Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.М. Насретдиновой,
судей А.В. Мелихова и Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания А.В. Каримовой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.И. Садыковой гражданское дело по апелляционной жалобе А.Ф. Мингалиевой на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17 сентября 2015 года, которым постановлено:
исковое заявление Мингалиевой А.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) включить Мингалиевой А.Ф. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии:
период работы с 01 апреля 1990 года по 22 июля 1991 года в должности акушерки послеродового отделения Городской больницы N ... городе "данные изъяты" в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев;
периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 23 июля 1991 года по 09 декабря 1991 года, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 10 декабря 1991 года по 02 апреля 1993 года, в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 03 апреля 1993 года по 02 октября 1994 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
В остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.Ф. Мингалиева обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) (УПФ России в городе Набережные Челны (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию .
В обоснование иска указала, что решением ответчика от 09 февраля 2015 года N "данные изъяты" ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Не согласившись с решением УПФ России в городе Набережные Челны (межрайонное) и уточнив требования, истица просила суд применить льготный порядок исчисления к периоду работы с 01 апреля 1990 года по 22 июля 1991 года в должности акушерки послеродового отделения Городской больницы N ... "данные изъяты", к периодам нахождения в отпуске по беременности и родам с 23 июля 1991 года по 09 декабря 1991 года, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 10 декабря 1991 года по 02 апреля 1993 года, в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 03 апреля 1993 года по 02 октября 1994 года, к периодам работы с 13 февраля 1995 года по 14 июля 1998 года в должности старшей акушерки приемного отделения перинатального центра Городской больницы N ... , с 15 июля 1998 года по 31 мая 2005 года в должности акушерки приемного покоя приемного отделения перинатального центра, с 01 июня 2005 года по 26 января 2015 года в должности акушерки приемного отделения перинатального стационара и признать за ней право на досрочную страховую пенсию с 27 января 2015 года.
В судебном заседании истица и ее представитель иск поддержали; представитель ответчика иск не признал.
Суд иск удовлетворил частично в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истица ставит вопрос об изменении решения суда в части возложения обязанности на ответчика включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в льготном исчислении за один год работы как один год шесть месяцев работы, поскольку с решением суда не согласна по мотиву его незаконности и необоснованности в части исключения из специального стажа в льготном исчислении периодов работы в должности старшей акушерки приемного отделения перинатального центра с 13 сентября 1995 года по 14 июля 1998 года, в должности акушерки приемного отделения перинатального центра с 15 июля 1998 года по 26 января 2015 года и назначения ей досрочной страховой пенсии с 27 января 2015 года. При этом в жалобе приводит те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, настаивает на своей правовой позиции по делу. Полагает, что спорные периоды должны быть включены в специальный стаж в льготном исчислении. Обращает внимание на то, что согласно должностной инструкции акушерки экстренной госпитализации приемного отделения и трудовому договору в ее должностные обязанности входило оказание доврачебной акушерской помощи. В отделении приемного покоя имеется противошоковый зал с необходимым инструментарием и аппаратурой для экстренного принятия родов. В материалах дела имеется справка от работодателя о том, что работа и функциональные обязанности акушерки приемного покоя по характеру выполняемых должностных обязанностей соответствует работе акушерки родового отделения.
В заседание суда апелляционной инстанции участвующие по делу лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, сведений об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем судебной коллегией определено о рассмотрении дела без их участия.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 января 2015 года не применяется Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет; страховая пенсия назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 указанного закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно подпункту "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Как следует из материалов дела, А.Ф. Мингалиева 27 января 2015 года обратилась в УПФ России в городе Набережные Челны (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Решением от 09 февраля 2015 года N "данные изъяты" ответчик отказал истице в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемой лечебной и иной работы по охране здоровья населения 30 лет. В бесспорном порядке в страховой стаж истицы зачтено 24 года 11 месяцев 26 дней.
При этом периоды работы истицы с 01 апреля 1990 года по 22 июля 1991 года в должности акушерки послеродового отделения Городской больницы N ... "данные изъяты", периоды ее нахождения в отпуске по беременности и родам с 23 июля 1991 года по 09 декабря 1991 года, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 10 декабря 1991 года по 02 апреля 1993 года, в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 03 апреля 1993 года по 02 октября 1994 года, а также периоды ее работы с 13 февраля 1995 года по 14 июля 1998 года в должности старшей акушерки приемного отделения перинатального центра Городской больницы N ... , с 15 июля 1998 года по 31 мая 2005 года в должности акушерки приемного покоя приемного отделения перинатального центра; с 01 июня 2005 года по 26 января 2015 года в должности акушерки приемного отделения перинатального стационара зачтены в специальный страховой стаж в календарном исчислении.
Согласно записям в трудовой книжке истица с 01 апреля 1990 года принята на должность акушерки послеродового отделения в Городскую больницу N ... ; с 03 октября 1994 года переведена медицинской сестрой физкабинета отделения патологии ранних сроков беременности перинатального центра; с 13 февраля 1995 года переведена на должность старшей акушерки приемного отделения перинатального центра, с 15 июля 1998 года переведена на должность акушерки приемного покоя приемного отделения перинатального центра; с 01 июня 2005 года переведена на должность акушерки приемного отделения перинатального стационара, где работает по настоящее время.
Согласно представленным в материалы дела документам следует, что Городская больница N ... переименована в Перинатальный центр; Перинатальный центр переименован в КУЗ " "данные изъяты""; КУЗ " "данные изъяты"" переименован в ГУЗ " "данные изъяты""; ГУЗ " "данные изъяты"" перерегистрирован в МУЗ " "данные изъяты""; МУЗ " "данные изъяты"" реорганизовано в форме присоединения к МАУЗ " "данные изъяты""; МАУЗ " "данные изъяты"" переименовано в ГАУЗ " "данные изъяты""; ГАУЗ " "данные изъяты"" переименовано в ГАУЗ " "данные изъяты"".
Суд, разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения периодов работы истицы с 13 февраля 1995 года по 14 июля 1998 года в должности старшей акушерки приемного отделения перинатального центра Городской больницы N ... и с 15 июля 1998 года по 26 января 2015 года в должности акушерки приемного отделения перинатального стационара в специальный страховой стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, исходил из того, что истица в указанные периоды работала в отделениях (приемный покой, приемное отделение, приемный покой приемного отделения), не относящихся к хирургическому профилю. Факт осуществления эпизодически истицей принятия родов не дает ей право на льготное исчисление спорного периода работы, поскольку льготное исчисление стажа связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, в соответствии с которой в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
При рассмотрении дела судом установлено, что истица с 13 февраля 1995 года по 14 июля 1998 года работала в должности старшей акушерки приемного отделения перинатального центра Городской больницы N ... и с 15 июля 1998 года по 26 января 2015 года работала в должности акушерки приемного отделения перинатального стационара ГАУЗ " "данные изъяты"".
Изложенное подтверждается копией трудовой книжки, уточняющей справкой ГАУЗ " "данные изъяты"" от 26 мая 2015 года N "данные изъяты".
Никаких указаний о том, что истица работала акушеркой приемного отделения (приемного покоя) указанного центра, которое являлось составной частью акушерского физиологического отделения или имеющихся других отделений, указанных в соответствующем Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, в уточняющей справке не содержится.
Не подтверждается данный факт и имеющимися в деле копиями штатных расписаний.
Согласно действовавшему до 01 октября 1993 года Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, работа врачей и других медицинских работников лечебно-профилактических учреждений, в том числе акушерок в родильных домах, включалась в специальный трудовой стаж.
Согласно действовавшему до 01 ноября 1999 года пункту 2 Списка профессий должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, работа в должности врачей и среднего медицинского персонала независимо от должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, утратившим силу в связи с введением в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, введенный в действие на территории Российской Федерации с 01 ноября 1999 года.
Согласно пункту 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению (Перечню), один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня. Согласно Перечню структурных подразделений и должностей, работа в которых дает право на один год работы считать за один год и 6 месяцев, в наименовании должностей указаны, в том числе, "акушерки", в которой работала истица, однако в наименовании учреждений "приемный покой, приемное отделение, приемный покой приемного отделения" не указаны, а поименованы "акушерское", "акушерское физиологическое" и др.
В соответствии с пунктом "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работающим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев.
В пункте 1 Перечня наименования структурных подразделений отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка предусмотрены отделения, в том числе, "акушерское", "акушерское физиологическое", "акушерское обсервационное", "акушерское патологии беременности". Однако, в наименовании учреждений "приемный покой, приемное отделение, приемный покой приемного отделения " не указаны.
С учетом изложенного и отсутствия оснований для включения в специальный стаж спорных периодов в льготном исчислении у суда первой инстанции не имелось правовых оснований и для обязания ответчика назначить пенсию именно с 27 января 2015 года, поскольку необходимых для возникновения права на льготную пенсию 30 лет медицинского стажа у истицы не имелось ни на момент обращения с заявлением в пенсионный фонд, ни на момент вынесения решения суда.
При таких данных судебная коллегия считает, что решение суда основано на анализе пенсионного законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые были надлежащим образом исследованы и оценены.
Таким образом, по существу доводы жалобы истицы направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального и процессуального права к спорным правоотношениям применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328 (пункт 1) и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17 сентября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу А.Ф. Мингалиевой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.