Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе
председательствующего Литвинцевой И.В.
и судей Антипенко А.А., Михеева С.Н.,
при секретаре Сабадашевой А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в "адрес" "Дата" гражданское дело по иску Кустарева А.В. к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" (далее - ИК 2), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" (далее - УФСИН) об оспаривании решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
по апелляционной жалобе представителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по "адрес" Роговцовой А.О.
на решение Ингодинского районного суда "адрес" от "Дата", которым постановлено:
Исковое заявление Кустарева А.В. к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" удовлетворить частично.
Обязать жилищно-бытовую комиссию федерального казенного учреждения "Исправительная колония N" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" восстановить Кустарёва Александра В. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с "Дата".
Взыскать с федерального казенного учреждения "Исправительная колония N" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" в пользу Кустарёва Александра В. судебные расходы по оплате услуг представителя "данные изъяты" руб., нотариальное удостоверение доверенности "данные изъяты" руб., государственной пошлины "данные изъяты" руб.
В иске к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" отказать.
Заслушав доклад судьи "адрес"вого суда Литвинцевой И.В., выслушав объяснения представителя истца Еремина О.Г., полагавшего жалобу необоснованной, представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по "адрес" Шарапова С.В., присоединившегося к доводам жалобы, судебная коллегия
установила:
Представитель истца Еремин О.Г. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее.
Кустарёв А.В. служил на различных должностях в ИК 2 с 1986 года по 2002 год, уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, 14 лет 10 месяцев 17 дней. С "Дата" он состоял на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, проходил перерегистрацию в таком качестве в 2008 году, а "Дата" из ответа УФСИН он узнал о снятии с такого учета в январе 2014 года как поставленного с нарушениями. Квартира, в которой он имеет регистрацию по месту жительства, по адресу: "адрес", состояла на балансе ИК 2, затем "Дата" передана муниципальным районом " "адрес"" в муниципальную собственность сельского поселения "Тыргетуйское". "Дата" Кустарёв А.В. заключил договор социального найма в отношении этой квартиры, признанной непригодной для проживания "Дата". Указывая на нарушение его жилищных прав истец просил суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ИК 2 от "Дата" о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий обязать восстановить на таком учете с "Дата", взыскать с ИК 2 и УФСИН компенсацию морального вреда "данные изъяты" руб., солидарно судебные расходы по оплате услуг представителя "данные изъяты" руб., нотариального удостоверения доверенности "данные изъяты" руб., государственной пошлины "данные изъяты" руб.
В порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) истец исключил из состава исковых требований признание оспариваемого решения незаконным.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по "адрес" Роговцова А.О. с решением суда не согласна, просит его отменить. Считает, что на основании имеющихся документов правомерности для постановки на жилищный учет истца не выявлено. Представленные документы не свидетельствуют о проживании Кустарёва А.В., на момент признания нуждающимся в улучшении жилищных условий в ведомственном (служебном) жилом помещении. Договор найма служебного жилого помещения между ФКУ ИК-2 и Кустарёвым А.В. не заключался, решение об отнесении квартиры к числу специализированного жилого фонда не принималось, соответственно истец проживал в квартире на условиях социального найма. Также суд необоснованно обязал ФКУ ИК-2 оплатить государственную пошлину в пользу Кустарёва А.В., так как на основании п. 19 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, а также мировыми судами, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
В судебное заседание представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России не явился, о времени рассмотрения дела извещен с уведомлением (л.д.123).
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Судом первой инстанции было установлено, и сторонами не оспаривалось, что истец Кустарёв А.В. с 1986 по 2002 годы проходил службу в ИК-2, являлся сотрудником службы исполнения наказаний, уволен по выслуге лет с правом на пенсию, срок службы составил 14 лет, 10 месяцев, 17 дней.
В период прохождения службы Кустарёв А.В. подал начальнику учреждения ЯГ 14/2 заявление от "Дата" (л.д.9) о постановке на учет в целях получения жилого помещения составом семьи 5 человек.
На учет он был поставлен, проходил перерегистрацию, на 2008 год он значился в списках нуждающихся в предоставлении жилья по ФГУ ИК-2 УФСИН России по "адрес", номер очереди 2 (л.д.11).
Введенным в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты" предусмотрено право сотрудников федеральных органов исполнительной власти на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно ч.1 статьи 4 названного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Пунктом 7 статьи 4 Закона установлено, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В целях оценки прав лиц, поставленных на учет в период прохождения службы, уволенных со службы (пенсионеров УИС), было проведено заседание жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по "адрес" "Дата". На заседании принято решение о снятии Кустарёва А.В. с учета в связи с тем, что им не представлены доказательства нуждаемости в предоставлении жилья - отсутствует акт проверки жилищных условий, выписка из решения о постановке на учет (л.д.61).
Фактическим основанием для снятия с учета Кустарёва А.В. послужило наличие у него в пользовании жилого помещения, расположенного в "адрес" общей площадью 58,8 кв.м. по договору социального найма (л.д.14-15).
Проанализировав фактические обстоятельства постановки Кустарёва А.В. на учет, перерегистрации, снятия с учета, имевшего место в 2014 году, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по "адрес" противоречат положениям названного выше Закона и изданным в его исполнение нормативно-правовым актам, с чем судебная коллегия соглашается.
Согласно п.6 статьи 4 Федерального закона N283-ФЗ от 30 декабря 2012 года порядок и условия единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N369 от 24 апреля 2013 года были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В силу подпункта "г" пункта 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона N283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
В период принятия Кустарёва А.В. на учет действовал Жилищный кодекс РСФСР, согласно статье 29 которого нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имевшие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, также проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
В силу статьи 30 ЖК РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
В соответствии со ст. 31 ЖК РСФСР заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривались в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий орган, о принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
В случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет граждане могли быть сняты с учета тем же органом, по решению которого граждане были приняты на учет.
О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме (ст. 32 ЖК РСФСР).
Как указывалось выше, истец в 1996 году был поставлен на учет по месту службы, проходил перерегистрацию, решения о снятии с учета органом, принявшим на учет, не издавалось, поэтому оснований к оценке законности постановки на учет по состоянию на 1996 год, у жилищно-бытовой комиссии, проверявшей основания нуждаемости истца в 2014 году, не имелось.
На 2014 год истец проживал в жилом помещении, признанным непригодным для проживания, составом семьи 5 человек, на каждого приходится менее, чем 15 кв.м., то есть он имел право на предоставление выплаты по двум основаниям.
Кроме того, суд первой инстанции оценил нуждаемость Кустарёва А.В. в жилом помещении на 1996 год, в соответствии с действовавшими в тот период правилами принималась во внимание обеспеченность полезной жилой площадью, а не общий размер жилого помещения, и указанная обеспеченность на семью истца из 5 человек была ниже установленной нормы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы ответчика и отмены решения суда.
Вместе с тем, с доводами апелляционной жалобы о незаконности решения суда в части взыскания государственной пошлины с ответчика в пользу истца, судебная коллегия соглашается.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2012 года N636 утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в разделе 1 которого указана Федеральная служба исполнения наказаний.
Таким образом, на ответчика в лице федерального казенного учреждения "Исправительная колония N" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" в полной мере распространяются положения подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, предусматривающие освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов, выступающих в качестве истцов или ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах выводы суда о взыскании уплаченной истцом государственной пошлины в сумме 300 рублей за счет федерального казенного учреждения "Исправительная колония N" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" подлежат исключению из мотивировочной и резолютивной части решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ингодинского районного суда "адрес" от "Дата" в части изменить, исключить из резолютивной и мотивировочной части решения указание о взыскании в пользу истца государственной пошлины в сумме "данные изъяты" рублей. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФГКУ "Исправительная колония N" УФСИН России по "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.