Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного Суда Республики Татарстан Р.С. Ибрагимова,
при секретаре А.В. Яковлевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восток-Т" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Восток-Т" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - административного здания, общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ...
В обоснование требований указывается, что кадастровая стоимость принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "Восток-Т" на праве собственности объекта недвижимости, утвержденная распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р, составляет "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек, что значительно превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются его права как собственника спорного здания и плательщика налога. Просит внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости административного здания, указав ее равной рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании представитель административного истца И.А. Зиганшин уточнил требования, просит внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного объекта, указав равной его рыночной стоимости в соответствии с заключением судебной экспертизы в размере "данные изъяты" рублей.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан В.В.Морозов заявленным требованиям возражал, просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан А.В.Хурина не согласилась с заявленными требованиями.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание его представитель не явился, сведений об уважительности причин неявки не имеется.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления следует отказать по следующим основаниям.
Статьей 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (часть 1).
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела (часть 2).
Часть 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве доказательств допускает объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.
В части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В пункте 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлен на территории Российской Федерации среди прочих налог на имущество организаций (глава 30), для которого предусмотрено его введение в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательность к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента введения его в действие; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1и 378.2 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан, по состоянию на 1 января 2014 года.
На территории Республики Татарстан статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2015 года был введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии с данной правовой нормой налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год утвержден распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года N 2611-р.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним, объект недвижимости - административное здание, общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес", имеющий кадастровый номер ... , принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Восток-Т".
Из кадастровой выписки усматривается, что 28 августа 2012 года сведения о кадастровом номере здания внесены в государственный кадастр недвижимости.
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что по итогам государственной кадастровой оценки на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р кадастровая стоимость названного объекта по состоянию на 1 января 2014 года была установлена в размере "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, от 29 мая 2015 года заявителю было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости данного здания в связи с выявленными замечаниями к отчету.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости, общество с ограниченной ответственностью "Восток-Т" обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Обращаясь с требованием о внесении изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости, административным истцом в подтверждение своих доводов суду представлен отчет N "данные изъяты" от 17 апреля 2015 года об оценке рыночной стоимости спорного административного здания, составленный закрытым акционерным обществом "данные изъяты" " "данные изъяты"" по инициативе общества с ограниченной ответственностью "Восток-Т", согласно которому по состоянию на 01 января 2014 года рыночная стоимость здания составила "данные изъяты" рублей.
Названный отчет об определении рыночной стоимости здания получил положительное экспертное заключение N ... от 20 апреля 2015 года некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет".
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с наличием противоречия относительно достоверности и правильности оценки рыночной стоимости объекта недвижимости, определенной по инициативе административного истца, судом по делу проведена экспертиза.
Согласно заключению N ... от 11 ноября 2015 года эксперта федерального бюджетного учреждения "Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации отчет N ... от 17 апреля 2015 года об оценке рыночной стоимости административного здания, составленный закрытым акционерным обществом "данные изъяты" " "данные изъяты"", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, что влияет на уровень точности величины рыночной стоимости оцениваемого объекта.
Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт указал о том, что по состоянию на 01 января 2014 года величина рыночной стоимости административного здания, общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющий кадастровый номер ... , составляет "данные изъяты" рубля.
Положениями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьями 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Кодекса (пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за исключением отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 поименованной статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 поименованной статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Как установлено судом, на момент рассмотрения дела здание с кадастровым номером ... не входит в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденный распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года N 2611-р.
При таких обстоятельствах внесение в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости не затрагивает права общества как налогоплательщика, поскольку в настоящее время кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не используется в целях определения налоговой базы по налогу на имущество общества с ограниченной ответственностью "Восток-Т". Следовательно, на момент обращения заявителя в суд, отсутствовало нарушенное субъективное право или законный интерес, подлежащие судебной защите.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Восток-Т" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости административного здания, общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ... , равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Р.С. Ибрагимов
Справка: решение принято судом в окончательной форме 21 декабря 2015 года.
Судья Р.С. Ибрагимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.