Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Калимуллина Р.Я. и Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Н.И.А. на решение Авиастроительного районного суда города Казани от 12 мая 2015 года и дополнительное решение Авиастроительного районного суда города Казани от 14 сентября 2015 года, которыми постановлено:
в удовлетворении заявления прокурора Авиастроительного района города Казани в интересах неопределенного круга лиц к Управляющей компании Жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" о возложении обязанности устранения препятствий на беспрепятственный доступ маломобильных групп населения отказать.
возложить на МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" обязанность провести необходимые действия по устранению препятствий доступа граждан - инвалидов в помещение, расположенное по адресу: "адрес", а именно:
- установить кнопку вызова работника организации, способного оказать помощь инвалиду при предоставлении ему услуги на первом этаже здания, установить поручни вдоль обоих сторон пандуса на первом этаже.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Н.И.А., поддержавшего доводы жалоб, прокурора отдела Прокуратуры Республики Татарстан Х.Д.Ф., возражавшую относительно доводов жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Авиастроительного района г. Казани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к ООО "Управляющая компания ЖКХ Авиастроительного района" об устранении препятствий доступа маломобильных групп населения. В обоснование требований указано, что в ходе проверки, проведенной совместно с отделом социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по Авиастроительному району г. Казани, установлено, что управляющая компания расположена на втором этаже двухэтажного здания (бухгалтерия, приемная директора) по адресу: "адрес". Вход с улицы в помещение на первый этаж для маломобильных слоев беспрепятственный, однако, после входной двери внутри помещения имеется лестница, состоящая из трех ступеней, на которой имеется пандус без поручней. Данный вход необходимо дооборудовать: после входа в центральные двери установить кнопку вызова и перила вдоль лестницы при входе. Считает, что в связи с отсутствием пандуса с поручнями для подъема на второй этаж и отсутствия технической возможности для их установки (крутая лестница), возможна установка кнопки вызова работника организации, способного оказать помощь инвалиду при предоставлении ему услуги на первом этаже здания.
В связи с этим прокурор просил возложить на ответчика обязанность провести необходимые действия по устранению препятствий доступа граждан - инвалидов в помещение, расположенное по адресу: "адрес", а именно: установить кнопку вызова работника организации, способного оказать помощь инвалиду при предоставлении ему услуги на первом этаже здания, установить поручни вдоль обоих сторон пандуса на первом этаже.
Протокольным определением суда от 28 апреля 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани".
В судебном заседании 12 мая 2015 года представитель прокуратуры К.Н.М. поддержала требования к управляющей компании, пояснив, что обязанность по устранению препятствий доступа инвалидов в помещение должен нести пользователь помещения, а не его собственник. В судебном заседании 14 сентября 2015 года представитель прокуратуры поддержала требования к Комитету земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани.
Представитель ООО "Управляющая компания "ЖКХ Авиастроительного района г. Казани" - А.В.В. иск не признала, ссылаясь на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку собственником нежилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, является МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани".
Представитель МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани" - Н.И.А. в судебном заседании 14 сентября 2015 года иск не признал, ссылаясь на то, что услуги населению в арендуемом помещении оказывает управляющая компания.
Суд постановилрешение и дополнительное решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционных жалобах на решение суда и дополнительное решение представитель МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани" просит отменить решения суда и принять новое решение об удовлетворении требований к ООО "Управляющая компания ЖКХ Авиастроительного района". В жалобе отмечается, что решения приняты судом с нарушением норм материального и процессуального права. Так, Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани не был надлежащим образом извещен о дате и времени судебного заседания 12 мая 2015 года. С выводами суда, изложенными в мотивировочной части решения от 12 мая 2015 года, о том, что обязанность по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возлагается на собственника помещения, апеллянт не согласен. В жалобе на дополнительное решение суда отмечается, что необходимость установки приспособлений для обеспечения доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в помещения 2 этажа по адресу: "адрес", вытекает из деятельности самой управляющей компании, следовательно, именно ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района" обязано обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам в помещения 2 этажа. Кроме того, договором аренды от 17 мая 2012 года, заключенным между ответчиками, обязанность по проведению текущего ремонта помещений, а также работ по капитальному ремонту, если необходимость его проведения связана с деятельностью арендатора, возлагается на арендатора.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб, считает, что решение суда и дополнительное решение подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 и п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В силу статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч.2 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Как видно из материалов дела, 10 марта 2015 года прокуратурой Авиастроительного района г. Казани совместно с отделом социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по Авиастроительному району г. Казани проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите маломобильных групп населения ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района" по адресу: "адрес".
Проведенной проверкой были установлены следующие нарушения: управляющая компания расположена на втором этаже двухэтажного здания (бухгалтерия, приемная директора). Вход с улицы в помещение на первый этаж для маломобильных слоев населения беспрепятственный, однако после входной двери внутри помещения имеется лестница, состоящая из трех ступеней, на которой имеется пандус без поручней.
Согласно письму председателя Авиастроительной региональной организации Всероссийского общества инвалидов от 10 марта 2015 года данный вход необходимо дооборудовать: установить кнопку вызова работника организации, способного оказать помощь инвалиду при предоставлении ему услуги на первом этаже здания и установить поручни вдоль обеих сторон пандуса на первом этаже.
Собственником нежилого помещения по вышеуказанному адресу является МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани".
ООО "Управляющая компания ЖКХ Авиастроительного района на момент проведения проверки использовала указанное помещение на праве аренды согласно договору N 7226-93 от 17 мая 2012 года сроком до 16 мая 2015 года.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации именно на собственнике лежит бремя содержания имущества, в том числе прямо предусмотренная статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанность по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Более того, в силу пункта 4.4.8 договора аренды N 7226-93 от 17 мая 2012 года проведение капитального ремонта, перепланировки, реконструкции и переоборудования арендуемого имущества возможно только при наличии письменного согласия арендодателя, которым является его собственник КЗиО ИКМО г. Казани
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку судом при разрешении дела неправильно применены нормы материального права, а также ошибочно определены имеющие значение для дела обстоятельства.
Из вышеприведенных положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, в том числе учреждения, оказывающие услуги населению, к которым относится и Управляющая компания жилищно- коммунального хозяйства Авиастроительного района. Вытекающая из вышеприведенных норм публичная обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры возлагается на уполномоченные субъекты, указанные в части 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в введенном с 1 января 2013 года своде правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденном приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 г. N 605, который устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям.
В соответствии с данным сводом правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ООО "Управляющая компания ЖКХ Авиастроительного района" является управление эксплуатацией жилого фонда. В ходе осуществления своей деятельности ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района" ведет прием граждан, оказывает услуги в рамках своей деятельности, осуществляет прием коммунальных платежей.
Для осуществления указанной деятельности на основании договора аренды от N 7226-93 от 17 мая 2012 года, заключенного с Комитетом земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани, управляющая компания использовала под офисы помещения второго этажа двухэтажного здания по адресу: "адрес".
В соответствии с пунктами 4.4.5, 4.4.9 указанного договора арендатор обязан использовать объект по его прямому назначению в соответствии с п. 1.1 Договора (под офис и склад); своевременно производить за свой счет текущий ремонт арендуемого имущества, а также работы по капитальному ремонту, если необходимость проведения вызвана деятельностью арендатора.
Поскольку именно арендатор определяет цель деятельности, для достижения которой арендует помещение, используя его как объект социальной инфраструктуры, соответственно, он обязан нести расходы по приспособлению помещения для осуществления цели деятельности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что требования к МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани" как к собственнику здания не основаны на законе.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела неправильно применены нормы материального права, а потому решение суда подлежит отмене.
На основании ч.2 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Так как обстоятельства дела установлены, судебная коллегия считает необходимым принять новое решение об удовлетворении исковых требований к ООО "Управляющая компания ЖКХ Авиастроительного района" г. Казани. Именно управляющая компания не создала предусмотренных законом и нормативными требованиями условий для беспрепятственного доступа инвалидов в учреждение, оказывающее услуги населению, чем существенно нарушила права данной категории лиц.
Доводы возражений представителя ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района" на апелляционную жалобу о том, что в настоящее время управляющая компания указанные помещения не занимает в связи с истечением срока договора аренды, опровергаются представленными Комитетом документами: актом от 08 декабря 2015 года проверки соблюдения правил и норм по распоряжению и использованию имущества, фототаблицей. Согласно указанному акту на момент проверки все нежилые помещения второго этажа "адрес" используются ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района" под размещение собственных служб.
Таким образом, арендатор продолжает использовать имущество. Кроме того, 21 сентября 2015 года между ООО "Управляющая компания ЖКХ Авиастроительного района" г. Казани и МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани" заключен договор аренды N 8572-95 тех же помещений сроком до 20 октября 2015 года. Имущество передано арендатору по акту приема - передачи от 21 сентября 2015 года. Доказательства возврата имущества после истечения срока договора ответчиками не представлены.
Руководствуясь ст. 199, п. 2 ст. 328, ст. 329, ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Авиастроительного районного суда города Казани от 12 мая 2015 года и дополнительное решение Авиастроительного районного суда города Казани от 14 сентября 2015 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении иска прокурора Авиастроительного района г. Казани в интересах неопределенного круга лиц к МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани" об устранении препятствий доступа маломобильных групп населения отказать.
Возложить на ООО "Управляющая компания ЖКХ Авиастроительного района" г. Казани обязанность провести необходимые действия по устранению препятствий доступа граждан - инвалидов в помещение, расположенное по адресу: "адрес", а именно: установить кнопку вызова работника организации, способного оказать помощь инвалиду при предоставлении ему услуги на первом этаже здания, установить поручни вдоль обоих сторон пандуса на первом этаже.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.