Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Ялбаковой Э.В.,
судей - Кокшаровой Е.А., Красиковой О.Е.,
при секретаре - Володиной Е.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Деминой ФИО1, Демина ФИО2 на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 24 августа 2015 года, которым
исковые требования Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай удовлетворены.
Демина ФИО1, Демин ФИО2 исключены из списка граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате дождевого паводка на реках Катунь и Майма на территории муниципального образования "Майминский район" Республики Алтай.
С Демина ФИО2 взыскано в пользу Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай неосновательное обогащение в сумме "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай обратилось в суд с иском к Демину Ю.Ю., Деминой М.Ф. о взыскании неосновательного обогащения, возникшего из-за ошибочного перечисления денежных средств, в размере "данные изъяты" рублей.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с Порядком предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (утв. Постановлением Правительства Республики Алтай от 06.06.2014 г. N 161), перечисление денежных средств на расчетные счета граждан осуществляют государственные учреждения социальной поддержки населения Республики Алтай. БУ РА "Управление социальной поддержки населения Майминского района", подведомственном Министерству труда, социальной защиты и занятости населения Республики Алтай, была оказана единовременная материальная помощь в размере "данные изъяты" рублей Демину Ю.Ю., Деминой М.Ф. При проведении проверки выявлено необоснованное включение Демина Ю.Ю., Деминой М.Ф. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи. Мотивируя требования ст. 1102 ГК РФ, истец просит взыскать с Деминой М.Ф., Демина Ю.Ю. сумму неосновательного обогащения в размере "данные изъяты" рублей.
Уточнив исковые требования, истец просил исключить Демина Ю.Ю., Демину М.Ф. из списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате дождевого паводка на реках Катунь и Майма на территории МО "Майминский район" Республики Алтай с 29 мая 2014 г по 31 мая 2014 г., взыскать с Демина Ю.Ю. сумму неосновательного обогащения в размере "данные изъяты" рублей.
Суд вынес вышеуказанное решение, с которым не согласились Демина М.Ф., Демин Ю.Ю., в апелляционной жалобе просят решение суда отменить. В обоснование жалобы указывают, что у суда отсутствуют полномочия распорядительного органа на исключение ответчиков из списка. Суд не установилнезаконность перечисления денежных средств Демину Ю.Ю. в размере "данные изъяты" рублей, а также не установилпотерпевшее лицо и лицо, за счет которого были выплачены данные денежные средства. Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года N110 не установлена выплата денежного пособия в зависимости от места регистрации или места постоянного проживания гражданина. Указывает, что в ходе судебного разбирательства было установлено, что выплаченные денежные средства являются собственностью Российской Федерации и были выделены из средств резервного фонда Российской Федерации, в связи с чем Министерство труда и социального развития и занятости населения Республики Алтай не могло обратиться с иском в суд, поскольку не является собственником денежных средств. Считает, что Правительству Республики Алтай не дано полномочий определять условия возникновения права на получение выплаты. Ответчики не были поставлены в известность о проведении истцами проверки законности произведенных выплат.
Проверив материалы дела, выслушав Демину М.Ф., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Арбанакову Д.Г., возражавшую по доводам жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
В силу абзаца 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. "л" ч. 1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (вместе с "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий") предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Постановлением Правительства Республики Алтай от 06.06.2014 г. N 161 утвержден Порядок предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае - июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
В целях настоящего Порядка пострадавшими в результате наводнения в мае - июне 2014 года и нуждающимися в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации вследствие утраты или повреждения имущества признаются граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай или руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, в порядке, установленном федеральным законодательством.
Отсутствие установленного п. 1 Порядка права на получение выплаты является основанием для отказа во включении гражданина в списки (п. 4 Порядка).
Таким образом, из указанного следует, что меры социальной поддержки пострадавшим в результате наводнения в Республике Алтай в мае - июне 2014 года в виде единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в силу абзаца 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" оказываются гражданам, проживающим в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай.
Судом установлено, что распоряжением временно исполняющего обязанности Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай Бердниковым А.В. от 29 мая 2014 года N315-р в Республике Алтай с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации.
05.06.2014 года Демин Ю.Ю. обратился в администрацию сельского поселения с. Кызыл-Озек с заявлением о предоставлении единовременной материальной помощи, ссылаясь на то, что в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня воды рек в Республике Алтай с 29 по 30 мая 2014 года жилое помещение, расположенное по адресу: Республики Алтай, "адрес", и находящееся в границах зоны чрезвычайной ситуации, подверглось затоплению.
Согласно списку граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате дождевого паводка на реках Катунь и Майма на территории МО "Майминский район" Республики Алтай, на лицевой счет, представленный ответчиком Деминым Ю.Ю., перечислены денежные средства в виде единовременной материальной помощи в размере "данные изъяты" рублей. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Из материалов дела следует, что на земельном участке по адресу: "адрес", расположены хозяйственная постройка и объект незавершенного строительства.
Вместе с тем, судом установлено и следует из пояснений ответчиков, данных ими в ходе судебного разбирательства, что местом жительства Деминой М.Ф. и Демин Ю.Ю. является жилое помещение по адресу: Республики Алтай, "адрес", где они и зарегистрированы.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, поскольку факт постоянного проживания ответчиков по адресу: Республики Алтай, "адрес", на момент произошедшего наводнения не подтвержден. Также отсутствуют допустимые доказательства тому, что помещение по указанному адресу является жилым.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и полагает, что в силу положений Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае - июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, у ответчиков отсутствовало право на получение социальной выплаты, в связи с чем указанная выплата получена без установленных законодательством оснований, что в силу ст. 1102 ГК РФ является неосновательным обогащением, подлежащем возврату.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным, постановленным в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В силу статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации в суде выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
В соответствии с п. 12.1 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе несет соответственно от имени Российской Федерации ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).
Поскольку в спорных правоотношениях Министерство труда и социального развития Республики Алтай осуществляет функции главного распорядителя бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на исполнение действующих расходных обязательств, довод подателя жалобы о том, что Министерство труда и социального развития Республики Алтай не является надлежащим истцом, несостоятелен.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, исследованных и установленных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, в связи с чем, не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, и изменению либо отмены принятого по данному делу судебного акта не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым уточнить решение суда, указав на обязанность администрации МО "Майминский район" исключить Демину ФИО1, Демина ФИО2 из списка граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате дождевого паводка на реках Катунь и Майма на территории муниципального образования "Майминский район" Республики Алтай.
Руководствуясь положениями ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 24 августа 2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Деминой М.Ф., Демина Ю.Ю. - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 24 августа 2015 года, изложив его в следующей редакции:
Обязать администрацию МО "Майминский район" исключить Демину ФИО1, Демина ФИО2 из списка граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате дождевого паводка на реках Катунь и Майма на территории муниципального образования "Майминский район" Республики Алтай.
Председательствующий судья
Э.В. Ялбакова
Судьи
О.Е. Красикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.