паспорт транспортного средства в связи с заменой рамы на принадлежащем ему на праве собственности автомобиль марки "данные изъяты", 2004 года выпуска, госномер N
Письмом от 14.07.2014 исх. N 2929 исполняющим обязанности начальника Трещевым В.Г. отказано в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия по замене рамы на основании абзаца 4 пункта 24 Административного регламента с указанием на то, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами имеющими скрытую, поддельную, измененную или уничтоженную идентификационную маркировку.
Удовлетворяя заявление Бармина Р.Е., суд первой инстанции исходил из положений статьи 35 Конституции РФ, статьи 209 ГК РФ, пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", положения Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, и пришел к выводу, что отказ должностного лица в получении государственной услуги по совершению регистрационного действия в связи с заменой рамы транспортного средства является незаконным. В соответствии с действующим законодательством не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не производятся регистрационные действия только с транспортными средствами, имеющими скрытую, поддельную, измененную или уничтоженную идентификационную маркировку, при этом действующий административный регламент по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним не содержит положений, запрещающих замену номерных агрегатов, в том числе рамы. То обстоятельство, что в данной ситуации утрачивается ранее установленный производителем идентификационный номер и автомобиль меняет регистрационные данные, не свидетельствует об уничтожении идентификационной маркировки по смыслу Административного регламента, и как следствие, не препятствует совершению регистрационных действий.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неверном толковании норм права и фактических обстоятельств дела.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 1 ГК РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 209 ГК РФ раскрывает содержание права собственности, реализация которого в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности.
Действующим законодательством транспортные средства отнесены к источникам повышенной опасности, что обуславливает необходимость установления для них особого правового режима, связанного с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья (не только окружающих, но и водителей, пассажиров), имущества третьих лиц, и подлежат по этому регламентации как нормами гражданского, так и административного законодательства.
Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 данного Федерального закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Процедуры удостоверения такого соответствия в период рассмотрения УГИБДД ГУ МВД РФ по Новосибирской области заявления Бармина Р.Е. были предусмотрены, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств".
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Статья 2 указанного закона также определяет, что под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.
Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденными приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001.
В соответствии с пунктом 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: если обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Согласно пункту 51 Правил при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Пунктом 24 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД РФ от 07.08.2013 N 605, установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или для отказа в предоставлении государственной услуги.
Так, государственная услуга не предоставляется в случае: представления транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах, а также обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличие сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
В действовавшем в период рассмотрения УГИБДД ГУ МВД РФ по Новосибирской области заявления Бармина Р.А. наставлении по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденном приказом МВД Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240, давалось пояснение, согласно которому изменение конструкции транспортного средства - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
В данном случае Барминым Р.Е. произведена замена рамы автомобиля на раму как он указывает, аналогичного типа.
Между тем, рама автомобиля является основным элементом транспортного средства, на котором нанесен его идентификационный номер (VIN), уникальным, указываемым в документах на транспортное средство, позволяющим идентифицировать это транспортное средство.
При замене основных элементов базового транспортного средства происходит фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией-изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства, что делает невозможной его идентификацию, а транспортное средство фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер.
Согласно пункту 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
В силу пунктов 81 и 82 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения МВД России по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. По результатам рассмотрения представленных документов подразделение МВД России оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности или отказывает в его выдаче с указанием причин.
В результате замены кузова или рамы (шасси) автомобиль утрачивает основной элемент базового транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, которое может быть допущено к участию в дорожном движении после проведения оценки его соответствия требованиям безопасности, в том числе в порядке, установленном Техническим регламентом.
Таким образом, вне зависимости от того, что взамен прежних установлены аналогичные основные элементы транспортного средства заводского производства, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что транспортное средство не утратило прежние основные элементы и фактически осталось базовым транспортным средством.
При оценке транспортного средства на соответствие требованиям проверяется, в том числе безопасность работ по установке (замене) основных элементов.
Выпуск транспортного средства после замены кузова или рамы (шасси) в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности, является нарушением требований названных положений действующего законодательства.
Следовательно, в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств единственным документом, подтверждающим соответствие транспортного средства, в конструкцию которого внесены изменения, требованиям безопасности дорожного движения, является выдаваемое подразделением МВД России свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Фактически Барминым Р.Е. в связи с заменой рамы в конструкцию транспортного средства были внесены изменения, однако свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности им в УГИБДД ГУ МВД РФ по Новосибирской области не представлялось.
При этом представленное доказательство приобретения рамы (л.д.9) лишь подтверждает приобретение в ИП Воробьева Н.М. рамы в сборе "данные изъяты", однако, те обстоятельства, где была изготовлена данная рама, соответствовала она предъявляемым к данному изделию требованиям, могла ли быть установлена на автомашину, принадлежащую Бармину Р.Е., при том, что модификация этой автомашины - "данные изъяты", доказательствами не подтверждены. Представленная электронная переписка (л.д.69-70), также не свидетельствует о том, что приобретенная и установленная Барминым Р.Е. рама взамен поврежденной, соответствует стандартам и безопасна в использовании.
Основания, препятствующие осуществлению регистрационных действий (пункт 24 Административного регламента), направлены на то, чтобы устранить возможность допуска к участию в дорожном движении транспортного средства, не соответствующего требованиям безопасности, который может быть источником опасности для остальных участников движения и граждан.
Таким образом, поскольку основания, препятствующие регистрации в Госавтоинспекции транспортных средств, прежде всего, направлены на то, чтобы устранить любую возможность допуска к участию в дорожном движении автомобиля, который может быть источником опасности для остальных участников движения и граждан, у УГИБДД ГУ МВД РФ по Новосибирской области имелись основания для отказа в регистрации принадлежащего Бармину Р.А. транспортного средства.
Вышеуказанные нормы права и обстоятельства судом первой инстанции при разрешении спора учтены не были, в связи с чем при таких обстоятельствах, учитывая изложенное, решение суда законным и обоснованным признать нельзя и оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Бармину Р.Е. в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемые действия были совершены в соответствии с законом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Новосибирска от 24 июня 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных Барминым Р.Е. требований о признании незаконным отказа УГИБДД ГУ МВД РФ по Новосибирской области от 14.07.2014 в совершении регистрационного действия по замене рамы отказать, апелляционную жалобу ГУ МВД России по Новосибирской области удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.