Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.Х. Хисамова,
судей Р.Г. Гайнуллина, Р.Р. Хасаншина,
при секретаре Д.Р. Гизетдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Хасаншина гражданское дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17 сентября 2015 года, которым постановлено:
иск Р.Н. Гиниятуллина удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования "город Набережные Челны" образовать (сформировать) земельный участок (без кадастрового номера) огороженный бетонным забором, находящийся по адресу: РТ, город Набережные Челны, пос. ГЭС, улица Столбовая, прилегающий к земельному участку с кадастровым ... и недвижимому имуществу (гаражам) с кадастровым ... , расположенным по "адрес", пос. ГЭС города Набережные Челны Республики Татарстан, поставить на кадастровый учет и провести в установленном законом порядке публичные (открытые) торги в форме аукциона по передаче прав арендатора на заключение договора аренды на указанный земельный участок.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения, выслушав возражения представителя Р.Н. Гиниятуллина и М.Ш. Хусаенова - Д.Р. Старикова против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Р.Н. Гиниятуллин обратился с иском к исполнительному комитету муниципального образования "город Набережные Челны" об обязании сформировать земельный участок и провести публичные торги по передаче прав арендатора на заключение договора аренды.
В обоснование указал, что 21 ноября 2013 года по договору купли-продажи, заключенному с ООО "Инвестэнергосервис" им был приобретен гараж общей площадью 279,1 кв.м по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, улица "адрес", кадастровый ...
Постановлением ... от "дата" руководителя исполнительного комитета муниципального образования "адрес" РТ истцу в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером ... площадью 347 кв.м под гаражами.
В июле 2014 года с ИК МО г. Набережные Челны было заключено соглашение о присоединении к договору аренды с множественностью лиц на стороне арендатора ... -АЗ. Из смысла указанного выше постановления ... от "дата" и соглашения ... -АЗ от "дата" вытекает, что муниципальным органом на праве аренды был предоставлен земельный участок, расположенный непосредственно под указанным гаражом, принадлежащим истцу на праве собственности.
Однако, земельный участок, который был предоставлен на праве аренды и непосредственно земельный участок, прилегающий к гаражам, огорожены забором, что не позволяет истцу как собственнику недвижимого имущества полноправно им владеть и пользоваться.
Огороженный земельный участок (прилегающая к гаражам территория) находится на балансе ИК МО г. Набережные Челны РТ. В связи с чем, 22 сентября 2014 года на имя исполняющего обязанности руководителя ИК МО г. Набережные Челны было подано заявление (вх. N Р18904-6) с просьбой предоставить земельный участок в аренду под прилегающую территорию к гаражу дополнительно к существующему земельному участку, в том числе для дальнейшего строительства на нем гаражей. Муниципальным органом по настоящее время не принято никаких мер, в том числе создание комиссии для осуществления передачи земельного участка на торги или выдача мотивированного письменного ответа в предусмотренные законом сроки.
В последующем, 12 марта 2015 года истец обратился в ИК МО г. Набережные Челны с заявлением о нарушении его прав отсутствием прямого доступа к принадлежащему ему имуществу.
ФИО10 на основании ст. 17.1 ФЗ ... -Ф3 от "дата" "О защите конкуренции" просил предоставить земельный участок, необходимый для осуществления своих прав по договору аренды путем проведения торгов (аукциона). Тем самым, по мнению истца, указанное письмо фактически стало заявкой на проведение торгов по передаче прав в аренду земельного участка.
Однако, как указал истец, на данное письмо муниципальным органом не было дано письменного мотивированного ответа в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, требования истца проигнорированы.
В последующем, от ИК МО "адрес" последовали письменные ответы, согласно которым письмо истца находится на стадии рассмотрения, в том числе рассмотрения вопроса о возможности размещения в указанном районе запрашиваемого объекта.
Кроме того, в письме исх. ... от "дата", полученном истцом в мае 2015 года, ответчик сообщил, что в соответствии с утвержденным проектом межевания 9 жилого комплекса старой части города (ГЭС), размещение запрашиваемого им объекта не предусмотрено.
Истец, уточнив исковые требования, просил суд обязать ответчика образовать (сформировать) земельный участок (без кадастрового номера), находящийся по адресу: г. Набережные Челны, пос. ГЭС, ул. Столбовая, прилегающий к земельному участку с кадастровым номером 16:52:020128:84 и недвижимому имуществу (гаражам) с кадастровым номером 16:52:020128:176, расположенным по "адрес", пос. ГЭС, г. Набережные Челны Республики Татарстан, поставить на кадастровый учет и провести публичные (открытые) торги в форме аукциона по передаче прав арендатора на заключение договора аренды на указанный земельный участок.
Истец Р.Н. Гиниятуллин, третье лицо М.Ш. Хусаенов в судебное заседание не явились.
Представитель истца Д.Р. Стариков в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны Ю.И. Крикун в суде иск не признала, указав, что истец вправе обратиться в Исполком с заявлением об установлении сервитута для прохода к своим гаражам.
Суд первой инстанции постановилрешение в указанной выше формулировке.
В апелляционной жалобе исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны ставится вопрос об отмене решения суда по мотивам его необоснованности и незаконности.
Представитель исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны в суд апелляционной инстанции не явился.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Р.Н. Гиниятуллина и М.Ш. Хусаенова - Д.Р. Стариков против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Рассмотрев представленные материалы, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав объяснения явившегося в судебное заседание представителя лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
В силу п. 3 разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Между тем, указанным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.
Как видно из материалов дела, истец Р.Н. Гиниятуллин и третье лицо М.Ш. Хусаенов на основании договора купли-продажи гаража от 21 ноября 2013 года, заключенного с ООО "Инвестэнергосервис", являются собственниками по ? доли гаража общей площадью 279,1 кв.м, кадастровый ... , расположенного по адресу: "адрес". Регистрация права собственности на данный объект недвижимости за истцом и третьим лицом произведена в установленном законом порядке.
Постановлением N 3931 от 4 июля 2014 года руководителя ИК МО г. Набережные Челны земельный участок под гаражами площадью 347 кв.м, кадастровый ... , предоставлен истцу и третьему лицу в аренду сроком на пять лет.
Суд первой инстанции установил, что земельный участок, расположенный под гаражом, а также прилегающий к гаражу земельный участок огорожены забором, в связи с чем пришел к выводу, что истцы, как собственники недвижимого имущества, не могут им полноправно владеть и пользоваться. При этом истец и третье лицо неоднократно обращались к ответчику с требованием сформировать земельный участок, находящийся по адресу: г. Набережные Челны, пос. ГЭС, ул. Столбовая, прилегающий к земельному участку с кадастровым номером ... и недвижимому имуществу (гаражам) с кадастровым номером ... , расположенным по "адрес", пос. ГЭС "адрес", и провести публичные (открытые) торги в форме аукциона по передаче прав арендатора на заключение договора аренды указанного земельного участка. Однако требования оставлены без удовлетворения.
Разрешая спор подобным образом и удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленного иска. По мнению суда первой инстанции, истец и третье лицо как собственники указанного гаража, в силу положений ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе просить муниципальное образование образовать спорный земельный участок, принадлежащий истцу (никому не переданный), поставить его на кадастровый учет, а также проведения аукциона на продажу или предоставления его в аренду.
Однако, с выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, до принятия Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, вступившего в силу с 01.03.2015), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, до принятия Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, вступившего в силу с 01.03.2015) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
На основании ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образование которого осуществляется на основании схемы расположения земельного участка, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Уполномоченный орган при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
Установлено, что 22 сентября 2014 года истец обратился в исполком г. Набережные Челны с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, прилегающего к гаражу, дополнительно к ранее предоставленному земельному участку с кадастровым номером ...
12 марта 2015 года истец и третье лицо вновь обратились в адрес руководителя ИК МО г. Набережные Челны с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного на территории п.ГЭС, "адрес", указанный на схеме без кадастрового номера, прилегающий к ранее представленному участку и гаражу.
ИК МО г. Набережные Челны письмом от 23 марта 2015 года в адрес истца и третьего лица сообщил, что предоставление прав на земельные участки проводится путем реализации прав аренды с аукциона, в случае возможности размещения в указанном районе запрашиваемого объекта вопрос будет вынесен на рассмотрение межведомственной земельной комиссии с последующим формированием земельного участка для реализации прав аренды с аукциона.
Согласно письму ИК МО г. Набережные Челны от 20 апреля 2015 года в адрес Р.Н. Гиниятуллина, в соответствии с утвержденным проектом межевания 9 жилого комплекса старой части города (ГЭС), размещение запрашиваемого объекта не предусмотрено.
Исходя из материалов дела, испрашиваемый истцом земельный участок не сформирован, на кадастровый учет не поставлен. Надлежаще оформленная схема расположения земельного участка истцом в адрес ответчика не представлена. Действия (бездействие) органа местного самоуправления по соответствующим обращениям истцом не оспорены.
При этом судом первой инстанции в решении не приведены правовые основания для возложения на исполнительный орган обязанности сформировать земельный участок без кадастрового номера, огороженный бетонным забором, а также поставить его на кадастровый учет.
По мнению судебной коллегии, суд не вправе принимать решение, входящее в полномочия иного органа, в частности органа местного самоуправления, и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур.
При таких обстоятельствах, возложение обязанности на исполнительный комитет г. Набережные Челны обязанности сформировать земельный участок без кадастрового номера, огороженный бетонным забором, поставить его на кадастровый учет и провести публичные торги в форме аукциона по передаче прав арендатора на заключение договора аренды на указанный земельный участок, противоречит требованиям закона.
При этом выводы суда первой инстанции о том, что истец и третье лицо, как собственники указанного выше гаража, в силу положений ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации вправе заявить указанные требования, не основаны на законе.
Исходя из того, что, как собственник недвижимого имущества - гаража, истец не может им полноправно владеть и пользоваться, о чем указано в исковом заявлении в качестве основания заявления указанных требований по настоящему делу, не лишает его права на обращение в предусмотренном законом порядке с требованием об устранении препятствий в пользовании, либо установлении сервитута, при наличии на то правовых оснований.
Согласно ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Поскольку решение судом первой инстанции вынесено без учета приведенных выше обстоятельств, оно, как не соответствующее закону, подлежит отмене с вынесением по данному делу нового решения об отказе в удовлетворения иска в полном объеме.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктами 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17 сентября 2015 года по данному делу отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска Р.Н. Гиниятуллина к исполнительному комитету муниципального образования "город Набережные Челны" об обязании сформировать земельный участок и провести публичные торги по передаче прав арендатора на заключение договора аренды.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.