Судья Новосибирского областного суда Разуваева А.Л., при секретаре В., рассмотрела в открытом судебном заседании жалобу ООО "Гранд-Торг" на решение судьи Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 28 августа 2015 г., которым оставлено без изменения постановление старшего государственного инспектора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 08.05.2015 в отношении ООО "Гранд-Торг" о привлечении общества к административной ответственности.
Заслушав объяснения представителя ООО "Гранд-Торг" Федоровой Н.В., представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области Гилевой С.Н., судья
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 08.05.2015 ООО "Гранд-Торг" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении указано, что ООО "ГрандТорг" в нарушение требований ст.16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному" надзору от 08 июля 2006 года N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" не внесло в установленный срок плату за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов) за 1,2,3,4 кварталы 2013 года, 1,2,3 кварталы 2014 г.
Действия (бездействие) ООО "Гранд-Торг" квалифицированы должностным лицом по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, ООО "Гранд-Торг" подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ООО "Гранд-Торг" обратилось в суд с жалобой, в которой указало на несогласие с выводами должностного лица о наличии в действиях общества состава административного правонарушения.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось ООО "Гранд-Торг".
В жалобе, поданной в порядке ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена просьба об отмене решения судьи Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 28 августа 2015 г.
В обоснование жалобы указано на отсутствие у должностного лица вынесшего постановление о привлечении ООО "Гранд-Торг" полномочий на осуществление надзора за сроками внесения платежей за плату за негативное воздействие на окружающую среду.
По мнению заявителя, представленные доказательства свидетельствуют об отсутствии у ООО "Гранд-Торг" обязанности по внесению платы, поскольку у заявителя заключен договор с ИП Е. на вывоз и размещение на полигоне отходов деятельности ООО "Гранд-Торг". Кроме того, по мнению заявителя, часть вывозимых ИП Е. отходов, последний использует для извлечения полезных компонентов для повторного использования.
Жалоба подана в установленной ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок, препятствий к рассмотрению жалобы не усматривается.
Проверив в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
При этом под обращением с отходами названной нормой подразумевается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под накоплением отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). Пунктом 9 названного Постановления предусмотрено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 апреля 2007 года N 204 расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа, следующего за отчетным кварталом.
В соответствии с п. 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года N 557 срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым является календарный квартал (п. 2 данного Приказа).
Административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотрена ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установлено судьей и подтверждается материалами дела, к видам деятельности ООО "Гранд-Торг" относится оптовая и розничная торговля на территории г. Новосибирска в сети магазинов "Быстроном" расположенных в Дзержинском, Ленинском и Кировском районах г.Новосибирска.
На территории предприятия расположены участки, при эксплуатации которых: образуются отходы: административные, торговые, складские, бытовые помещения.
Накопление отходов осуществляется в железных, картонных и пластиковых емкостях урнах, коробках, контейнерах) на участках, при эксплуатации которых образуются отходы.
В ходе проверки выявлено, что твердые бытовые отходы по мере накопления транспортируются наемным транспортом и передаются индивидуальному предпринимателю Е., согласно договора от 01.01.2012г. N 2 на транспортировку твердо-бытовых и промышленных отходов 4 и 5 класса опасности, для размещения на специализированном полигоне ТБО.
Предметом договора является оказание услуг по транспортировке твердо бытовых и промышленных отходов 4-5 классов опасности от места нахождения контейнерной площадки объекта накопления отходов) в порядке планово-регулярной очистки, согласно полученным заявкам.
Согласно ежемесячных актов выполненных работ индивидуальным предпринимателем Е. осуществлена транспортировка твердо-бытовых отходов на полигон:
- за 2013 год - 2043 м 3 ТБО;
- за январь 2014 года - 233 м 3;
- за июль 2014 года - 209 м 3;
- за октябрь 2014 года - 209 м 3.
Постанавливая решение, судья районного суда пришел к выводу, что действия (бездействие) ООО "Гранд-Торг" образуют состав административного правонарушения и правильно квалифицированы должностным лицом по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья исходил из того, что вина ООО "Гранд-Торг" в нарушении требований законодательства регулирующего порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, нашла полное подтверждение в ходе судебного разбирательства и установлена на основании исследованных судьей доказательств.
Так, вина ООО "Гранд-Торг" подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении от 29.12.2014
- материалами проверки, в том числе актом от 29.12.2014, составленного по результатам плановой выездной проверки ООО "Гранд-Торг", и другими доказательствами.
Нахожу выводы судьи районного суда законными, обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам.
Доводы жалобы ООО "Гранд-Торг" на отсутствие у должностного лица вынесшего постановление о привлечении ООО "Гранд-Торг" полномочий на осуществление надзора за сроками внесения платежей за плату за негативное воздействие на окружающую среду подлежат отклонению. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения судьей районного суда и обоснованно судьей отклонены как основанные на неверном понимании норм действующего законодательства.
Доводы жалобы с указанием на наличие договорных отношений с ИП Е., также подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют об отсутствии в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения.
В силу ст. 4 Закона об отходах производства и потребления установлено, что отходы являются объектом права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Данным Законом определен момент возникновения права собственности на отходы (момент образования отхода) и приобретатель данного права. Согласно гражданскому законодательству, отходы считаются размещенными их собственником даже в случае, если для целей вывоза отходов привлекаются сторонние организации. В этом случае наличие договора не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества (опасности) отходов. Все обязанности в отношении своего имущества (бремя содержания имущества), в частности и отходов производства и потребления, возлагаются на собственника (ст. 210 ГК РФ).
Собственник отходов является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, таким образом, передача отходов организации оказывающей услуги по их вывозу, приемке с последующим их размещением, хранением, переработкой и утилизацией (при наличии договорных обязательств), не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, сам по себе факт наличия у ООО "Гранд-Торг" наличия договора с ИП Е. на транспортировку твердо-бытовых и промышленных отходов 4 и 5 класса опасности, для размещения на специализированном полигоне ТБО не свидетельствует об отсутствии у ООО "Гранд-Торг" обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку не подтверждает факта перехода права собственности на отходы от ООО "Гранд-Торг" к иным лицам.
Каких-либо иных доводов, имеющих правовое значение по настоящему делу, жалобы не содержит.
Между тем, из постановления усматривается, что ООО "Гранд-Торг" вменено в вину невнесение в установленный срок платы за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов) за 1,2,3,4 кварталы 2013 года, 1,2,3 кварталы 2014 г.
Срок привлечения к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
составляет один год.
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, поскольку законом предусмотрен срок, в течение которого ООО "Гранд-Торг" обязано было выполнить возложенную на него законом обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, то административное правонарушение предусмотренное ст. 8.41 КоАП РФ, совершенное ООО "Гранд-Торг", не является длящимся.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 г. должна быть внесена не позднее 20 апреля 2013 г., за 2 квартал - не позднее 20 июля 2013 г., за 3 квартал - не позднее 20 октября 2013 г., за 4 квартал - не позднее 20 января 2014 г., за 1 квартал 2014 г. не позднее 20 апреля 2014 г., за 2 квартал 2014 г. - не позднее 20 июля 2014 г., за 3 квартал 2014 г.- не позднее 20 октября 2014 г.
Следовательно, привлечение ООО "Гранд-Торг" за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 кварталы 2013 года и 1 квартал 2014 г. состоялось за пределами срока установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, что судьей районного суда оставлено без внимания.
Таким образом, из постановления старшего государственного инспектора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 08.05.2015 и решения судьи указание на нарушение ООО "Гран-Торг" требований закона о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 кварталы 2013 года и 1 квартал 2014 г. подлежит исключению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 08.05.2015, решение судьи Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 28 августа 2015 г. оставить без изменения, исключить из мотивировочной части указанного постановления должностного лица и судебного решения вывод о невнесении ООО "Гранд-Торг" в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 кварталы 2013 года и 1 квартал 2014 г.
Жалобу ООО "Гранд-Торг" оставить без удовлетворения.
Судья (подпись) А.Л. Разуваева
КОПИЯ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.