Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе
председательствующего Литвинцевой И.В.
и судей Антипенко А.А., Михеева С.Н.,
при секретаре Сабадашевой А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в "адрес" 17 декабря 2015 года гражданское дело по иску Агаповой И. В. к администрации городского поселения "Нерчинское" "адрес" " "адрес"" "адрес" о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации городского поселения "Нерчинское" "адрес" " "адрес"" Наделяева В.В.
на решение Нерчинского районного суда "адрес" от "Дата", которым постановлено:
Иск Агаповой И. В. к администрации городского поселения "Нерчинское" "адрес" " "адрес"" "адрес" о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма -удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского поселения "Нерчинское" муниципального района " "адрес"" "адрес" поставить Агапову И. В. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Взыскать с администрации городского поселения "Нерчинское" муниципального района " "адрес"" "адрес" в пользу Агаповой И. В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи "адрес"вого суда Литвинцевой И.В., судебная коллегия
установила:
Агапова И.В. (Смекалина до заключения брака) обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Она проживала с матерью М.Н. и братом М.И "Дата" года рождения по адресу "адрес". В связи с болезнью матери и инвалидностью бабушки (при отсутствии отца) решением "адрес" Совета народных депутатов N от "Дата"г. С.И., как и её брат М.И были определены в детский дом "адрес". Одновременно было принято решение о закреплении за ними жилой площади по адресу "адрес" -1. В детском доме "адрес" истец воспитывалась в течение года. С июня 1989 года была переведена в школу интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "адрес" края, где обучалась до "Дата", находясь на полном государственном обеспечении. Впоследствии узнала, что в 1995 году "адрес" был списан как аварийный и снесён. По окончании обучения и до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено, гарантированная мера социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жилой площадью до настоящего времени не реализована. Жилого помещения на праве собственности или на условиях социального найма не имеет. В результате длительного бездействия органов осуществляющих учёт лиц нуждающихся во внеочередном получении жилья нарушены её права. Её брату М.И жилое помещение в "адрес" было предоставлено по решению суда. Просила обязать администрацию городского поселения "Нерчинское" муниципального района " "адрес"" "адрес" предоставить ей (истцу) по договору социального найма вне очереди жилое помещение в "адрес" края отвечающее санитарно-техническим требованиям, по нормам предоставления жилых помещений в "адрес" края на состав семьи из одного человека не менее 18 кв.м..
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечен: орган опеки и попечительства управления образования администрации муниципального района " "адрес"" (л.д. 39), Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "адрес"" (л.д. 63-65).
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе глава городского поселения "Нерчинское" муниципального района " "адрес"" "адрес" Наделяев В.В. просит решение суда отменить, в иске Агаповой И.В. отказать. Согласно Закону Забайкальского края N 777-ЗЗК "О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории "адрес"" осуществляется исполнительным органом государственной власти "адрес", уполномоченным "адрес". Считает, что решение суда об обязании администрации городского поселения "Нерчинское" поставить Агапову И.В. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необоснованно, так как администрация как орган местного самоуправления не наделена полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Агапова И.В. просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание стороны не явились, о времени судебного разбирательства извещены надлежаще, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Истица Агапова И.В "Дата" года рождения в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, решением исполкома "адрес" Совета народных депутатов от "Дата" за ней была закреплена жилая площадь, расположенная в "адрес" (л.д.19).
Из справки главного архитектора администрации "адрес" следует, что дом был списан как ветхий и снесен в 1995 года (л.д.60). Факт отсутствия дома, его сноса, равно как и возможность его восстановления, либо ремонта, стороной ответчика в данном деле не оспаривалась. Агапова И.В. утратившей право пользования закрепленным за ней жилым помещением в связи с отсутствием в нем, не признавалась.
Агапова И.В. в своих требованиях, направленных к администрации городского поселения "Нерчинское" муниципального района " "адрес"" "адрес", просила предоставить ей, как лицу из числа детей-сирот, вне очереди жилое помещение в "адрес", ссылаясь одновременно как на нормы Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", так и на обстоятельства утраты жилого помещения по независящим от нее обстоятельствам.
Суд первой инстанции, установив, что жилое помещение, закрепленное за истицей в 1987 году, утрачено, пришел к выводу о том, что в таком случае она сохраняет право на предоставление мер социальной поддержки, и возложил на орган местного самоуправления обязанность по включению Агаповой И.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с чем судебная коллегия не соглашается.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Аналогичная норма содержится в ст. 7 Закона Забайкальского края от 16 декабря 2009 г. N 315-ЗЗК "О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 26 декабря 2012 г.).
Ею предусматривается предоставление указанной категории лиц по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Такой порядок установлен Постановлением Правительства края от 29 февраля 2013 г. N90 (п.3). Жилые помещения предоставляются лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме, поданному в Министерство социальной защиты Забайкальского края, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву.
Таким образом, приведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Забайкальского края на момент рассмотрения спора судом первой инстанции определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
Согласно ст. 7 Закона Забайкальского края орган местного самоуправления, осуществлявший ранее учет детей-сирот и лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязан в срок до 1 марта 2013 года представить в уполномоченный орган информацию обо всех принятых на учет с представлением документов, послуживших основанием для такого учета.
Формирование списка осуществляется органом государственной власти "адрес", уполномоченным "адрес" (п.3 ст. 1 закона N-ЗЗК).
Таким органом в настоящее время является "адрес" (п. 3,7 Постановления "адрес" от "Дата" N "О Порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда "адрес"").
С учетом изложенного, даже при установлении того, что ответчик в лице администрации ГП "Нерчинское" нарушил права истицы и незаконно отказал ей до "Дата" в постановке на учет, на администрацию ГП "Нерчинское" обязанность по включению Агаповой И.В. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, возложена быть не может, поскольку ответчик по данному делу не является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.Не может судебная коллегия согласиться и с выводами суда первой инстанции о том, что Агапова И.В. сохраняет права на предоставление мер социальной поддержки по достижению ею 23 лет, поскольку ее права на закрепленное за ней жилое помещение были нарушены.
Как следует из преамбулы и статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Приведенная норма не отменена и не изменена с введением с 01 января 2013 года нового порядка по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Это означает, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе обеспечение жилой площадью, должна предоставляться в том случае, если они поставлены на учет нуждающихся в жилье до указанного возраста.
До достижения Агаповой И.В. возраста 23 лет она не обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на упомянутый учет, который носит заявительный характер.
В указанный список включаются также лица, состоявшие ранее на учете в органах местного самоуправления для получения жилья, но фактически не обеспеченные им, но, как установлено судом и что не оспаривается истицей, она на таком учете не состояла.
На момент обращения за получением жилья возраст истицы намного превышал 23 года, поэтому на нее не распространяется действие упомянутого закона. В данном случае достижение определенного возраста должно рассматриваться по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается субъективное материальное право.
При таких обстоятельствах истица не может быть отнесена к категории лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение на основании закона N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от "Дата").
Во исполнение п. 3 ст. 8 названного Федерального закона принят "Дата" "адрес" N-ЗЗК ("О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории "адрес"").
Статьей 4 закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что внесенные изменения вступают в силу с 1 января 2013 года (п.1).
Вместе с тем п. 2 указанной ст. 4 установлено, что действия положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до вступления в силу настоящего закона. Таким образом, измененному закону придана обратная сила.
Однако приведенную правовую норму нельзя истолковать таким образом, что введенный новый порядок по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями предусматривает постановку на учет указанной категории лиц независимо от возраста, от достижения ими 23 лет. Судебная коллегия находит, что в приведенной выше норме права речь идет о лицах, своевременно, до достижения 23 лет, обратившихся с заявлением о внеочередном предоставлении жилья, и которое им не было фактически предоставлено до введения нового закона. Такие лица подлежат обеспечению жильем в порядке, установленном новым законом, для чего включаются Министерством социальной защиты "адрес" в соответствующий список.
Истец не доказала факта обращения с соответствующими заявлениями о постановке на учет до достижения ею 23-х лет. То обстоятельство, что истец не знала о своих правах и заблуждалась относительно судьбы закрепленного за ней имущества, не влияет на обстоятельства, установленные приведенным выше Законом.
Согласно Обзору судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013г. предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суд должен выяснить причину, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В данном случае уважительных причин, позволяющих признать, что Агапова И.В. до достижения 23-летнего возраста обращалась с соответствующим заявлением, но ей было необоснованно в этом отказано, не было приведено.
На этом основании судебная коллегия с выводом суда первой инстанции об удовлетворении иска Агаповой И.В. путем постановки ее на учет в органе местного самоуправления для реализации права на предоставление мер социальной поддержки, как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судебная коллегия не соглашается, поскольку данное решение противоречии нормам материального права, подлежащим применению при разрешении данного спора.
Согласно положениям ч.1 статьи 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах апелляционной жалобы.
В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" N13 от 19 июня 2012 года судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.
В данном случае судебная коллегия находит, что оспариваемым решением в части отказа Агаповой И.В. нарушаются ее законные права на обеспечение жилым помещением вне очереди взамен снесенного жилья, поэтому находит необходимым проверить законность решения суда в полном объеме.
Как указывалось выше, за Агаповой И.В., как ребенком, оставшимся без попечения родителей, в 1987 году было закреплено право пользования жилым помещением, расположенным в "адрес"1. Агапова И.В. достигла совершеннолетия "Дата", в данное время дом был снесен.
Действовавшим в 1995 году Жилищным кодексом РСФСР, статьей 37 предусматривалось внеочередное обеспечение жилыми помещениями лиц, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания; а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Согласно статье 92 ЖК РСФСР если дом, в котором находится жилое помещение, подлежал сносу в связи с отводом земельного участка для государственных или общественных нужд либо дом (жилое помещение) подлежал переоборудованию в нежилой, выселяемым из него гражданам другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым отводится земельный участок либо предназначается подлежащий переоборудованию дом (жилое помещение).
В иных случаях сноса дома гражданам, выселяемым из этого дома, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым принадлежит дом, либо исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.
Как видно из приведенных выше норм закона Агапова И.В. имела право на обеспечение ее жилым помещением взамен утраченного, как лицо, окончившее пребывание в детском учреждении, и не имеющее возможности возвратиться в ранее занимаемое жилое помещение, так и как лицо, сохраняющее право на предоставление жилья взамен снесенного. О том, что она утратила право требования предоставления иного жилья в связи с истечением срока давности, либо в силу длительного отсутствия в спорном жилом помещении, сторона ответчика не заявила.
При таких обстоятельствах оснований к отказу в требованиях Агаповой И.В. о предоставлении ей вне очереди жилого помещения в отношении ответчика, как лица, обязанного охранять ее право на жилое помещение, не имелось.
Согласно положениям статей 96 ЖК РСФСР, 89 ЖК РФ предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным, предоставляться в размере, не менее ранее занимаемого, однако данных о размере закрепленного за истцом жилого помещения с учетом прав иных лиц, в материалах дела нет, поэтому истица должна быть обеспечена жилым помещением по норме предоставления.
Таким образом, на администрацию ГП "Нерчинское" подлежит возложению обязанность по внеочередному обеспечению истицы благоустроенным применительно к данному населенному пункту жилым помещением по норме предоставления, расположенным в черте данного населенного пункта.
Также не может согласиться судебная коллегия с решением суда в части возврата государственной пошлины в пользу истца с ответчика, являющегося органом местного самоуправления.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На администрацию городского поселения "Нерчинское" в полной мере распространяются положения подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, предусматривающие освобождение от уплаты государственной пошлины органов местного самоуправления, выступающих в качестве истцов или ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах требования истицы о возврате государственной пошлины подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нерчинского районного суда "адрес" от "Дата" отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Агаповой И.В. к администрации городского поселения "Нерчинское" "адрес" " "адрес"" "адрес" о принятии Агаповой И.В. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отказать.
Исковые требования о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма удовлетворить. Обязать администрацию городского поселения "Нерчинское" муниципального района " "адрес"" "адрес" предоставить Агаповой И. В. вне очереди благоустроенное применительно к условиям ГП "Нерчинское" жилое помещение по договору социального найма размером не менее 18 кв.м., соответствующее санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте данного населенного пункта.
Во взыскании с администрации городского поселения "Нерчинское" муниципального района " "адрес"" "адрес" в пользу Агаповой И.В. судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.