Судья Забайкальского краевого суда Ходюков Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите 12 октября 2015 года жалобу Багамаева С. Ш. на решение судьи Приаргунского районного суда Забайкальского края от "Дата" которым оставлено без изменения постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области от "Дата" о привлечении индивидуального предпринимателя Багамаева С.Ш. к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,
установил:
решением судьи Приаргунского районного суда Забайкальского края от "Дата" оставлено без изменения постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области от "Дата" о привлечении индивидуального предпринимателя Багомаева С.Ш. к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере "данные изъяты" руб.
В жалобе Багамаев С.Ш. просит постановление должностного лица решение судьи отменить, производство по делу прекратиться, указывает, что не является собственником земельного участка, в деле отсутствуют акты экспертизы образцов почвы, которые свидетельствовали бы об ухудшении качественного состояния земель.
В суде представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю Мусихина Д.А. просила решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Багамаев С.Ш. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ наступает за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется умыслом или неосторожностью.
Согласно статье 12 ЗК РФ, использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель является предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).
На основании статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно статье 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", под плодородием земель сельскохозяйственного назначения понимается способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.
Фитосанитарные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проведения Управлением Россельхознадзора проверки земельного участка, собственником которого является Багамаев С.Ш., находящейся в 6 км. в западном направлении от "адрес", "адрес", по месту нахождения животноводческой стоянки Багамаева С.Ш. было установлено захламление земель сельскохозяйственного назначения площадью 10 кв. м. твердыми бытовыми отходами.
Факт выявления захламления земельного участка в поданной Багамаевым С.Ш. жалобе не отрицается. Следовательно, автором жалобы признано наличие таких фактических данных, которые свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах утверждение Багамаева С.Ш. о необоснованном привлечении его к административной ответственности не может быть признано состоятельным, поскольку виновное совершение лицом действий, указанных в диспозиции ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, является надлежащим основанием для привлечения к ответственности.
Фактически доводы жалобы Багамаева С.Ш., сводятся к тому, что он не является собственником земельного участка и отсутствуют заключения экспертов о том, что захламление привело к ухудшению качественного состояния почвы.
Однако как следует из обжалованного решения, указанные доводы надлежащим образом оценены судьей в судебном акте и обоснованно признаны несостоятельными.
Соглашаясь с этим выводом, судья краевого суда отмечает, что право собственности на земельный участок, на котором выявлено захламление, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права выданным "Дата", в соответствии с которым Багамаев С.Ш. является собственником земельного участка с кадастровым номером N (л.д.51,52). При этом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать захламление сельскохозяйственных земель и обязанность по проведению соответствующих мероприятий по очистке земель возложена на собственников сельскохозяйственных земель.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, образует невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Следовательно, исходя из конструкции и буквального смысла указанной нормы, правонарушение имеет формальный состав, и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение, в связи с чем, доводы Багамаева С.Ш. о необходимости проведения экспертизы о состоянии почвы отклоняются. Кроме того, необходимо исходить из того, что земли сельскохозяйственного назначения предоставляются для нужд сельского хозяйства (ч. 1 ст. 77 ЗК РФ), а не для размещения отходов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Жалоба не содержит доводов, влекущих изменение обжалуемого судебного акта, поскольку сводится лишь к переоценке исследованных судом доказательств и несогласию с выводами суда.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статей 30.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья,
решил:
решение судьи Приаргунского районного суда Забайкальского края от 15 сентября 2015 г. оставить без изменения, жалобу Багамаева С.Ш. - без удовлетворения.
Судья Забайкальского краевого суда Д.С. Ходюков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.