Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Насретдиновой Д.М.,
судей Гаянова А.Р. и Мелихова А.В.,
при секретаре судебного заседания Ахатове А.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Казани на решение Кировского районного суда г.Казани от 15 июля 2015 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда России в Кировском районе города Казани включить в стаж Бакиевой З.М., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды: с 11.12.1989 г. по 30.09.1993г., с 01.03.1995г. по 02.09.1996г. в должности медицинской сестры в "данные изъяты".
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 17.03.2005г. по 16.04.2005г., с 08.09.2014г. по 08.10.2014г.
Признать за Бакиевой З.М. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не мене 30 лет с 08.10.2014 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика ФИО1, поддержавшей жалобу, объяснения истицы Бакиевой З.М. и ее представителя ФИО2, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бакиева З.М. обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Казани о признании права на досрочную страховую пенсию.
В обоснование своих требований истица указала, что 8 октября 2014 года ею в орган пенсионного фонда подано заявление о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Однако решением ответчика в этом ей было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа.
С данным отказом истица не согласна, полагает, что в указанный стаж ответчиком необоснованно не зачтены периоды ее работы с 11 декабря 1989 года по 30 сентября 1993 года и с 1 марта 1995 года по 2 сентября 1996 года в должности медицинской сестры в "данные изъяты", а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 17 марта 2005 года по 16 апреля 2005 года, с 8 сентября 2014 года по 8 октября 2014 года. Поэтому истица просила суд обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Казани включить приведенные выше периоды работы в ее специальный стаж, а также назначить ей досрочную пенсию со дня возникновения права на ее назначение - с 8 октября 2014 года.
В ходе судебного разбирательства истица увеличила заявленные исковые требования, также просила суд включить в ее специальный стаж период работы с 9 июля 2014 года по 27 мая 2015 года в Городской поликлинике ...
Представитель ответчика иск не признал.
Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене принятого судом решения в части включения в специальный стаж истицы периодов ее работы с 11 декабря 1989 года по 30 сентября 1993 года и с 1 марта 1995 года по 2 сентября 1996 года в должности медицинской сестры в "данные изъяты", ссылаясь на отсутствие для этого соответствующих правовых оснований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Истица, ее представитель с доводами апелляционной жалобы ответчика не согласились, считая изложенные в ней доводы необоснованными.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу пункта 20 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Аналогичные положения, предусматривающие право медицинских работников на льготное пенсионное обеспечение, содержались и в статье 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что 8 октября 2014 года Бакиева З.М. обратилась в Управление Пенсионного фонда России в Кировском районе г.Казани с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением ответчика ... от 17 октября 2014 года в назначении пенсии истице было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 30 лет, в который в бесспорном порядке зачтено 24 года 6 месяцев 20 дней. При этом приведенные выше спорные периоды при исчислении продолжительности льготного стажа лечебной деятельности истицы учтены не были.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истицы о включения в ее специальный стаж оспариваемых ответчиком периодов работы в должности медицинской сестры в "данные изъяты", суд обоснованно исходил из того, что в указанные периоды истица занималась осуществлением лечебной деятельности в здравпункте предприятия, в связи с чем он должен быть зачтен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с указанным выводом суда первой инстанции не могут быть признаны обоснованными, исходя из следующего.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее - Правила).
Согласно пункту 6 этих Правил, работа в должностях, указанных в Списке, в том числе, медико-санитарных частях, медицинских частях, поликлиниках, поликлинических отделениях, врачебных здравпунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), являющихся структурными подразделениями организаций, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.
Таким образом, в специальный стаж включается не только работа в учреждениях, указанных в Списке, но и в здравпунктах организаций, независимо от их организационно-правовых форм и наименований.
В вышеприведенном Списке в разделе "Наименование должностей" предусмотрены медицинские сестры всех наименований.
Как видно из записей в трудовой книжке истицы, 11 декабря 1989 года она была переведена в "данные изъяты" на должность медицинской сестры, в которой проработала по 2 сентября 1996 года. При этом в период с 1 октября 1993 года по 28 февраля 1995 года истица находилась в отпуске по уходу за ребенком.
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце втором пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Осуществление Бакиевой З.М. лечебной деятельности в здравпункте, являющимся структурным подразделением указанного предприятия, подтверждается записями в ее трудовой книжке, Положением о медицинском пункте на предприятии "данные изъяты", а также другими материалами дела, в связи с чем вывод суда о включении спорных периодов работы в специальный стаж лечебной деятельности истицы признается судебной коллегией правомерным.
С учетом включения оспариваемых периодов специальный стаж истицы на день обращения с заявлением в пенсионный орган составлял более 30 лет, в связи с чем суд также обоснованно удовлетворил и требования о назначении Бакиевой З.М. досрочной пенсии.
В целом изложенные в апелляционной жалобе ответчика доводы о неправильном применении и толковании норм материального права, а также об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истицей требований, являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Казани от 15 июля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Казани - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.