Судья Новосибирского областного суда Разуваева А.Л., при секретаре В., рассмотрела в открытом судебном заседании жалобу Вандакурова Анатолия Николаевича на решение судьи Калининского районного суда г. Новосибирска от 24 сентября 2015 г., которым оставлено без изменения постановление главного государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за предприятиями химического и оборонно-промышленного комплекса и транспортированием опасных веществ Сибирского управления Ростехнадзора от 09 июля 2015 года вынесенное в отношении Вандакурова А.М.
Заслушав объяснения представителя Вандакурова А.М. - Рыхтикова А.В., возражения представителей Ростехнадзора - Кузьмина П.А., Проничева С.С., судья
установил:
постановлением главного государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за предприятиями химического и оборонно-промышленного комплекса и транспортированием опасных веществ Сибирского управления Ростехнадзора от 09 июля 2015 г. генеральный директор ОАО "Новосибирский механический завод "Искра" Вандакуров А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения.
В постановлении указано, что в период с 01.06.2015 по 29.06.2015 в соответствии с распоряжением Сибирского управления Ростехнадзора от 26.05.2015 N 3-06/910, распоряжения Сибирского управления Ростехнадзора от 16.06.2015 N 01-21- 06 760, на опасном производственном объекте "Склад взрывчатых материалов", per. N А60- 00107-001 К II класс опасности, проведена плановая выездная проверка деятельности в области промышленной безопасности ЗАО "НМЗ "Искра", в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований, а именно:
1. Не снят дерн на расстоянии не менее 5 метров вокруг зданий хранилищ взрывчатых материалов N Г-21, Б-22, Б-23. Г-9, Б-6, Б-6/1, Б-1, Б-2, Б-3, Б-4 для предохранения от лесных и напольных пожаров, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116- ФЗ; пункта 506 раздела IX Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при взрывных работах", утв. приказом Ростехнадзора от 16.12.2013 N 605;
2. Хранилища взрывчатых материалов N Г-3, Б-1, Б-2, Б-3. Б-4, Б-6, Б-6/1 не оборудованы средствами пожарной сигнализации в соответствии с проектами, утвержденными в установленном порядке, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ; пункта 503 раздела IX Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при взрывных работах", утв. приказом Ростехнадзора от 16.12,2013 N 605;
3. Для хранилищ взрывчатых материалов N Г-21, Б-22, Б-23, Г-9, Б-6, Б-6/1, Б-1, Б-2, Б- 3, Б-4 отсутствуют проекты на пожарную сигнализацию, утвержденные в установленном порядке и как следствие не установлено количество, расположение и номенклатура противопожарных средств, что является нарушением статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116- ФЗ; пункта 503, пункта 505 раздела IX Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при взрывных работах, утв. приказом Ростехнадзора от 16.12.2013 N 605;
4. Отсутствует проект молниезащиты склада взрывчатых материалов в составе хранилищ Б-1. Б-2, Б-3, Б-4, Б-22, Б-23, Г-3, Б-6, Б-6/1, Г-9, Г-9/1, с решениями, соответствующими требованиям действующих нормативных документов. Отсутствуют значения результатов измерения электрического сопротивления грунта, не определено импульсное сопротивление растеканию тока молнии. Указанные величины применяются а расчетах при определении параметров молниеотвода, заземляющих устройств, расстояний в удалении заземляющих устройств и молниеотводов относительно хранилищ и т.д. В имеющихся типовых проектах зданий отсутствуют обоснования параметров молниеотводов, заземляющих устройств, принятых по результатам соответствующих расчетов, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ; пунктов 873, 874, 877, 879, 880, 881 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при взрывных работах", утв. приказом Ростехнадзора от 16.12.2013 N 605.;
5. Не проведена экспертиза промышленной безопасности техническим устройствам (далее - ТУ), применяемым на складе ВМ (трансформатор ГМ 100/6/0,4, распределительное устройство 6 кВ (камеры типа КСО-360), распределительная панель 0,4 кВ типа ЩО 59 и др.), целью которой является установление полноты и достоверности, относящихся к объекту экспертизы документов, а так же оценка фактического состояния ТУ и соответствия их установленным требованиям. Фактический срок службы вышеуказанных ТУ превышает двадцать лет (ТУ подлежат экспертизе промышленной безопасности, если фактический срок его службы превышает двадцать лет). На данные ТУ отсутствуют паспорта, руководства по эксплуатации заводов изготовителей, что является нарушением части 2 статьи 7, статьи 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ; пункта 1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при взрывных работах, утв. приказом Ростехнадзора от 16.12.2013 N 605, пунктов 6, 21 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности".
Действия (бездействие) Вандакурова А.Н. квалифицированны должностным лицом в соответствии с ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с постановлением Вандакуров А.Н. обратился в порядке ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с жалобой в суд, в которой указал на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
По мнению Вандакурова А.Н., постановление вынесено должностным лицом без учета всех представленных Вандакуровым А.Н. доказательств, подтверждающих соблюдение Вандакуровым А.Н. требований закона.
Так, должностным лицом не приняты во внимание акты, устанавливающие для ОАО "Новосибирский механический завод "Искра" иные требования промышленной безопасности, нежели предусмотренные нормативными актами, нарушение которых вменено Вандакурову А.Н. в вину.
Судьей районного суда постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Вандакуров А.Н.
В жалобе, поданной в порядке ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена просьба об отмене постановленных в отношении Вандакурова А.Н. решений.
В обоснование жалобы приведены доводы, аналогичные доводам, изложенным в жалобе, поданной в районный суд.
Жалоба подана в установленный ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок, препятствий для рассмотрения жалобы не усматривается.
Проверив в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N116-ФЗ - промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;
технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта;
система управления промышленной безопасностью - комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий;
экспертиза промышленной безопасности - определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности;
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 116- ФЗ правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к:
деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности;
безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
обоснованию безопасности опасного производственного объекта.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Ростехнадзора от 16.12.2013 N 605 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при взрывных работах".
Правила обязательны для выполнения организациями, осуществляющими деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (п.2 Правил).
Административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах, предусмотрена ч.2 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.ст. 2.1, 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как установлено судьей и подтверждается материалами дела, при проведении должностными лицами Сибирского управления Ростехнадзора в период с 01.06.2015 по 29.06.2015 проверки деятельности в области промышленной безопасности ЗАО "НМЗ "Искра" выявлены нарушения положений Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при взрывных работах", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 16.12.2013 N 605.
Кроме того, судьей установлено, что Вандакуров А.Н. является генеральным директором ЗАО "НМЗ "Искра".
При этом, в соответствии с п.п. 5.1.1 и 5.1.2 Положения о системе управления промышленной безопасностью ОАО "НМЗ "Искра", утвержденного 24 декабря 2013 г., генеральный директор осуществляет общее руководство по функционированию системы управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах общества и обеспечивает соблюдение Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и других правовых актов в области промышленной безопасности в обществе.
Постанавливая решение, судья районного суда пришел к выводу, что действия Вандакурова А.Н. правильно квалифицированы должностным лицом в соответствии с ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья исходил из того, что факт ненадлежащего исполнения Вандакуровым А.Н. своих должностных обязанностей в части соблюдения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, нашел свое полное подтверждение в ходе судебного разбирательства и установлен на основании исследованных судьей доказательств, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судьи районного суда являются законными, обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам.
Вина Вандакурова А.Н. подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении от 06.07.2015;
- материалами проверки проведенной должностными лицами Сибирского управления Ростехнадзора в период с 01.06.2015 по 29.06.2015, в том числе актом проверки от 29.06.2015, фотоматериалом;
- предписанием об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности опасных производственных объектов от 29.06.2015. Представленные доказательства, отвечают критериям относимости, допустимости и достоверности.
Доводы жалобы Вандакурова А.Н. со ссылкой на акты, которые не были учтены судьей при рассмотрении жалобы, подлежат отклонению, поскольку приведенные Вандакуровым А.Н. документы не могут содержать требования, отличные от установленных Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ и федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила безопасности при взрывных работах", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 16.12.2013 N 605.
Кроме того, как следует из пояснений должностного лица, вынесшего постановление, указанные документы не содержат сведений, указывающих на отсутствие нарушений требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, установленных в ходе проведения проверки.
В целом доводы жалобы Вандакурова А.Н. являлись предметом рассмотрения судьей районного суда и обоснованно отклонены. Оснований не согласится с выводами судьи, изложенными в решении, оснований не усматривается. Судьей правильно определены юридически значимые обстоятельства, исследованы доказательства, которым дана оценка в соответствии со статьей ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, указывающих на наличие обстоятельств, объективно препятствовавших Вандакурову А.Н. надлежащим образом исполнять свои должностные обязанности и своевременно принять необходимые меры к соблюдению требований законодательства, ни материалы дела, ни жалоба Вандакурова А.Н. не содержат, в связи с чем не имеется оснований для отмены или изменения решения судьи.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Калининского районного суда г. Новосибирска от 24 сентября 2015 г. оставить без изменения, жалобу Вандакурова А.Н ... - без удовлетворения.
Судья (подпись) А.Л. Разуваева
КОПИЯ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.