Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Петруниной И.Н.
судей Никитиной Г.Н., Разуваевой А.Л.
при секретаре Низаметовой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 15 декабря 2015 г. дело по апелляционной жалобе Коновальчикова Ярослава Андреевича на решение Кировского районного суда г.Новосибирска от 7 сентября 2015г., которым в удовлетворении требований Коновальчикова Я.А. о признании незаконным бездействия командира воинской части N 26345, военного комиссара Военного комиссариата Тимашевского района Краснодарского края, командующего войсками Южного военного округа, военного комиссара Военного комиссариата Краснодарского края отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Никитиной Г.Н., судебная коллегия
установила:
Коновальчиков Я.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными бездействий вышеуказанных должностных лиц (л.д. 5-11).
В обоснование заявления указал, что проходил военную службу с 17.12.1998г. в воинской части N 26345 ВВС и ПВО (Краснодарский край, г. Новороссийск), в ходе которой, во время несения боевого дежурства получил тяжелое огнестрельное ранение.
В результате военной травмы был досрочно уволен с военной службы по призыву.
О том, что ему положена страховая выплата командованием воинской части ему сообщено не было, каких-либо справок ему не выдавалось.
Решением ВВК при Тимашевском ОВК Краснодарского края был освобожден от воинской обязанности по основанию ст. 27а, 47б Расписания болезней, утвержденных Советом Министров Правительства РФ N 315 1995г. и снят с воинского учета. Более никаких действий от Военного комиссариата Тимашевского района не последовало.
До истечения года после досрочного увольнения со службы 10.02.200г. ему присвоена 3-я группа инвалидности.
Таким образом, воинской частью N 26345 и военным комиссариатом Тимашевского района Краснодарского края был нарушен порядок организации в Минобороны РФ обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, утвержденный Приказом Минобороны РФ от 10.10.1998г. N 455 "Об организации в Минобороны РФ обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы", действующий во время его службы.
Пунктом 2 Порядка установлено, что командиры воинских частей, военные комиссары обязаны обеспечить в соответствии с прилагаемой Инструкцией выплаты страховых сумма военнослужащим в размерах, порядке и на условиях. Предусмотренных Федеральным законом от 28.03.1998 N 52-ФЗ, знакомить при призыве на военную службу застрахованных лиц с правилами, порядком и условиями проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих. В нарушение этих норм командир воинской части, военный комиссар Военного комиссариата Тимашевского района Краснодарского края не ознакомили его с правилами, порядком и условиями проведения обязательного государственного страхования.
В соответствии с п. 10 вышеуказанного Порядка увольняемым с военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, в связи с признанием их ВВК негодными или ограниченно годными к военной службе воинской часть выдается заверенная в установленном порядке копия свидетельства о болезни для предоставления ее в страховую организацию на предмет решения вопроса о выплате страховых сумм. Документы оформляются и предоставляются в страховую организацию через военный комиссариат по месту жительства.
Учитывая требуемый согласно Постановлению Правительства РФ от 29.07.1998 N 855 перечень документов он располагал только справкой медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности.
Остальные документы обязаны были подготовить и направить воинская часть и военный комиссариат.
В результате бездействий должностных лиц ему были созданы необоснованно, незаконные препятствия в реализации права.
Причитающиеся ему выплаты в настоящее время обесценились, когда он мог пройти лечение и реабилитацию.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен Коновальчиков Я.А.
В апелляционной жалобе им ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового судебного акта об удовлетворении требований.
Суд при постановлении решения применил закон, регулирующий иные правоотношения, а именно приказы Минобороны РФ от 10.10.1998 N 455 и от 29.07.1998 N 855, регламентирующие порядок обеспечения государственного страхования.
Апеллянт не согласен с выводом суда о том, что им не доказано нарушение его прав, так как нарушение установлено прокурорской проверкой Военной прокуратуры Новороссийского гарнизона (результат N 5335 от 4.09.2015г.). Данное доказательство не было представлено в суд первой инстанции, так как получено им после вынесения решения.
Судом также не учтен характер уставных воинских отношений командиров и военнослужащих, выраженных в возложении на воинских должностных лиц обязанностей по исполнению приказа от 2.02.1999 N 55 об обеспечении единовременной выплаты.
Бездействие выразилось в неисполнении указанного приказа и Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Судом неверно установилзаявительный характер единовременной выплаты, так как она не является добровольной, а обязательной в связи с признанием негодным к военной службе.
Административными ответчиками не представлено пояснений, почему они не подготовили и не направили документы.
Суд принял решение, основываясь на противоречивых доказательствах, предположениях, в отсутствие доказательств законности бездействия административных ответчиков.
Так суд одновременно утверждает, что нарушения прав административного истца не произошло, в то время как указывает на пропуск срока для подачи жалобы.
Судом необоснованно исчислен срок исковой давности не с момента, когда лицу стало известно о нарушении его права, а с момента самого нарушения.
О бездействии ему стало известно из письма Минобороны от 22.07.2015г. N 217/6/2067, из которого ему стало известно о причитающихся по трем основаниям страховых выплатах.
Решение суда не учитывает правовую позицию Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", согласно которой к бездействию относится неисполнение органом государственной власти. Должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативно-правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. Указанный довод подтверждается судебной практикой (определение Верховного суда Чувашской Республики от 27.05.2013 N33-1758/13).
Кроме того, в обзоре судебной практики рассмотрения гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 2012г. Военной коллегии Верховного Суда РФ, указано, что течение этого срока начинается со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и свобод, а не с момента самого нарушения.
Точная дата, когда лицу стало известно о нарушении его прав и свобод, которая с моментом собственно нарушения этих прав и свобод совпадает не всегда (Определение Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 5-н-313/06).
О нарушении его прав ему стало известно 28.03.2015г. из письма Минобороны РФ от 18.03.2015г. N 217/6/731. Последним днем для обращения в суд считает, является 29.06.2015г.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда приходит к следующему.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. до 15 сентября 2015 года) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. до 15 сентября 2015 года).
В соответствии с частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. до 15 сентября 2015 года) суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определены Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников федеральных органов налоговой полиции".
В соответствии с абзацами 3,6 части 1 статьи 4 названного Федерального закона страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащего", военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), выплачивается в равных долях единовременное пособие. При досрочном увольнении военнослужащих с военной службы (отчислении с военных сборов граждан, призванных на военные сборы) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие.
В соответствии с п. 16 Инструкцией об организации в Министерстве обороны Российской федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (приложение N 1 к приказу Министра обороны РФ от 10 октября 1998 г. N 455), для решения вопроса о выплате страховых сумм, воинские части, а также сами застрахованные или выгодоприобретатели оформляют и представляют в страховую организацию документы, установленные перечнем документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 7 июля 1999 года Коновальчиковым Я.А. получена травма, которая была отнесена к категории "военная травма". 28 декабря 1999 года заявитель был досрочно уволен с военной службы по призыву на основании приказа N277 от 28 декабря 1999 года. 10 февраля 2000 года ему была присвоена 3 группа инвалидности вследствие военной травмы.
Отказывая Коновальчикову Я.А. в удовлетворении требований, суд первой инстанции, принимая во внимание положение части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. до 15 сентября 2015 года), пришел к выводу о том, что факт бездействия командира воинской части N26345, военного комиссара военного комиссариата Тимашевского района Краснодарского края, в результате которого нарушены права заявителя, последним доказан не был.
Кроме того, суд пришел к выводу о пропуске срока обращения в суд.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
Как правильно указал суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные правовые нормы, получение застрахованным лицом причитающихся ему страховых выплат является правом, а не обязанностью данного лица и носит заявительный характер.
Согласно пункту 3 статьи 7 приказа Министерства обороны Российской Федерации N455 от 10 октября 1998 года "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы", в целях своевременной выплаты страховых сумм воинские части, военные комиссариаты обязаны оказывать застрахованным лицам содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм.
Между тем, судом установлено, что Коновальчиков Я.А. с соответствующими письменными заявлениями о выплате страховых сумм по случаю установления инвалидности и досрочного увольнения с военной службы не обращался. При этом доказательств, подтверждающих создание ему препятствий для обращения с заявлением о выплате страховых сумм именно со стороны указанных им лиц, не представлено, а судом таковых не установлено.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что Коновальчиков Я.А. вправе обратиться за защитой своего нарушенного права в порядке гражданского судопроизводства.
Довод жалобы апеллянта о неправильном исчислении срока, предусмотренного частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признает основанным на неверном толковании процессуальной нормы. Судом первой инстанции обоснованно исчислил срок с момента, когда апеллянт узнал о нарушении своих прав, а не с момента самого нарушения, как указывает Коновальчиков Я.А в жалобе.
Доводы жалобы апеллянта о том, что срок на обращение в суд с соответствующими требованиями им не пропущен, поскольку о бездействии ему стало известно из письма Министерства обороны Российской Федерации от 22 июля 2015 года, судебной коллегией отклоняется.
Апеллянтом была получена тяжелая травма и впоследствии сам апеллянт не оспаривал факта того, что им были получены все документы для получения инвалидности в Центральном военном клиническом госпитале г. Москвы. Таким образом, о нарушении своих прав апеллянт узнал не позднее 2000 года. Доводы жалобы апеллянта о его юридической неграмотности не могут быть признаны уважительной причиной пропуска срока.
Не может согласиться судебная коллегия с доводом апеллянта о том, что нарушения со стороны заинтересованного лица установлены прокурорской проверкой Военной прокуратуры Новороссийского гарнизона, в которой указано лишь о том, что права Коновальчикова Я.А. нарушены тем, что до настоящего времени не выплачены страховые суммы в связи с получением инвалидности вследствие военной травмы до истечения года с момента увольнения с военной службы по призыву. При этом факт незаконного бездействия в указанной части со стороны Военного комиссариата указанной проверкой не установлен.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, оснований для отмены законного и обоснованного решения суда, постановленного с учетом правильного применения норм материального и процессуального права, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
Решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 7 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коновальчикова Я.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.